Большой скандал с 11 гектарами земли в Сайнаволоке, недавно поменявшими официальный статус, возник (как может показаться) стихийно и во многом непредсказуемо. Формально «виноватой» оказалась сессия Петросовета 3 июня, где гордепам волей-неволей пришлось за этот вопрос голосовать. То есть, править столичные правила землепользования и застройки.
Уже в мае этого года стало известно, что на землю в Савин Наволоке, по большому счету, претендует бизнес. В пояснительной записке к законопроекту сообщалось, что поправки инициировало некое ООО «Экопарк «Онежская деревня».
Чуть позднее выяснилось, что фирма обратилась с таким предложением еще осенью прошлого года: попросила изменить зону городских лесов на рекреационную зону прибрежных территорий. Мол, зонирование земли не соответствует действующему городскому Генплану.
Однако на июньской сессии горсовета возникла загвоздка, «экологическая». Руководитель комитета градостроительства и землепользования Александра Россыпнова, представляя поправки, напомнила, что пару лет назад ПетрГУ по заказу мэрии провел исследования и выдал заключение о необходимости сохранения краснокнижных видов растений и животных.
Со щитом или без
Дальше — больше. Выяснилось, что территория включена в так называемый «зеленый пояс» («зеленый щит») Петрозаводска. «Особой погоды» этот факт для парка Савин Наволок, по мнению наблюдателей, не делает, но на такой земле — все равно установлен ограниченный режим природопользования.
Спортивные, туристские, медицинские и рекреационные объекты в пределах «зеленого щита» разрешены, хотя загрязнение территории — не допускается. И в этом смысле в Петрозаводске возникает любопытный и по-своему опасный прецедент.
Петрозаводск обрел «зеленый пояс» площадью в 5,6 га еще несколько лет назад, однако общая площадь зеленых территорий по недавнему генплану составляла 4,8 тысяч га. Сайнаволок, впрочем, рекреационными зонами и городскими лесами был уже окружен.
Но если о каких-то особых тотальных запретах закон о «зеленом щите» все же не говорит, то столичные правила землепользования и застройки — еще как. Документ ставит знак равенства между зонами городских лесов и рекреационной зоной прибрежных территорий — в том смысле, что обе они относятся к зонам рекреационного назначения.
Одна из статей действующих правил также гласит: на «прибрежке» все же можно заниматься гостиничным обслуживанием (условно разрешенный вид использования), а это — основной вид деятельности упомянутого ООО «Экопарк «Онежская деревня».
В свою очередь, в зоне городских лесов — установлено почти полное табу на какую-то «работу». Разрешены лишь охрана природных территорий и выделение площадей под резервные леса. Более того, для таких участков даже не устанавливаются предельные размеры.
«Великолепная пятерка»
Выходит, лазейка — при всех многочисленных ограничениях — найдена. И горсовет подавляющим числом голосов с инициативой Виталия Маркова согласился. Хотя не обошлось без «душка»: заявитель оказался… тоже депутатом Петросовета. Его тут же публично заподозрили в конфликте интересов, но в защиту предпринимателя выступил даже глава Петрозаводска Владимир Любарский.
Сам же Виталий Марков на встрече, напомним, решился расставить точки над i. Но вышло расставить — запятые.
«Все с точностью до наоборот <…> — выступил он. — На соседней территории имеется объект недвижимости, который мы развиваем, и мы видим эту территорию каждый день. Мы на нее смотрим и понимаем, что развития у нее никакого нет. Как я понимаю данную ситуацию: если это территория лесная, значит, на нее распространяются положения Лесного Кодекса. Положения Лесного кодекса подразумевают освоение лесов. Это рубка леса. С моей точки зрения, данная территория является ценной, и эту территорию, наоборот, надо защищать».
Видимо, поэтому на публичных слушаниях, которые были прошли 31 марта этого года, за поправки в правила землепользования и застройки проголосовало… пять человек. При отсутствии голосов «против» и воздержавшихся. То есть, судьбу ценной территории решили единицы. Кстати, в недрах сайта администрации Петрозаводска какую-либо информацию об итогах этих публичных слушаниях в профильных разделах нам найти не удалось. Поэтому — за детали «спасибо» пояснительной записке к поправкам.
Как бы то ни было, депутат Виталий Марков на сессии говорил о благих целях — благоустройстве, общественных туалетах, уборке мусора. Цитируем, территории нужен «импульс для рекреации». Место-то у горожан и гостей города крайне популярно, поэтому на этом, видимо, можно хорошо подзаработать.
Договорились?
Прежде чем вернуться к экологии, взглянем пристальнее на саму фирму. Экопарк был зарегистрирован совсем недавно, 2 марта 2022 года, и все 10 тысяч рублей его уставного капитала принадлежали не кому-нибудь, а «рыбному королю» и сенатору от Карелии в Совфеде РФ, одному из самых богатых жителей России Игорю Зубареву.
Практически сразу же доверительным управляющим на долю совладельца была назначена Татьяна Кузьмина, гендиректор ООО «Группа Баренц» и ООО «Баренц Инвест», а заодно — бенефициар ООО «Фрегат» в Петрозаводске (того самого, что у Онежской набережной). Директор компании — все тот же Виталий Марков. Основной вид деятельности экопарка — деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания.
