Громких уголовных дел, приговоров и связанных с ними решений в этом году оказалось немного. Особенно тех, что связаны с чиновниками или депутатами. Наши источники в силовых структурах связывают это с прошедшей ранее «зачисткой». Большинство фигурантов уже задержаны или сидят, а правоохранители «раскручивают» другие истории.
Относительно актуальная, официальная криминальная статистика в Карелии пока не опубликована, но наши источники говорят о временном затишье. Перед возможной большой бурей.
Тенденция совпала с относительным спокойствием в ряду чрезвычайных происшествий, хотя в этом случае закономерности выявить невозможно. На то они и ЧП. Прокуратура сегодня занимается расследованием трагедии с перевернувшейся лодкой на Онего и четырьмя погибшими. Следкомe пришлось разбираться с бригадиром, которого обвиняют в гибели пятерых рабочих, из-за паленого алкоголя.
Под суд отправился и бизнесмен, которого обвиняют в мошенничестве при строительстве перинатального центра в Петрозаводске. Правда, он руководит московской фирмой. Правоохранители не забывают про главбухов и местные «управляшки».
Вспоминается и уголовное дело о нецелевом расходовании бюджетных денег в заповеднике «Костомукшский». Следователи нагрянули с обысками к директору учреждения Сергея Тархова и его заместителя Гузэли Кулиевой, однако администрация заповедника все обвинения категорически опровергает.
Каждая из этих историй достойна отдельного материала, но мы по традиции вспомним те криминальные случаи, которые вызвали наибольший общественный резонанс.
Ягуар без зубов
В начале года суд Петрозаводска поставил точку в громком деле о взятке совладельца торгового центра «Ягуар» в Петрозаводске Гусейна Мамедова. Бизнесмен получил штраф в полтора миллиона рублей и остался на свободе. Мягкость решения тогда удивила многих: все-таки коррупционные дела в Карелии, как правило, заканчиваются большими тюремными сроками.
Кроме того, сторона обвинения настаивала на гораздо большей сумме штрафа, а в историю свидетелем «вляпался» и нынешний руководитель Корпорации развития Карелии Евгений Перов. Ранее он заведовал градостроительным комитетом в мэрии.
Гусейна Мамедову обвиняли в том, что он дал 200 тысяч рублей чиновнику мэрии за разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Однако адвокаты настаивали на том, что деньги были «подарком для консультации», которая не имела отношение к работе.
В итоге приговор «получил» ворох смягчающих обстоятельств, а Гусейн Мамедов отделался легким испугом.
Пожар без причины
В наш криминальный хит-парад попал и «участник», который… не имеет конкретных фигурантов. Это – нашумевшее ЧП с пожаром в гостинице «Северная» в Петрозаводске. Расследование инцидента, который едва не уничтожил историческое здание на проспекте Ленина потребовало бесчисленных экспертиз и затянулось надолго.
Уже в июне этого года расследование приостановили. Не удалось найти виновного, которому можно бы было вменить 168 статью УК РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности).
Возможных причин пожара тогда называлось несколько, говорили о курильщиках в номере, и неисправной электропроводке. Второй вариант, кстати, признавался наиболее вероятным.
Одно обстоятельство все-таки исключить удалось. Следователи не увидели в ЧП криминальной составляющей. То есть, о поджоге сегодня говорить нельзя. Хорошо хоть сама гостиница получила компенсацию от страховщиков.
Так или иначе, уголовное дело стало «глухарем». Наши источники в правоохранительных органах говорят, что снова «открыть» следствие теоретически можно. Но для этого нужны новые подробности. Если, например, вдруг появится важный свидетель.
Грант на гранте
В одном из самых больших скандалов этого года, так или иначе связанных с уголовщиной, засветился Минсельхоз Карелии. Летом суд Петрозаводска начал рассматривать уголовное дело в отношении главы фермерского хозяйства в Олонецком районе Ираиды Шалак, которую обвиняют в мошенничестве с грантами.
На скандал даже обратил внимание глава Карелии Артур Парфенчиков, а министр сельского хозяйства РК Владимиру Лабинову пришлось давать по этому поводу пояснения. Правда, очень короткие, в пределах своей компетенции. В Минсельхозе также полагают, что в деле нет и ущерба для чиновников.
Ираиду Шалак по подозрению в мошенничестве задержали еще в 2020 году, но затем из СИЗО отпустили. Сегодня же скандалом занялся суд. Как полагает следствие, Ираида Шалак «увела» 15 миллионов рублей, работая с федеральным проектом по развитию агропрома. То есть, якобы фиктивно зарегистрировала более десятка работников кооператива как ИП.
Затем те подали в Минсельхоз РК заявки на участие в грантовом конкурсе. При том что, по версии следствия, работали на предприятии. Сегодня суд продолжается, а общественность с адвокатами по-прежнему настаивают на невиновности фермера.
