Стратегия социально-экономического развития Карелии — долгосрочный план действий по развития благополучия жизни на территории республики. В таком документе учитываются все: от текущих проблем и путей их решения до стратегических целей экономики.
«Стратегии развития регионов нужны как для структурирования и алгоритмизации политики развития региона, так и для контроля за деятельностью руководства региона и оценке его эффективности. Ряд законов РФ, например, 172-ФЗ, прописывают юридические стороны разработки и внедрения стратегии социально- экономического развития региона РФ, увязывая эти стратегии с прогнозами социально-экономического развития субъекта, поэтому вполне стратегию можно считать обязательной для исполнения», — отмечает Андрей Гусев, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Вслед за Стратегией социально-экономического развития Карелии до 2020 года правительственные структуры в 2018 году подводили промежуточные итоги для разработки новой стратегии развития региона на последующие 10 лет — до 2030 года.
Одной из главных задач Стратегии стал переход от старопромышленной модели развития Карелии к модели долгосрочного устойчивого саморазвития. Первая была основана на освоении природных ресурсов. Вторая — на концентрации добавленной стоимости в регионе, максимального использования имеющихся экономических перспектив, повышения экологической устойчивости и реализации человеческого потенциала.
Земельный фонд
Учтенные на период 2018 года данные показывали, что в лесфонд республики составлял более 80% территории. Водный фонд расположился на 14,7%, особо охраняемые природные территории составляли 2%, земли сельского хозяйства — 1,2%, а населенные пункты — всего 0,4% от общей площади.
Отметим, что на 2023 год общая площадь территорий Арктической зоны составила 337,4 тысячи Га. При этом 96,8% этих территорий принадлежат лесному фонду.
Территориальное деление в Карелии на тот момент представляло собой 2 городских округа и 16 муниципальных районов. К Арктической зоне России тогда относились только Беломорский, Кемский и Лоухский районы. К 2021 году в эту зону также вошли Сегежский и Калевальский районы, а также Костомукша.
В 2022–2024 годах в Карелии появились новые муниципальные округи: Суоярвский, Беломорский, Сегежский и Питкярантский. Такая одноуровневая система состоит из городских и муниципальных округов. По этой модели все поселения района объединяются в один муниципальный округ, ему передаются поселенческие полномочия, на этом уровне действует и единый орган представительной власти — местный совет депутатов.
На 1 января 2018 года численность населения республики составила 622,5 тыс. человек. Из них 80,4% — городское население, причем такие показатели были выше среднего по стране (74,4%). Средняя плотность населения в республике — 3,5 человека на кв. км — ниже среднероссийской (8,6 человека на кв. км). Отмечалась разнородность плотности населения: в некоторых муниципалитетах плотность была выше 10 человек на кв. км (Костомукшский и Петрозаводский городские округа, Сортавальский район.
Население Карелии плотно освоило южную часть республики — на 8,7 человек на кв. км. Самым малонаселенным оказался Север региона — всего 1,5 человека на кв. км.
Отметим, что тенденция снижения численности населения в Карелии все еще осталась. Так, на 1 января 2023 года в республике насчитывалось 527,8 тыс. человек. Городское население составляло 90,6 тыс. человек моложе трудоспособного возраста, 289,5 тыс. — непосредственно трудоспособного и 147,8 тыс. — старше этого возраста. Основной причиной явления называется пандемия коронавируса, которая охватила весь мир в 2020 году. Однако значительную роль также сыграл миграционный отток, в том числе после февраля 2022 года.
Преобладающей рабочей деятельностью в 2018 году оказалась сфера услуг: чаще всего жители Карелии шли работать в сферы образования, торговли, транспорта и связи, здравоохранения и государственного управления — суммарно на эти отрасли приходилось почти 59% среднесписочной численности работников.
В сфере материального производства занято всего 26% занятых: на обрабатывающую промышленность, имеющую особое значение в плане высокопроизводительных рабочих мест, приходилось всего 10% от среднесписочной численности работников.
