Posted 3 июня 2020, 11:51
Published 3 июня 2020, 11:51
Modified 30 октября 2022, 20:20
Updated 30 октября 2022, 20:20
Казалось бы, после всемерной поддержки, которую оказали отрасли на разных уровнях, и после возобновления работы, туристический бизнес в республике наконец выйдет из застоя. Михаил Мишустин призвал россиян провести отпуска в пределах страны. Анна Попова предостерегла от лишних надежд на отпуск на побережье. Когда, если не сейчас, обратят путешественники самое пристальное внимание на северную республику?
Но специалисты уверены – все не так радужно. Дело не только в том, что после кризиса у многих туристов не осталось денег, отложенных на путешествия, но и в тех условиях новой реальности, в которых придется работать туроператорам, турфирмам, гостиницам и санаториям. А ведь именно на этот сектор в Карелии еще недавно делали ставку.
«Убытки начались в этом году еще с бесснежной зимы. После новогодних праздников мы остались совсем без туристов, за исключением северной части республики», - объяснила Ольга Лукина, директор туроператорской компании ООО «Лукоморье», президент «Союза субъектов туристской индустрии Республики Карелия» (карельское отделение РСП).
Однако туроператоры начали акции по раннему бронированию, путешественники заинтересовались. Возникла надежда на то, что вслед за «голодной» зимой придет «сытое» лето, которое даст возможность выправить ситуацию. Но эту надежду разрушил коронавирус и связанные с ним ограничения.
Ситуация необратимая
«Мы понимали, что ситуация уже необратимая. Но не думали, что ограничения будут такими долгими и губительными», - отметила собеседница «КарелИнформа».
В последнее время на туризм власти республики делали основную ставку. Но одна внештатная ситуация показала, что все далеко не так просто и хорошо. Вошла туротрасль в коронавирусные ограничения первой, как только началась самоизоляция. А выйдет из нее, по оценке эксперта, последней. Даже если путешествия разрешат, у многих не будет свободных денег на долгую поездку на север. Ведь Карелия – регион не из дешевых. Неделя отдыха на севере сопоставима с неделей отдыха на побережье теплого моря. Это самое теплое море и предпочтут многие, имея единственный отпуск в году, предположила Ольга Лукина.
Сложностей меньше не станет в ближайшее время. Во-первых, не ясно, что будет с поездами. Напомним, в Минтрансе РФ осень называют, как возможное время начала восстановления пассажирских перевозок. У тех путешественников, кто забронировал свой тур еще до пандемии, нет понимания – удастся ли им вообще к нужной дате добраться до заповедных карельских мест. И в какую сумму это обойдется. Последнее касается и автобусов.
«Все туристические автобусы в Карелии – частные. При сохранении дистанции между пассажирами в автобусе, рассчитанном на 30 пассажиров, поедет 10 человек. Сколько будет стоить такая поездка? Ведь оплачивается не место, а весь автобус целиком, - подчеркнула представитель турбизнеса. – Не ясно, как будет организована перевозка пассажиров на тех же «метеорах».
Есть и другие проблемы. Так, гостиницы попросту боятся начинать работу. Как и некоторые турфирмы – им не ясно, что делать, если гость заболеет? Если в группе, которую сопровождает оператор, появился ковид-положительный путешественник – что делать? Отправлять оставшихся участников поездки в обсерватор? Но куда? И кто оплатит пребывание людей? Можно ли отправить их домой? Нужно ли делать это немедленно?
А как организовать питание гостей? При неработающих кафе и ресторанах сделать это проблематично. Почти все экскурсионные и многие активные туры, предлагаемые в республике, включают обеды и ужины в заведениях общепита. Даже если речь идет не об изысках классической карельской кухни, которыми как отдельным пунктом программы интересуются гурманы, туристов не отправить в магазин за хлебом и готовыми салатами.
Денег нет
«Если мы начнем сезон 15 июня, у людей будет хоть какая-то надежда еще что-то заработать. Потому что сейчас туротрасль существует за счет предоплат, взятых ранее. Но на прием гостей уже придется брать кредиты. Если же начало сезона сдвинут еще на месяц, надежды не будет. Туризм – это такая махина, которую со щелчка уже не запустишь. Доходов нет с февраля. Выплачивать в таких условиях зарплаты сотрудникам тяжело. Многим из тех, у кого офисы арендованные, еще тяжелее. Арендаторы прямо говорят, что не запрещают пользоваться офисами, поэтому имеют право на полную прибыль. А снижение платы за аренду муниципального имущества – это такие копейки», - полагает Лукина.