Совпадение или нет, но в ноябре в Минсельхоз с обысками нагрянули силовики. А это само по себе для более-менее спокойной Карелии – событие из событий. Многие связали их визит с делом Ираиды Шалак, однако министр Владимир Лабинов дал иные комментарии.
В соцсетях тут же возникли слухи о скорой отставке главы Минсельхоза, но он также эту информацию опроверг.
Дело спасателя
Осенью этого года Карелия активно обсуждала и жуткое убийство сотрудника регионального МЧС Сергея Косяка. Спасателя нашли мертвым, с простреленной головой, в двадцати километрах от Петрозаводска.
Следователи нашли возможного убийцу довольно быстро, задерживали его в Сегеже. Подозреваемый оказался рецидивистом, а конфликт, как утверждали местные жители, возник из-за денег.
Позднее журналисты выяснили детали инцидента. Сообщалось, что мужчина сдал смену в пожарной части и пропал после того, как поехал за водой к колонке. Машину позднее отследили по видеокамерам. По пути незнакомец выбросил ключи от авто с моста и избавился от отпечатков.
Также выяснилось, что подозреваемый, 55-летний мужчина, был близким другом Сергея Косяка. По слухам, подозреваемый занимался недвижимостью, и споры с другом возникли именно на этой почве. Сегодня же мужчина сидит в СИЗО и во всем сознался. Говорит о том, что стрелял из «обреза», который выбросил в реку.
На чьих-то колесах
Весной внимание общественности к себе приковали… автобусы. Следователи продолжили раскручивать уголовное дело в отношении экс-директора ГУП РК «Карелавтотранс» Дмитрия Школина.
Изначально в деле фигуранта не было, и правоохранители не исключали, что фигурант «пойдет» по превышению должностных полномочий, а не по мошенничеству. То есть, по более мягкой уголовной статье.
На тот момент было известно, что руководитель, по версии следователей, за бесценок продал две машины предприятия хорошей знакомой. Без согласия учредителей, Минимущества и Минтранса.
В итоге состав мошенничества был исключен, что от «уголовных» проблем, впрочем, Дмитрия Школина не избавило. Возможно, смягчающим обстоятельством в суде станет полное возмещение ущерба, но говорить об этом сегодня рано.
Точка Дмитриева
В этом году судьи также поставили точку в сложнейшем и запутанном уголовном деле карельского историка Юрия Дмитриева. Он, напомним, после многочисленных судебных пересмотров получил 15 лет колонии строгого режима за изготовление детской порнографии в конце 2021 года.
А уже в марте 2022 года с приговором столичного суда согласился Верховный суд РК, оставив вынесенный приговор без изменений. За развитием резонансного дела, связанного с приемной дочерью Дмитриева, следила вся страна. Историк, думается, свою вину не признает до сих пор.
В апреле многих взволновало его загадочное исчезновение из карельской колонии, однако позднее стало известно, что историка всего лишь этапировали. В мордовскую колонию, за полторы тысячи километров от Карелии. Там Юрию Дмитриеву предстоит провести ближайшие десять лет, с учетом «отсидки» в СИЗО.
Опасный сосед
В июле этого года вся Карелия вздрогнула из-за жуткого убийства 26-летней жительницы Петрозаводска Дианы Фроловой. Внезапно пропавшую девушку искали почти неделю: тело было обнаружено в лесу неподалеку от города. После этого быстро, по записям видеокамер, нашелся и подозреваемый, 50-летний сосед по дому.
Журналисты выяснили, что мужчина уже несколько раз был судим, в том числе, за изнасилование. Освободился же не так давно. После задержания он отказался давать показания следователям. Судя по всему, он молчит до сих пор.
Сегодня мужчина ждет окончания расследования в СИЗО, где встретит новый год. Срок содержания под стражей продлен, как минимум, до февраля. Тем временем, жители Петрозаводска организовали сбор подписей, требуя для задержанного пожизненного заключения. Следствие продолжается.
Кстати, сегодня же получила новый поворот и жуткая история с «маньяком» Антоном Ипатовым, который получил пожизненный срок за два дерзких убийства девушек в Петрозаводске, осенью 2018 года. Трех местных полицейских, которые фигурировали в этой истории и были оправданы по обвинению в халатности, сегодня снова будут судить. Дело отправлено на пересмотр.
Оправдание и потребность
Нелегким испугом в этом году закончился и суд для руководителя карельского Управления Роспотребнадзора Людмилы Котович, которую несколько лет назад оправдали по делу о трагедии на Сямозеро.
С этим, в частности, не согласилась прокуратура, однако третья кассация в Петербурге нынешней весной ее претензии оставила без удовлетворения.
В июне 2016 года, напомним, на воде перевернулась лодка с 47 детьми, которые отдыхали в оздоровительном лагере и отправились с инструкторами в поход по озеру. На озере начался шторм, утонули 14 детей…
Под суд пошли и инструкторы лагеря Павел Ильин с Валерием Круподерщиковым, и экс-глава местного Управления Роспотребнадзора Анатолий Коваленко. Все были оправданы, а последний, к слову, сегодня требует в суде 12 миллионов рублей компенсации морального вреда.