Рабочие места в промышленном комплексе к 2024 году стало необходимо заполнять сотрудниками: республика на фоне других регионов России отличилась высоким спросом на «рабочие руки» именно в сфере промышленности, которая стала развиваться высокими темпами, несмотря на трудности, связанные с последствиями европейских санкций. Только за 2023 год в Карелии прошли переобучение на более востребованные специальности более 1800 человек. При этом самыми востребованными профессиями, в которых не хватает специалистов, стали врачи различных специализаций, медицинская сестра, учитель, бухгалтер, инженер, фельдшер, менеджер, государственный инспектор по охране леса, техник, инспектор, воспитатель детского сада, администратор и другие.
В 2016 году в этой отрасли работали 22 сельхозорганизации, 170 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 234 субъекта рыбной отрасли.
Было зарегистрировано более 400 крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и более 64 тыс. личных подсобных хозяйств населения.
В этих сферах виделся потенциал: основными функциональными сферами агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Карелии были сельское хозяйство (животноводство, растениеводство), рыбное хозяйство (рыболовство, рыбоводство, рыбопереработка), пищевая и перерабатывающая промышленность (молочная, мясная, хлебопекарная, кондитерская, консервная отрасли).
За 9 лет, с 2007 по 2016 год, объем производства продукции сельского хозяйства в фактических ценах увеличился в 1,7 раза: с 3,1 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей, но эксперты отмечали нестабильность в этих показателей из-за зависимости от погодных и климатических условий. Лучше и быстрее всего развивалась рыбная промышленность. К 2016 году, в сравнении в 2007-м, объем добычи рыбы и других ресурсов увеличился в 2 раза.
Нельзя не сказать, что все отрасли экономики Карелии оказались в затруднительном положении из-за санкций, введенных европейскими странами после начала специальной-военной операции. Покупка, обновление и содержание новых механизмов, а также модернизация производств стояли под вопросом из-за невозможности приобрести оригинальное оборудование. Но спустя время рынок переориентировался, были введены дополнительные льготы для покупки отечественной техники.
По данным 2022 года, в Карелии насчитывается 408 крестьянских хозяйств. В общих цифрах в 2023 году производства продуктов мукомольной и крупяной промышленности нарастили индекс производства в 1,9 раза. Карелиястат сообщали, что в 2023 году рост производство пищевой продукции в натуральном выражении составило: молоко жидкое обработанное — 21,6 тыс. тонн; творог — 2,1 тыс. тонн; сыры — 64,8 тонны; масло сливочное — 394,5 тонны; изделия хлебобулочные недлительного хранения — 14,7 тыс. тонн; кондитерские изделия — 3,0 тыс. тонн.
Что же до рыбоводческих хозяйств, то их мощности только увеличиваются. Так, в 2023 году на собственную переработку было направлено более 14 тыс. тонн продукции, а это, уверяют в Правительстве, на 17% больше, чем в предыдущий год.
Необходимо отметить, что предприятия стали получать финансирование по госпрограммам, получать дополнительные средства посредством участия в проектах, грантах и конкурсах.
Лесопромышленный комплекс (ЛПК)
К 2018 году была предпринята попытка восстановить благосостояние поселков, которые в начале-середине ХХ века были сосредоточены на добыче леса. После того, как ресурс исчерпался, население перетекло в более перспективные места, а уровень жизни в оставшихся населенных пунктах упал. В период до 2018 года было изменено лесное законодательство, которое позволило арендаторам возобновить работы на этих территориях.
Здесь тоже обнаружились проблемы: при выросших мощностях лесных ресурсов оказалось недостаточно, поэтому лесообрабатывающие производства были вынуждены закупать сырье в других регионах. Проблема в первую очередь заключалась в том, что к лесным массивам было не подобраться без лесных дорог, а инвесторы не спешили вкладывать крупные суммы в северную часть Карелии — на юге республики вложений требовалось куда меньше. К 2018 году ЛПК Карелии рассчитывал на государственную поддержку по решению этих проблем.
