Posted 23 ноября 2021,, 06:04

Published 23 ноября 2021,, 06:04

Modified 30 октября 2022,, 21:43

Updated 30 октября 2022,, 21:43

Опасная внезапность: о чем говорит скандал с «отменой» северных в Карелии

23 ноября 2021, 06:04
История с «исключением» региона из северных территорий формально завершилась, но эксперты уверены, что точку ставить рано: разбираемся в том, что произошло.

Неожиданно. Так можно охарактеризовать начало прошлой недели, когда стало известно, что на федеральном портале правовой информации появился указ президента РФ Владимира Путина, исключивший Карелию и ряд других регионов из списка северных территорий. Подчеркнем: появился тихо-мирно еще 12 ноября.

Скорость реакции

Бумага, напрямую касающаяся условий жизни миллионов человек, стала сюрпризом не только для журналистов. «Неожиданным», например, президентский указ назвала депутат Госдумы от Карелии Валентина Пивненко. После того, как журналисты срочно обратились к ней за комментариями.

А местные чиновники? Правительство и Минэкономразвития РК отреагировали в тот же день: вероятно, по той же причине. Министр экономического развития региона Дмитрий Родионов официально пояснил: с 80-ых годов перечень районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей был утвержден еще в 1983 году. За десятилетия документ пережил множество правок, в том числе с неточностями. Потому потребовалась актуализация.

Но жителей Карелии это объяснение устроило лишь частично. Помимо президентского указа должен быть принят еще один документ, который утверждает новый перечень территорий. Дмитрий Родионов уверяет, что в нем «учтены районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, Республики Карелия в прежнем составе».

Уже к середине недели на ситуацию публично и лично отреагировал глава республики Артур Парфенчиков, также сообщив, что в обновленный перечень вошли все районы Карелии.

«Таким образом, для жителей нашей республики ничего не изменилось, - подытожил он в соцсетях. - Еще раз подчеркну, что все северные надбавки и льготы остаются в силе!»

Не совсем понятно, почему сам руководитель региона выступил с комментариями лишь спустя пару дней после того, как местные СМИ сообщили о новом указе. А «отдуваться» пришлось Минэку.

В проекте

Так или иначе, сегодня экспертов смущает то, что обновленный список территорий Крайнего Севера сегодня – это пока проект (!) постановления, который нельзя считать окончательным. До подписания и опубликования. Конечно, вероятность того, что Карелию из документа вычеркнут, по мнению наблюдателей, стремится к нулю. Но она – есть.

Другое дело, что подобное развитие событий может оставить Карелию (как и весь Север) без людей. Кто тогда будет развивать территорию, которая сегодня находится под пристальным вниманием государства?

По мнению известного карельского политобозревателя Анатолия Цыганкова, основная причина случившегося - некачественная информационная работа.

«Если авторы президентского указа, для себя понимали, что будет второй шаг после первого, то в регионах, естественно, опубликованное решение президента восприняли как окончательное действие, - пояснил эксперт. - Отсюда – такой переполох. А о том, что в недрах правительства готовится какой-то новый документ, никто не знал. Это означает, что информационно плохо сопроводили указ президента. Если бы одновременно с публикацией указа появилась бы информация, разъясняющая о том, что все льготы, преференции для жителей Севера сохраняются, то и дискуссии бы не было».

Но можно ли считать проблему исчерпанной на сегодняшний день?

«Тут приходится говорить «гадательно», - поделился мнением Анатолий Цыганков. - С одной стороны, вопрос для понимания прояснен. Федеральный центр продемонстрировал, что правила финансирования северных территорий не меняются. С другой стороны, сама власть недавно совершала действия, в результате вызвавшие теперь недоверие к этим заявлениям. Я имею в виду пенсионную реформу».

Сначала власти утверждали, что для пенсионеров ничего не изменится, вспоминает эксперт. Затем же происходит «кульбит»: Госдума принимает новый закон о пенсионной реформе. И необходимые решения принимаются лишь после жарких дискуссий.

Впрочем, с «северными» ситуация иная.

«Моя позиция: закон о северах отменять не будут, потому что это нерационально, - резюмировал Анатолий Цыганков. – И так идет «вымывание» населения с Севера, для жителей нужны преференции, чтобы они оставались и работали. Скорее всего, ситуация не изменится, потому что федеральный центр заинтересован в развитии Крайнего Севера и арктических территорий. Здесь промышленная основа для будущего России, основная сырьевая база. Оставить территорию без людей нельзя. Но при всем при этом, не исключаю, что кто-то может отнестись к этому с недоверием, имея в виду печальный опыт с пенсионной реформой, и исхожу из логики государственного строительства».

Но территорию без людей – не оставишь. Тогда как жителей Карелии нужно «как можно больше заинтересовать», для того чтобы не разъехались. И в этой ситуации отнимать что-либо – все равно что рубить сук, на котором сидишь.

«Гарантий-то нет»

Вместе с тем, плохая информационная работа – не единственная возможная причина «северной» неразберихи. По мнению, председателя Союза организации профсоюзов в РК Ильи Косенкова, успокаиваться рано, как минимум, до тех пор, пока нет утвержденного правительственного документа с перечнем северных территорий.