Не новый Новиков
Наблюдатели в этом году не списывают со счетов и так называемое «уголовное дело «Автоспецтранса». (ныне – «Карельского экологического оператора», КЭО). Директора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Ивана Новикова задержали аккурат перед праздниками, в конце декабря 2021 года.
На фоне глобальной мусорной реформы в республике, скандал с возможным взяточничеством, - а по такой статье идет Иван Новиков, - всколыхнул всю Карелию. По версии следствия, руководитель пытался купить у сотрудника местного Единого информационно-расчетного центра базу данных о клиентах. За 200 тысяч рублей.
Предприятие намеревалось оказывать мусорные услуги без посредников и за счет этого заработать большие деньги. Не срослось: сделку сорвали «фсбшники».
Сегодня по обвинению стартовал суд. Иван Новиков пока воздерживается от публичных оценок происходящего. Ему вменяют не только дачу взятки, но и подкуп группой лиц, с целью получить информацию, которая является коммерческой тайной.
Вероятно, приговора придется ждать еще долго. Но в общем контексте об Иване Новикове вновь заставили вспомнить слухи о… рабочих премиях, которые он мог получить за то время, пока ждет приговора. В «КЭО», кстати, эти слухи «КарелИнформу» почему-то комментировать отказались. Напрочь. Новый руководитель Павел Дегтярев, бывший «дорожник», сослался на коммерческую тайну.
Вице-спикер с условностями
Одно из самых свежих и, пожалуй, «околоуголовных» решений в нашем итоговом криминальном хит-параде – освобождение бывшего вице-спикера Петросовета Валерия Матвеева. В середине декабря депутат, загремевший за решетку на 3,5 года по делу о взятке, вышел на свободу условно-досрочно.
Для инсайдеров это решение неожиданностью не стало. Говорят, сиделец хорошо себя вел и заодно выплатил назначенный штраф в 20 миллионов рублей. Правда, откуда он взял такую громадную сумму, – неизвестно.
Большой уголовный скандал, напомним, прогремел почти два года назад, когда в марте Валерия Матвеева задержали, а затем арестовали. Позднее стали известны детали обвинения. Следователи сообщили о взятке в два миллиона рублей при строительстве жилого дома.
Уже в судебном процессе мелькнуло много известных фамилий. И особый интерес вызвала персона экс-спикера горсовета Геннадия Боднарчука, которому сегодня вменяют превышение должностных полномочий.
Между тем, устойчивые слухи об досрочном освобождении Валерия Матвеева возникли еще до задолго до того, как истек бы назначенный срок. Особый интерес вызвал его (по крайней мере, утверждалось, что его) автомобиль рядом с колонией.
Местное УФСИН тогда эту информацию «КарелИнформу» комментировать отказалось, сославшись на закон о персональных данных. Однако тайное все равно стало явным.
Сто раз в отказ
Последние два года Карелия следила и за уголовным делом бывшего председателя Петросовета Геннадия Боднарчука, которого задержали летом в собственном загородном доме. В деле фигурируют почти «традиционные» чиновничьи статьи: получение взятки, а также превышение и злоупотребление должностными полномочиями.
Прокуратура не мелочится: требует для экс-спикера без малого 16 лет колонии и 100 миллионов рублей штрафа. Процесс примечателен еще и тем, что в нем отметились бывший зам Боднарчука Валерий Матвеев и известный магнат Леонид Белуга.
Сам обвиняемый держит оборону до последнего и категорически отрицает свою вину, тогда как суд почти завершен. От традиционного последнего слова, Геннадий Боднарчук, по сути, отказался. Лишь напомнил про трусость и подлость и попросил суд скептически отнестись к тому, что говорила прокуратура.
Полет министра
На криминальную закуску мы оставили, пожалуй, самый громкий приговор этого года. Под конец года столичный суд разобрался с делом экс-министра транспорта РК Алексея Кайдалова. И за взяточничество с превышением должностных полномочий отправил его за решетку на 15 (!) лет. Со штрафом в 40 миллионов рублей.
Обвинение говорило о взятке в 3 миллиона рублей, которую при участии бизнесмена Романа Киселева тот передал бывшему сотруднику аэропорту «Петрозаводск» Игорю Волчеку. За содействие и чиновничье покровительство. Часть денег – 1,5 миллиона рублей – передать успели.
Упоминался и другой эпизод: с установкой площадки для спецтранспорта, что требовало проведения аукциона. Минтранс надеялся на то, что за деньги «исполнители» подберут единственного и проверенного участника тендера.
Уже в суде участники разбирались с маршрутом купюр, часть из которых, кстати, оказалась «меченой». Алексея Кайдалова сильно смутили и резинки, которыми скреплялись пачки денег.
Приговор в любом случае оказался суровым, хотя адвокаты намерены его обжаловать. А в кулуарах по-прежнему говорят о несостыковках в уголовном деле, хотя суду, надо полагать, гораздо виднее.