Расчеты оказались верными. Так, по данным 2023 года удельный вес ЛПК в промышленности Карелии составил 30%. Карелии удалось нарастить объемы выпуска пиломатериалов, целлюлозы, бумажных мешков. Выросли и налоговые отчисления.
Учитывая сложную ситуацию с рынком сбыта, из которого «вывалилась» Европа, Карелии удалось переориентироваться на поставки в дружественные страны.
Моноцентричность
В крупных населенных пунктах Карелии, вроде Петрозаводска и Костомукши, продолжали наращивать темпы развития крупные предприятия. Большая плотность населения вокруг крупных монопрофильных предприятий стала считаться ключевой особенностью Карелии.
Так, в республике образовались 11 моногородов, в большинстве из которых градообразующие предприятия относятся к лесопромышленному и горнопромышленному комплексам. В моногородах сосредоточено больше 80% общего объема промышленного производства и почти 25% населения региона. Это связано в том числе и с тем, что инвестиции распределялись по тому же принципу.
решать проблему решили мерами, которые стимулировали бы развитие бизнеса, создавали условия для новых производств в моногородах, повышали бы комфортность проживания и развивали социальную инфраструктуру.
К 2024 году были разработаны меры поддержки, чтобы завлекать специалистов на малонаселенные территории Карелии и в моногорода. Учеба «по целевому направлению предполагает место работы там, куда направят, например, будущего врача. То же касается будущих учителей, инженеров, строителей и др.
Разработаны меры поддержки специалистов на селе, вроде программ «Земский учитель» или «Земский доктор». Также на заселение территорий Карелии, в том числе и северных, направлена программа «Арктический гектар», программы поддержки многодетных семей и ряд других.
К тому же правительство Карелии поддерживает общественные инициативы: по разным программам инициативного бюджетирования ремонтируются дворы, приводятся в порядок детские площадки и парки, восстанавливается освещение.
«Перспективы по выходу из моноцентричности у республики имеются. Они связаны с развитием промышленного и туристического кластеров. В первую очередь на это будет оказывать влияние разработка новых туристических маршрутов, которые можно было бы использовать во все сезоны. Это позволит стабилизировать спрос на кадры, сделать его менее чувствительным к сезонности. В связи с тем, что регион богат ягодами, грибами, рыбой и др. продуктами питания целесообразно поддерживать предпринимателей, продолжающих развитие их переработки. Значительные залежи полезных ископаемых на территории республики должны стать стимул для развития промышленности», — отмечает Ольга Борисова, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансовый университет при Правительстве РФ, подтверждая, что правительство региона верно выбрало вектор развития карельских территорий.
Однако не все эксперты видят предпосылки для быстрого выхода из состояния моноцентричности Карелии. Так, Андрей Гусев отмечает: для этого региону понадобится еще около 5-7 лет:
«Наоборот, много лет ведётся работа по созданию Петрозаводской агломерации с численностью населения более 350 тыс.человек, объединяющей Петрозаводск, а также Кондопожский, Пряжинский и Прионежский районы. При этом все население Карелии в 2024 году составляет, по разным оценкам, от 520 до 605 тысяч человек. На Севере Карелии, за Сегежей и Медвежьегорском плотность населения настолько низкая, что в некоторых местах составляет 0,5 чел. на кв. км. Нет никакой базы для полицентричности», — отметил Гусев.
Предпринимательство к 2017 году стало развиваться довольно высокими темпами: около 35% работающих занято в сфере индивидуального, малого и среднего бизнеса. В этой сфере также отмечалась неоднородность: наибольшая активность предпринимателей приходилась на крупные города на юге республики, где высокая плотность населения, шире рынок сбыта и лучше инфраструктура.
