Выездной туризм как бизнес-сектор в этом году потерял равновесие: коронавирус, на который наложился глобальный экономический кризис, выбил все опоры. Для россиян заграничные поездки стали возможны в середине августа. Первой «курортную» дверь приоткрыла Турция – страна, не первый год удерживающая пальму первенства по интересу российских отдыхающих.
Именно приоткрыла: из-за строгих ограничений и всевозможных мер предосторожностей, сокращения полетных программ работу начали далеко не все отели. Местные власти строго регламентировали принципы противоковидной безопасности. От отельеров потребовались серьезные вложения – и это после того, как сезон фактически не состоялся: дезинфекция номеров и общих пространств, расстояния между столиками в ресторанах и между лежаками на пляжах – все это траты и упущенная прибыль.
Что будет дальше – не знает никто. Когда туризм вернется к прежнему облику – и вернется ли, неизвестно. Такой экстремальной проверки на прочность рискует не выдержать не только отельный сектор, но и смежная отрасль: туроператоры, турфирмы, работающие на выезд, терпят колоссальные убытки.
«С конца марта бизнес ушел, фактически, в простой. Появились большие долги по невыполненным перед туристами обязательствам – по перенесенным турам, в связи с закрытием границ, - объясняет Елена Лопатина, директор «Четырех сезонов», агентства в Петрозаводске, ориентированного на выездной туризм. - В августе открылась Турция, открылась Абхазия. Многие туристы воспользовались предоставленной возможностью перебронирования ранее приобретенных туров в счет оплаты вновь открывшихся направлений. Безусловно, поехать могут не все. Кто-то боится вернуться в самоизоляцию, кто-то – заболеть на курорте. Кто-то вообще страхуется – и ждет полной отмены всех ограничений. Не будем забывать и о финансовой составляющей – отдых подорожал. Хотя, безусловно, те, кто готов был поехать на отдых, остались, и их становится больше».
По данным системы СПАРК, с начала этого года в республике закрылось несколько предприятий, оказывающих туристические услуги «на выезд». Волна закрытий началась в июне. И продолжается. Те, кто работают с путешественниками в республике, уверены – эту зиму переживут далеко не все. В более выигрышном положении окажутся те, кто работает и на внешний, и на внутренний туризм – он сейчас расцветает после «засухи» в начале сезона.
В управлении туризма Карелии говорят, что в нашей республике, очевидно, сезон закончится гораздо позже обычного: не в сентябре, а в октябре или даже позже. Немалую роль сыграла и программа кэшбека. «Карелия сейчас в топе по посещаемости. Сюда хотят ехать, - подчеркнул Иван Кипрухин, руководитель управления. – Конечно, повторение акции очень положительно скажется на интересе туристов к региону в дальнейшем».
Повторение вполне вероятно, поскольку на акцию российские власти выделили 15 миллиардов, и в запасе средства еще есть. В турфирмах надеются на то, что повтор будет к Новому году, что, опять же, для Карелии очень выгодно.
Пять часов за семь тысяч
Пока фирмы, предлагающие туры на квадроциклах и походы по святым местам Карелии, работают с плотным потоком клиентов и набирают менеджеров по продажам туров, фирмы, работающие с зарубежьем, напротив, проводят сокращения.
«В июле ушли почти все сотрудники. Потому что им перестали выплачивать деньги. Я ушла сразу, в конце марта, когда нам объявили, что следующая неделя будет не рабочей, - рассказала «КарелИнформу» экс-сотрудница одной из турфирм Петрозаводска. – Поняла, что дальше будет много бесплатной работы из дома. В апреле всем урезали, как я узнала потом, рабочие часы до пяти часов, с оплатой в семь тысяч рублей в месяц. Но по факту работа пятью часами, конечно, не ограничивалась. Самые стойкие продержались до июля, потом начали увольняться».
Сейчас на сайтах по поиску работы вакансии менеджеров по работе с клиентами в турфирмах немного. Средняя зарплата – 20-25 тысяч в месяц. Это совсем немного, учитывая нагрузку. Но больше работодатели не в состоянии платить. Еще в январе 2017 года туроператоры снизили комиссию, выплачиваемую турфирмам, до 5-7 процентов с тура. Зарплата менеджера состоит из небольшого оклада и процента за проданные путевки. Условно говоря, за серьезный «пакет» продающий сотрудник получает 500-700 рублей. За перебронь, аннулирование тура, ошибки в данных путешественников взимается штраф.
Когда в будущем, приспособившись к каким бы то ни было новым реалиям, рынок пойдет в рост, профессионалов будет не хватать, и это очевидно. Хороший менеджер найдет работу не только в туризме, но и в других секторах, где ценятся навыки продаж.
Несмотря на то, что продажи в ту же Турцию открыты, идут они слабо, если сравнить с докоронным временем: «Турция, скажем так, в вялотекущем режиме, - рассказала владелица одного из туроператоров в Карелии. – Люди опасаются путешествий сейчас». К тому же страна переживает уже второй пик ковида за несколько месяцев. Выездной поток в Турецкую республику упал во втором квартале этого года в 275,6 раза, по данным пограничной службы ФСБ РФ.