Туристической отрасли, как наиболее пострадавшей, была обещана поддержка еще в начале пандемии – и на республиканском, и на федеральном уровне. Однако, как и в других сферах, здесь рука помощи тянется к потерпевшим бедствие очень медленно.
Собеседница «КарелИнформа» отметила, что пока ее компании получить обещанные МРОТы от республики не удалось – нужны все новые документы.
«Скорее всего, мы получим деньги в июне, хотя уже сейчас говорится, что пострадавшим помогают,- предположила Лукина. – По федеральным выплатам пока тишина. Хотя московские фирмы, я знаю, уже получили эти деньги, как и фирмы из других регионов».
Кто уйдет
Туристических агентств, фирм и бюро в Карелии на душу населения гораздо больше, чем в других регионах. Есть те, кто работает не первое десятилетие. Есть и те, кто, появившись, исчезает с рынка, не успев примелькаться.
«Нельзя сказать, что многие уйдут именно из-за коронавируса», - отметила представитель отрасли.
Однако кому-то закрыться все же придется. Особенно среди тех, кто занимается исключительно турами по республике, не имея других источников дохода. На то, чтобы выйти на докризисные объемы выручки уйдет, по мнению Ольги Лукиной, не меньше года. Не будем забывать о том, что путешествия в республике завязаны на времена года, а межсезонье – мертвое время. Не будем забывать и о том, что финансовое состояние и посткризисная психология также скажутся на возможностях и готовности туристов тратиться на поездки.
Две недели – это фантастика
По рекомендациям надзорных ведомств, после начала туристического сезона туры должны составлять не меньше 14 дней. Для Карелии – это слишком. У нас холодно и дорого для того, чтобы потратить минимум две недели на поездку. Самый частый тур, по оценкам Ольги Лукиной, трехдневный. Он позволяет увидеть больше, чем тур выходного дня, но довольно демократичен по ценам.
«Желающих приехать на две недели на север, где сегодня дождь, а завтра уже нужна зимняя куртка, при этом вчера еще было жарко, будет немного. С начала пандемии у меня был всего один такой запрос – на длительное проживание в Карелии. Мы толкаем людей на самостоятельный туризм. Без масок, без перчаток, без дистанции, - объяснила представитель союза субъектов туристской индустрии Республики Карелия. - Да, на въезде всех проверяют, на турбазах заполняют документы о месячном пребывании. А через пять дней путешественники могут просто попрощаться и уехать. Удерживать их никто не имеет права. Если человек едет в составе организованной группы, мы отвечаем за его здоровье и благополучие. Но кто ответит за туриста – «дикаря»?».
Ничуть не лучше ситуация у маленьких фирм, которые специализируются на активных турах. Пока организаторы сплавов на рафтах не понимают – как им быть. Обычно такой тур длится не больше пяти-шести дней.
«Две недели в карельских реках? Это фантастика, особенно – с соблюдением дистанции и в обнимку с бутылкой антисептика,- поделился мнением организатор активных туров в Карелии, зимой предлагающий катание на снегоходах, а летом – рыбалку и рафтинг. – Мы обычно хорошо в плане финансов проводим майские праздники. В этом году прибыли не было. Что будет дальше – не представляю. Для нас уже даже отсрочка открытия сезона на месяц ничего не значит. Прибыли просто нет. Совершенно не ясно, как организовать работу. Не понятно, что будет с поездами. Наша аудитория – средний класс, они предпочитают добираться к нам по железной дороге. А как человеку бронировать тур, если он не знает – сможет ли вообще добраться до места назначения? Где мне кормить клиента? Где его разместить? Все прежние связи уже не актуальны. Учитывая, что мы везем людей из района в район, совершенно не представляю – как мне их оформлять? Ситуация меняется постоянно, поэтому сегодня район может быть «чистым», а завтра уже нет».
Что там на водах?
Еще один вид туризма – помимо рекреационного, познавательного, паломнического, который активно рекламируют в Карелии – оздоровительный. Многочисленные «звезды» оставляют хвалебные отзывы о визитах в санатории и клиники на севере. Кому-то удалось похудеть, кому-то – залечить старый остеохондроз местными Габозерскими грязями.