На момент разработки Стратегии в Карелии был низкий рейтинг инвестиционной привлекательности при высоких рисках. Банки не спешили давать кредиты малому и среднему предпринимательству, а это снижало реальный платежеспособный спрос.
Основными проблемами для предпринимателей на 2017 год стали высокие тарифы на подключение к сетям, невозможность установки онлайн-касс во многих удаленных населенных пунктах, неосведомленность о мерах поддержки, большое число внеплановых проверок (мораторий на них, отметим, введен с началом СВО в России), проблемы с государственными и муниципальными контрактами; недостаток помещений для предпринимательской деятельности.
Некоторые из этих проблем заводили бизнес в тень. Среди более конкретных. например, ужесточение налоговой политики, решение Конституционного суда о том, что северные надбавки должны выплачиваться сверх оклада привели к уходу бизнеса в тень, серым или черным зарплатам. Со временем выйти из тени стало выгоднее. Так, например, в 2020 году был введен налог для самозанятых по льготной ставке.
Одно из довольно развивающихся направлений в Карелии стал туристический потенциал региона. Напомним, предыдущая стратегия развития предполагала включение туристического потенциала в качестве поддерживающего сектора экономики для территорий, которые развиваются медленнее опережающих.
К 2024 году туристическая привлекательность Карелии стала серьезной статьей доходов в бюджет республики. Регион ежегодно посещают более 1 млн туристов, налоговые поступления в бюджет Карелии выросли в 2,6 раза — со 139 до 367 млн рублей. И это только по деятельности гостиниц и туроператоров.
Привлекать гостей стали новые гостиницы, глэмпинги, большое количество экскурсий и мероприятий, проводимых в регионе.
«Существенное изменение отношений с Финляндией в 2022 г привело к значительному сокращению экспорта, что должно стимулировать развитие взаимодействия компаний региона со внутренними потребителя и более активном продвижению их продукции на рынок. Перспективы по развитию такого взаимодействия имеются. Высокий туристический поток существенно упростит проникновение выпускаемых в регионе товаров на рынок России в целом, поскольку познакомившись с карельской продукцией туристы с удовольствием её приобретают и в своих регионах», — отмечает Ольга Борисова.
Необходимость развития туристического бизнеса в Карелии в качестве одной из серьезных статей дохода в бюджет подчеркнул и Петр Щербаченко, доцент Финансового университета при Правительстве РФ:
«Для развития региона и увеличения его доходов бюджета необходимо разработать стратегию, направленную на развитие туризма. В 2023 году число туристов в регионе увеличилось почти в два раза. Средний расход туриста на отдых составляет от 5 до 7 тысяч рублей в день. Исходя из этого, можно определить, какой доход может получать региональный бизнес в и какие налоги должны быть уплачены в бюджеты разных уровней, включая региональный и местный», — отметил собеседник.
Отметим, что именно такие шаги уже предпринимаются в сфере развития туризма в республике.
Карелия к 2017 году имела высокий энергетический потенциал при высоком дефиците энергии: отношение объема производства электроэнергии к объему потребления составляло 66,3%.
Дефицит электроэнергии покрывался за счет соседних Кольской и Ленинградской энергосистем, при том, что республика обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом и возможностями для развития альтернативной энергетики и биоэнергетики.
Потенциал и возможности развития энергетики Республики Карелия связаны с дальнейшим использованием возобновляемых источников, включая строительство малых ГЭС, электростанций и котельных, использующих энергию биомассы.
Основным ограничивающим фактором для развития реального сектора экономики и привлечения инвестиций является неравномерное развитие энергетической инфраструктуры (электрических сетей), обусловливающее острую энергодефицитность ряда муниципальных районов и населенных пунктов.