Туманно и не ясно
Самое неприятное, как гласит народная мудрость – неизвестность. У турфирм и операторов сейчас нет понимания того, что будет дальше. Азиатские страны, на которые делаются ставки зимой-весной, пока ничего не говорят относительно открытия границ – у них хватает своих проблем. Поэтому часть организаций, оказывающих услуги выездным туристам, планирует вообще приостановить работу ближе к ноябрю-декабрю. Ведь о глубоких продажах речи вообще не идет.
«Каковы в такой ситуации перспективы турагентского бизнеса? Думаю, ответ очевиден. Приведу пример: мерами государственной поддержки смогли воспользоваться не более 30% агентств, а именно им будет проще пережить кризис. Но даже если кризисный шквал сейчас докатится до большей части турагентств, когда тяжелые времена останутся позади, этот сегмент рынка молниеносно восстановится», цитируют «Известия» вице-президента РТС Юрия Барзыкина.
Еще в январе, оценивая потери из-за ковида, туроператоры в России говорили о сотне миллионов долларов, по данным АТОР. Понятно, что туроператоры уходят с рынка, уходят и посредники. В конце августа стало известно о том, что компания «Санвэй» (центры бронирования «Клео-Тур» и «Тур-Бокс») закрылась. Причина – пандемия. В АТОР отмечают, что компания закрыла турагентам доступ к информации о заявках.
Туроператоры в обозримом будущем, говорят эксперты, на волне неопределенности, вполне могут начать покидать рынок. И пострадают в этом случае туристы. В том числе, те, кто уже купил (или перенес) туры на 2021 год. Один из вариантов хоть как-то минимизировать потери среди путешественников – страхование туров. Рассуждения об этом ведутся уже давно. Но представителям бизнеса понятно – это вряд ли возможно. Страхование туров – это рискованный бизнес.
Те немногие компании, которые занимаются страхованием поездок, отказываются от этого. Речь идет об очень маленькой прибыли. Обязательного страхования туров не будет, это невыгодно. К тому же, если делать страхование принудительным, нужно вносить серьезные изменения в федеральное законодательство. Если добровольными – то это скажется на цене путешествий для самих же туристов. Соответственно, популярностью особой опция пользоваться вряд ли будет. Сейчас, например, закрытие направления из-за коронавируса страховым случаем не считается.
«Все прогнозировали крупные банкротства туроператоров к осени этого года. Но этого не случилось, к счастью. Многие туроператоры работают на выездных и на внутренних направлениях, это спасает. Хочется быть оптимистом, и надеяться, что туроператоры выйдут из сложившейся ситуации, хотя она крайне тяжёлая и зима предстоит непростая для бизнеса», - говорит директор российского союза туриндустрии по Северо-Западу Екатерина Шадская.
Преисполниться оптимизмом или же нет – личное дело каждого. Однако делать что-то нужно уже сейчас. «Бизнес оказался в сложном положении, поскольку многие путешественники требовали вернуть деньги, а ведь расходные обязательства никуда не делись: надо выплачивать сотрудникам зарплату, надо элементарно оплачивать аренду офисов, не говоря уже о специфичных расходах, например, на специальное компьютерное программное обеспечение, - отмечает Лопатина. - При этом апрель, май и июнь, месяцы, когда формируется своего рода резервный фонд, были не активными месяцами. Туристы в этом году могли отложить путешествие, перебронировать его на те же даты 2021 года без повышения стоимости. При этом стоимость путевки, к примеру, в ту же Турцию «привязана» к курсу евро, который меняется сейчас невообразимо быстро». А ведь этой разницы в ценах никто не компенсирует.
И операторам, и агентам приходится изобретать новые выходы из ситуации уже сейчас: невзирая на то, что обстоятельства стесненные, а будущее – более чем туманно.
«Некоторое оживление ждем осенью. Для того, чтобы сейчас сохранить постоянных клиентов, на которых вся надежда, турфирмам придется разрабатывать альтернативные пакеты услуг, - прогнозирует Елена Лопатина. - Сейчас для того, чтобы удержаться на плаву, нужны продажи. Мы продаем те страны, что открыты. Кроме того, туроператоры предлагают новую опцию – можно забронировать тур в закрытую пока страну – с перспективой. Предоплата минимальная – всего пять тысяч рублей, вне зависимости от стоимости тура. Остальные деньги нужно будет внести тогда, когда направление откроется. Если оно не откроется, деньги остаются на депозите, их можно будет «перебросить» на другую поездку».
Однако какие бы варианты ни придумала туриндустрия, всегда остается один немаловажный фактор – страх путешественников перед ковидом.
Пандемия приняла планетарные масштабы. Еще недавно эксперты от медицины довольно бодро предлагали дождаться плато заболеваемости, после которого все наладится. Теперь же эпидемиологи осторожно отмечают – возможно, меры борьбы с ковидом стоит сохранить навсегда, встроив в привычную жизнь маски, социальную дистанцию, антисептики и разобщенность. Частью нормальной жизни, без сомнения, являются и путешествия. Поэтому тем, кто держит на себе весь выездной туризм, остается только одно – эволюционировать, чтобы внести свой вклад в построение новой реальности. Как полагается, в ходе эволюции выживут не все. Но тем, кто сумеет приспособится, вероятно, не будет страшно уже ничто.