«По моей информации, постановление правительства, которое лежит с 2019 года, должны принять в течение недели, - пояснил он. - На сегодняшний момент у нас есть только принятый указ президента, но нет постановления, которое эти территории бы обратно возвращало. Вопрос номер один: почему сначала было не принять постановление, а потом указ? Ответа может быть два. Первый вариант – ошибка или недоработка. Второй вариант – некий «замер» общественного настроения. Если протестов не будет, значит, «северные» не так уж и важны. И если мы не реагируем, значит, в следующий раз будут отменять».

На следующей неделе карельские профсоюзы намерены встретиться коллегами из других северных регионов. На встречу приглашены и представители правительства.

«Исходя из этого, мы будем принимать дальнейшие решения, и может быть все, что угодно, - добавил Илья Косенков. - На сегодняшний момент сегодня есть устные заявления отдельных лиц, которым, мы, бесспорно, можем доверять. Но если не примут, гарантий-то нет. Давайте предположим худший вариант развития событий: это значит, что у нас наступает всеобщий зарплатный коллапс. Если убрать информационную мишуру и говорить о документах… Один есть, другого – нет. Следовательно, с 1 января - сокращаем зарплаты до окладной части? Более того, в трудовых договорах нет четкой формулировки и говорится о «северных» гарантиях, которые предусмотрены законом. Не предусмотрены? До свидания».

Технически бюджеты организаций на следующий формируются уже сегодня. Чем должны руководствоваться директора? Действующей на сегодняшний момент нормативно-правовой базой. Которой, по сути, нет.

«Если бы я был формалистом: у меня есть указ президента, отменяющий «северные», а постановления правительства – нет, - рассуждает лидер карельских профосюзов. – А ведь «северные» - это, на минутку, 65 процентов сверх зарплаты в том же Петрозаводске. И более чем в два раза сверх – по северным территориям».

Однако профсоюзы склонны полагать, что постановление правительства все же будет принято. По выражению Ильи Косенкова, зачем водителю резко выворачивать руль, чтобы махнуть в кювет?

«Это вызовет очень резкий протестный настрой в обществе, - добавляет Илья Косенков. – Но. Ведь те же сотрудники Росгвардии, милиции, которые придут контролировать этот протест, также останутся без надбавок?..»

Усложнили

Федеральные эксперты - в оценках случившегося осторожны. Как полагает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, многое в «северной» путанице спровоцировано документарными обстоятельствами. Хотя и с большими оговорками.

«Провести необходимость провести аудит, конечно, возникла <…> - говорит эксперт. - Законов уже много по разным аспектам, или глав в различных законодательных актах, их уже надо сводить в некие единые позиции. В действительности, это можно было сделать проще, при принятии каждого закона провести анализ предыдущего. Это, к сожалению, далеко не всегда делалось, особенно, в девяностые годы, когда был перманентный «погром». Да и не только в девяностые, бывают упущения и в более поздний период».

По мнению Дмитрия Журавлева, необходимо принимать «целостное решение».

«Я уже намучился с законодательными актами, не только по северным территориям, - сетует он. - Когда тебе присылают законопроект – ты пытаешься вспомнить, а где остальное? По регламенту положено, чтобы к этому было прибавлено описание тех законов, которые требуют изменений в случае принятия данного законодательного акта. Не всегда, мягко говоря, такие документы появляются».

Впрочем, исключение Карелии из перечня северных территорий сегодня маловероятно.

«Под каким «соусом»? Глобальное потепление? – добавляет Дмитрий Журавлев. - Никто не понимает, есть оно или нет. Да и Карелию из северных территорий исключить сложно. В действительности, есть просто неправильная информация. Проблемы имеются, но они связаны не с тем, что кого-то хотят исключить, а с тем, что просто пора наводить порядок. Хорошо бы, чтобы законодательные акты согласовывались друг с другом. В Госдуме сидит огромный аппарат управления, и они за это получают зарплату».

Льготный вопрос

И власти, и эксперты неоднократно вспоминали о гарантиях и компенсациях, над которыми нависла угроза ликвидации. Напоследок вспомним о них и мы. Юристы напоминают: о повышенной оплате труда (районном коэффициенте, надбавке в 1,15-1,4 процента в зависимости от района), дополнительном отпуске, компенсации проезда к месту отпуска и обратно и других «льготах» говорят профильные статьи Трудового кодекса РФ.

А уж на Трудовой кодекс сегодня пока никто не покушается никоим образом, и этот факт, по мнению экспертов, может доказывать «нелепую, но странную» ошибку федералов в делопроизводстве.

Помимо надбавок, ТК предусматривает и 36-часовую рабочую неделю для женщин (с сохранением зарплаты за 40 часов), «прибавку» к отпуску в 16 календарных дней (в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера).

Кроме того, работник, который переезжает в район Крайнего Севера из другого региона, получает единовременное пособие, оплачиваемый отпуск в 7 календарных дней для обустройства на новом месте и ряд других «льгот».

Не так давно в Карелии стала действовать еще одна, «точечная» надбавка. Вернее, новый механизм по ее начислению. По решению властей, молодые специалисты, приезжающие работать на север, теперь получают «северные» выплаты с первого дня работы. А «зарабатывать» стаж ему не нужно.

***

Пока же вывод напрашивается один. Случившееся в Карелии – это либо недоработка делопроизводителей, либо проверка региона «на вшивость». В первом случае чиновникам следовало бы осторожнее работать с документами. Во втором – внимательно изучить последовавшую реакцию. А она, – несомненно, была.

"