Санатории РК тоже определенное время не принимали клиентов. Глава республики пообещал им субсидии. Например, «Марциальным водам» обещано 22 миллиона. Поскольку этот санаторий не работает с 28 марта.
Напомним, Роспотребнадзор РФ дал довольно обширные рекомендации по организации работы курортов: смены не меньше 14 дней с дезинфекцией номеров и прочих помещений, расселение по номерам в одиночку, питание в комнатах, раздача масок. Есть и множество других тонкостей. Например, групповых занятий и процедур быть не должно. Штат санатория должен быть укомплектован на все сто процентов – без аутсорсинга и работы по совместительству. Если же в санатории вдруг обнаружится больной, все учреждение на две недели превращается в обсерватор. Условия, говоря откровенно, не самые благоприятные.
Недавно российская ассоциация оздоровительного туризма провела большую онлайн-конференцию для руководителей санаториев. В ней участвовали и представители Карелии. Гендиректор клиники «Кивач» Александра Улич отметила, что свести все рекомендации контролирующих органов в единый перечень, чтобы пользоваться им как инструментом организации работы, крайне сложно. И, хотя в клинике готовы выполнять все предписания, сделать это будет непросто. Например, сложно будет поставить все оборудование, которое необходимо для обеззараживания воздуха в помещениях. Поставщики не готовы привозить и устанавливать его сейчас, поэтому придется пользоваться переносным, что, естественно, приведет к изменениям в графиках работы.
Аналогичная ситуация и в других здравницах на территории России. Четкого понимания того, как работать и что предлагать отдыхающим, нет ни у кого. Например, что делать югу России? Пляжи и достопримечательности закрыты – и когда откроются точно, ясно не совсем. Как удерживать отдыхающих на территории? Как действовать, если среди постояльцев вдруг обнаружится ковид-положительный? Указания должны дать на уровне регионов, однако санаториям о них ничего не известно. Есть и еще одна проблема, связанная со справками об отсутствии коронавируса для клиентов. Действует документ два дня, а пусть до санатория может занимать и трое, и четверо суток.
Многие представители санаторного комплекса считают, что выполнить все рекомендации Роспотребнадзора (которые, к тому же, меняются регулярно) сложно, и это может сорвать сезон, который и так уже начался не лучшим образом. Кроме того, расходы на тесты для сотрудников, бесконечную дезинфекцию и прочие противовирусные меры, ожидаемо скажутся на ценниках.
В «Марциальных водах» тоже полагают, что ограничения серьезно скажутся на спросе.
«Если бы вдруг все ограничения были сняты, то в санаторий было бы не попасть. Но кроме общих ограничений и правил, действуют и региональные, такие как проживание на территории Карелии не менее 30 дней, или карантинный режим не менее 14 суток. Они очень снижают вероятность реализации таких продолжительных туров. На сегодня, согласно рекомендациям Роспотребнадзора мы можем принять максимум 125 человек, и у нас есть такое количество запросов, но продолжительность по запросам от 7 суток, а это, в свою очередь, не позволяет нам принять людей. Тех, кто может приехать на 14 суток, примерно 25%», - отметили в санатории.
На стоимости путевок ограничения тоже скажутся. Правда, в здравнице подчеркнули, что подъем цен сейчас не актуален. Поэтому пошли другим путем, отменив скидки. Впрочем, клиенты санатория готовы платить за поездку на карельский курорт 44,8 тысячи рублей с человека за две недели. Тут, скорее, другой вопрос: не многие могут взять двухнедельный перерыв на работе, большая часть оздоравливающихся заезжает на 10-12 дней.
Затраты, связанные с открытием, в этом сезоне велики. По подсчетам специалистов «Марциальных вод», они составят от 500 до 700 тысяч рублей на покупку рециркуляторов, бесконтактных градусников, бесконечных масок и парогенераторов. Учитывая, что говорить о сроках выхода на докризисные объемы выручки пока не приходится, суммы получаются более, чем внушительными. Ведь цены из-за повышенного спроса растут, и растут серьезно.
***
Еще недавно власти называли туризм в Карелии едва ли не локомотивом, который вполне может потянуть всю нашу экономику вперед. Всего два месяца, всего одна внештатная ситуация показали: один вирус способен превратить локомотив в ту самую тыкву. Даже не в полночь. А учитывая требования, выдвигаемые к работе туротрасли после пандемии, обратного превращения может и не произойти.