Разумеется, финансовой отчетности у предприятия пока никакой нет, но, надо полагать, гостиничный бизнес «в двух шагах» от столицы, с учетом глобальных планов властей по развитию внутреннего туризма может принести немалые дивиденды.
И против этого возражать станут разве что экологи и ученые, но никак не чиновники. «Протекция» Игоря Зубарева в этом смысле выглядит безусловной, что косвенно подтверждается и словами главы города Владимира Любарского.
«Если нам на Каменном бору мешает юридическое лицо, которое там хоть что-то собирается реализовать <…> но нам этого не надо, пусть все остается, как есть, — прокомментировал поправки градоначальник. — Если кто-то решил реализовывать что-либо в Сайнаволоке… Да, надо следить за тем, чтобы, как говорится, не нарушалось законодательство. Да, надо пристально смотреть проект. Но двигаться в никуда — это не вариант для городского развития».
Особая охрана
С развитием никто не спорит, но как быть с экологией? Еще до сессии активисты Петрозаводска обратили внимание на так называемую «подеревную съемку» в окрестностях Савин Наволока, которая проводится при планируемых вырубках.
Позднее депутат горсовета Ольга Тужикова уточнила, что метки обнаружились на смежном с переведенным в другую зону» участке площадью в 1,7 га. Он же ранее был предоставлен в бессрочное пользование «Карельской поисково-спасательной службе», только осенью прошлого года владельцы вернули землю Минимущества.
По нашей информации, спасатели отказались от участка по одной причине: разместить на земле профильные объекты… оказалось нельзя, поскольку на территории обнаружились краснокнижные виды растений. Сегодня с этим, кстати, разбираются в полиции, но пока говорить о результатах проверки рано.
Так или иначе, ценность лесов в Сайнаволоке сегодня неоспорима: об этом говорят и ученые. Парк «Савин Наволок» по госзаказу институтов биологии и леса КарНЦ РАН специалисты пристально изучили в прошлом году.
В исследовании экспертов В. В. Тимофеевой, С. А. Кутенкова, В. Н. Тарасовой, В. И. Андросовой и А. В. Руоколайнен черным по белому сообщается, что флора лесов — «ценный объект разнообразия аборигенной флоры»
На небольшой площади растут более четверти всех видов сосудистых растений, известных в Петрозаводске, а также 40 видов мхов и 45 видов лишайников.
«Всего в пределах парка Савин Наволок выявлены 8 охраняемых в Республике Карелия видов, из которых 2 — Calypso bulbosa и Cypripedium calceolus — подлежат охране на территории всей Российской Федерации», — констатируют ученые.
По мнению экспертов, леса на территории следует признать лесами высокой природоохранной ценности, а редкие виды нуждаются в специальной охране. Потому парк Савин Наволок необходимо признать особо охраняемой природной территорией (ООПТ), т. е. памятником природы или государственным ботаническим заказником регионального значения.
Санитары леса
Показательно, что именно этот вопрос — тоже был внесен в повестку июньской сессии горсовета, где как раз обсуждали судьбу Сайнаволок. Только депутаты его в повестку… не внесли. Как «КарелИнформу» пояснил старший научный сотрудник института геологии КарНЦ РАН Дмитрий Рыбаков, вопрос в любом случае не закрыт, и в будущем эту тему в горсовете планируют поднять снова.
«На территории есть краснокнижные виды, и это должна быть особо охраняемая территория местного или регионального значения», — добавил ученый, отметив, что «зеленый щит» территории парка помочь вряд ли сможет. — Участки, которые организованы там под этим названием, все-таки имеют более слабый охранный статус. И мы оперируем юридическим термином — «городские леса», это более серьезная защита для тех кусочков лесных массивов, которые остались у нас в городе. Напомню, что в Петрозаводске с 2013 года пропало около 3 тысяч га городских лесов».
Что еще можно сделать, чтобы сохранить Савин Наволок? По мнению Дмитрия Рыбакова, в ситуации есть и другие «сдерживающие факторы».
«Во-первых, рядом расположено Онежское озеро, а это источник питьевого водоснабжения города, — рассуждает ученый. — И никакое масштабное строительство в зоне второго пояса санитарной охраны не допускается. Если же начнется любое другое, то это тоже будет катастрофа. При строительстве таких объектов, кроме того, необходимо соблюдать противопожарные меры: то есть, на расстоянии 30 или 50 метров вокруг объекта вырубить лес. Это — нарушение естественной среды обитания, что, кстати, запрещено законом и предусматривает уголовную ответственность».
***
Один из главных вопросов, на который представители «Онежской деревни» пока так и не ответили: если леса вырубаться все же не будут (а бумажки на окрестных деревьях — лишь чья-нибудь провокация), то зачем ей потребовалось менять зону городских лесов на рекреационно-природную?
Формально — для того, чтобы вести бизнес, поскольку новый статус земли это позволяет. Но будет ли сам экопарк следить за добропорядочностью гостей на соседнем участке — другая сторона экологической медали.
Сегодня же за возможными вырубками и порядком на ценнейшей территории остается следить только нам, горожанам. Показательные и успешные примеры есть — Каменный бор, Сунский бор, Курганский… Будет еще один, Савиновский?