Проблема к 2024 году практически не решилась. Так, например, при серьезных морозах в начале 2024 года несколько населенных пунктов остались без света, а равно и тепла. Одной из проблем стал дефицит мощностей. На сегодняшний день в регионе 12 больших гидростанций, 10 из которых находятся в Арктике, но малых ГЭС на этих территориях нет. Также на севере Карелии расположены 4 из 8 дизельных станции, 2 из 4-х солнечных станций находятся в зоне Арктики. Перспективы развития есть — обозначены места, где можно установить малые ГЭС, ветряные станции, но этим необходимо заниматься.
Относительное благополучие экологической обстановки в республике связано с тем, что на ее территории много лесов, а населения мало. Нацпарки и заповедники Карелии сохранили самые крупные в Евразии массивы коренных лесов, каждый более 100 тыс. га. К 2017 году они «приросли» в количестве на 5 ООПТ площадью порядка 53 тыс. га.
Промышленных загрязняющих выбросов (добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность — соответственно 60 и 25%) к 2016 году было меньше, чем средние показатели по России: 116,028 тыс. тонн, против 209 тыс. тонн соответственно. Основной объем загрязнения атмосферного воздуха приходился на Костомукшский городской округ (62,8%), Сегежский (12,5%), Кондопожский (4,3%) и Питкярантский (5,4%) районы.
При этом объем выбросов вредных веществ в воздух от авто в 2016 году составил 88 тыс. тонн. Этот показатель почти на 33% выше, чем в 2012 году. Если суммировать выбросы производств и автомобилей к валовому региональному продукту (ВРП), то Карелия занимает 11-е место в России с показателем 0,86 тыс. тонн на 1 млрд. рублей (2015 год). Это, в свою очередь, говорит о низкой экологической эффективности экономики Карелии.
Загрязнение воды к 2017 году стало еще более очевидной проблемой: доля проб, которые не соответствовали санитарно-химическим гигиеническим нормативам, составила 35,3%. Для сравнения в 2014 году — 25,4%, в 2015 году — 27,8%, в 2016 году — 33,5%. По соответствию микробиологическим показателям — 3,3%. На тот период только 57,9% населения были обеспечены качественной питьевой водой.
Большая часть сбрасываемой воды была загрязненной: 221 млн куб. м. из 326 млн. куб. м воды, в том числе недостаточно очищенной — 147 млн. куб.м, без очистки — 74 млн. куб. м. Основной объем сбрасываемых недостаточно очищенных сточных вод приходился на предприятия целлюлозно-промышленного комплекса (ОАО «Кондопога», АО «Сегежский ЦБК», ООО «РК-Гранд» и др.) — 45,1% от общего сброса загрязненных сточных вод.
Еще одной проблемой оказалось плохое состояние очистных сооружений, в некоторых городах они вовсе отсутствуют — сброс отходов жизнедеятельность производит в те же водоемы, из которых производится водозабор.
Обращение с отходами также стояло на повестке в 2017 году: не было эффективной системы управления отходами, инфраструктуры обращения с ними, вроде раздельного сбора, обработки, утилизации и вовлечения в хозяйственный оборот. На территории Карелии было недостаточное число предприятий, перерабатывающих и обезвреживающих отходы. Так, например, в 2017 году было образовано 134,0 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых 56 тонн — отходы I класса опасности, 24 тонны — II класса, 9,6 тыс. тонн — III класса.
Летом 2024 года была утверждена программа экологического развития Карелии, в рамках которой до 2030 года должны снизить негативное воздействие на окружающую среду промышленными предприятиями, провести расчистку водоемов от мусора, обустроить региональные ООПТ, разработать лесные участки, пострадавшие от пожаров, создать лесную плантацию карельской березы, ликвидировать свалки, построить современные комплексы обработки отходов.
К тому же в 2025 году планируется ввести туристический налог, который должен обеспечить дополнительные доходы в местные бюджеты. Эти средства можно будет направить на решение местных экологических проблем.
Это направление, пожалуй, можно считать самым проблемным. К 2017 году оно характеризовалось высоким уровнем износа основных фондов, низким коэффициентом использования мощностей, высоким уровнем энергозатрат и большими энергопотерями, отсутствием последовательной технической политики энергоресурсосбережения и неконтролируемым ростом тарифов на жилищные услуги, превышающим темпы роста реальных доходов населения. Коммунальная инфраструктура по подсчетам специалистов была изношена более чем на 55%.
Эти проблемы не решались, из-за чего конечные затраты на «потери» ложились на население и бюджет.
Аварийный фонд Карелии к описываемому периоду составил по региону около 522 тыс. кв. м. Его доля в общей площади жилищного фонда за этот период — 3,2%. Сокращаться этот показатель начал только с 2015 года.
Остались также и проблемы с теплоснабжением: часто останавливается работа котельных, случаются частые аварии. Это связано с отсутствием эффективных систем водоподготовки из-за чего образуется накипь. Отложение накипи в котельных установках систем теплоснабжения приводит к перерасходу топлива, сокращению срока эксплуатации котлов почти в четыре раза (с 25 до 7 лет), и к снижению проходного сечения труб. Ремонт котлов и замена труб требуют дополнительных капитальных вложений, которых остро не хватает.
В 2024 году износ сетей теплоснабжения в муниципальных образованиях в среднем около 70%. Замены требуют около 39,9% сетей. Работы ведутся, но достаточно медленно при таком объеме износа. Так, в рамках инвестпрограммы в 2024 году работы на сетях теплоснабжения ведутся в Петрозаводске, Кондопоге, Медвежьегорске и Пиндушах. Средства ФНБ под эти нужды осваиваются в Сегеже и Суоярви.
До 2026 года должны модернизировать большинство теплоисточников. Так, например Физический износ оборудования котельных составил более 56%, центральных тепловых пунктов — 53%. Общий износ сетей, нуждающихся в замене, составил в 2020 году 53% от общей протяженности и в 2021 году — 50,8%.
На 2017 год, по оценкам специалистов, уровень газификации был очень низким: средний показатель по России 67,2%, в Карелии — 6,8%. При этом в период 2007–2017 годов ПАО «Газпром» инвестировал в газификацию региона 9,6 млрд. рублей, было построено 13 газопроводов протяженностью 377,4 км, три из них — в 2017 году. газификация в целом должна улучшить бытовые условия населения Карелии, в том числе в части цен на оплату ЖКУ, снизить экологическую нагрузку от промышленности.
К 2022 году уровень газификации Карелии поднялся аж до 35,1%. На конец 2022 года жилищный фонд Карелии благоустроен газом (сетевым, сжиженным) на 37,9%. В 2023 году правительство Карелии отчиталось о прокладке 250 км газопровода. В 2024 году решаются вопросы с газификацией районов Петрозаводска, Лахденпохского, Сортавальского и частично Питкярантского районов.
К 2017 году протяженность дорожной сети в Карелии была чуть больше 10,5 тыс. км, из которых только 1336 км дорог — федерального значения, несмотря на высокую межрегиональную и международную значимость региона.
Плотность дорог с твердым покрытием к тому времени была 48 км на тыс. кв. км. Но этот показатель уже был подросшим: с 2011 года плотность автодорог увеличилась с 37 км на тыс. кв. км. К 2017 году состояние дорог в Карелии считалось не лучшим: по оценкам экспертов, около 71% дорог в республике не отвечало нормам.
Проблемы с дорожной сетью, малой ее плотностью не давали качественно развиваться туризму, сообщению между регионами и соседней страной. К тому вызывало вопросы у инвесторов, для которых одним из ключевых пунктов является транспортная доступность и возможность выстроить логистическую цепочку.
Дороги в Карелии к 2024 году действительно ремонтируют ударными темпами. В 2024 году в дорожный фонд Карелии выделили 10 млрд рублей. Министр транспорта и дорожного хозяйства Сергей Щебекин даже получил награду «Золотой каток». Однако нередко после ремонта дороги буквально «трещат по швам». Эти проблемы, конечно, устраняют за счет гарантийных обязательств подрядчиков.
К тому времени начало развиваться авиасообщение с основным аэропортом в Бесовце под Петрозаводском и 8 аэродромами, которые используются, в том числе, для нужд пожарных и МЧС.
В 2020 году аэровокзал аэропорта под петрозаводском открыли для пассажиров. К текущему году из Карелии можно отправиться в Калининград, Екатеринбург, Минеральные Воды, Череповец, Сочи, Москву, Татарстан. Причем большинство из направлений субсидируется из федерального бюджета.
«Необходимо срочно развивать дорожную инфраструктуру. Многие автолюбители с удовольствием хотели бы проехать из Москвы в Мурманскую область, но отсутствие скоростных магистралей и опасность выхода крупных животных пугает таких автомобилистов. А могли бы зарабатывать вдоль всей трассы в Карелии и частные предприятия, и музеи, и все, что можно отнести к туризму», — отметил Андрей Гусев.
В 2016 году среднемесячная зарплата составляла 33,7 тыс. рублей — 91,8% от среднероссийской. Петрозаводск и Костомукша отличались высокими зарплатами за счет инфраструктуры, производственного потенциала и плотности населения. Север республики же отличался высокими зарплатами за счет северных надбавок.
Несмотря на высокие зарплаты, стоимость жизни в Карелии стала значительно расти. В 2016 году доля тех, чей доход был ниже прожиточного минимума, была чуть больше 17%. Этот показатель оказался существенно выше среднероссийских 13,4%.
Жилье стало менее доступным: на одного жителя региона на конец 2016 года в среднем приходилось 26,0 кв. м жилья, при среднероссийском показателе 24,9 кв. м. Купить, построить ил снять себе жилье в Карелии могли позволить семьи со средним и высоким доходами.
Образование в Карелии считалось одним из самых перспективных: Всего в республике 5 государственных высших учебных заведений с учетом филиалов других вузов. В 2016-2017 учебном году обучалось около 12 тыс. студентов системы высшего профессионального образования.
КарНЦ РАН выполняет востребованные научные исследования, готовит квалифицированные кадры, ведет сотрудничество с международными научными организациями. Также серьезную роль в проведении актуальных исследований, подготовке специалистов играет ПетрГУ.
Отмечалось, что демографическая проблема сказалась и на количестве студентов, которое стало сокращаться. При этом в регионе сохранялась потребность в дошкольном образовании для детей до 3 лет. Более того, остается актуальной проблема дополнительного образования для взрослых, особенно в ряде удаленных населенных пунктов.
В 2024 году средняя зарплата в Карелии, по подсчетам Карелиястата, составляет больше 76 тысяч рублей. При этом годом ранее показатель средней зарплаты был на 15,6% ниже. Самая высокая средняя зарплата за январь–май 2024 года зафиксирована по виду деятельности «Добыча полезных ископаемых» — 130 тысяч рублей, самая низкая — «Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги» — 46,3 тысячи рублей.
Доступность жилья стала практически нулевой, что связано с глобальными изменениями в Российской экономике и сдерживанием темпов роста инфляции. К началу 2022 года процентная ставка по ипотеке составляла немногим больше 8%. В июле 2024 года ставка выросла до 19,5%. Средняя стоимость квадратного метра жилья в новостройке сейчас обойдется примерно в 130-135 тысяч рублей.
Уровень образования остался прежним и даже подрос. Так, ПетрГУ вошел в Топ-100 лучших вузов России: в конкурсе участвовали учебные заведения из 29 регионов, входящие в семейство рейтингов «Три миссии университета». Среди классических вузов СЗФО государственный университет из Петрозаводска оказался на третьем месте. КарНЦ РАН продолжает ведущие исследования в различных востребованных сферах.
Отметим, что с глобальным ростом цен выросла и стоимость обучения в вузах Карелии. Так, в ПетрГУ за очную форму обучения можно отдать до 295 тысяч рублей за год.