Posted 16 июня 2023, 12:01

Published 16 июня 2023, 12:01

Modified 16 июня 2023, 12:03

Updated 16 июня 2023, 12:03

Лесопромышленники Карелии заявили о «полной засаде»

Лесопромышленники Карелии заявили о «полной засаде»

16 июня 2023, 12:01
Фото: 1mi
Представителям отрасли сегодня приходится туго, о чем бизнес рассказал на заседании парламентского комитета 16 июня 2023 года.

Перед леспромом республики сегодня возникли большие проблемы, связанные как с арендными платежами и с тарифами на электроэнергию, так и с логистикой. По словам директора ООО «Русский Лесной Альянс» Сергея Савицкого, сказывается и географическое положение.

«В настоящий момент что происходит: тарифы на электроэнергию растут, подключение к сетям с учетом всех принятых постановлений правительства РФ, все подключения в ближайшей перспективе или уже с 1 января 2024 года будут полностью за счет предприятий, за счет потребителей, — выступил руководитель. — Значит, это большая нагрузка. Нужно думать, как здесь, кто сможет это как-то помочь, компенсировать: кредиты, займы, субсидии».

Кроме того, Карелия сегодня находится далеко от рынков сбыта, и существующие возможности диалоги с Турцией и Китаем, недостаточны.

«Скажем так, мы последние в этой пищевой цепочке по пути в Китай и Турцию, — добавил Сергей Савицкий. — Все наши конкуренты, все наши регионы там находятся. Соответственно, нужно думать хотя бы по поводу расширения станции „Петрозаводск“. Мы с Соломенским лесозаводом стоим в очереди, чтобы отгрузить контейнерные поезда. В Сегеже, Кондопоге эта ситуация изначально была продумана, эти комбинаты большие-огромные, у них такой проблемы нет, с точки зрения погрузки даже логистические возможности станции Петрозаводск — полная засада».

По мнению бизнесмена, сегодня необходимо стимулировать внутренний спрос и переводить котельные на другое сырье.

«В августе прошлого года было заседание под руководством Чепика [премьер-министр правительства РК Александр Чепик. — Ред.]: а воз и ныне там, — констатировал Сергей Савицкий. — Тем паче, что наш Минстрой планирует строительство двух котельных на щепе. Непонятно, на какой щепе: сосновой, еловой, осиновой, сырой, сухой… Хотя у нас предприятия готовы поставлять достаточно качественное экологичное топливо с большой теплотворной способностью».

На федеральном же уровне на лесопромышленников «постоянно давят» ставки арендной платы.

«Мы не говорим уже о том, что должны платить сейчас желательно по факту за объем заготовленной древесины, но вместо этого мы платим за стопроцентную „расчетку“, которая у нас в аренду. Плюс ежегодная индексация, — отметил Сергей Савицкий. — И плюс было совещание у главы в мае прошлого года. Мы просили о том… есть расчет арендной платы, который входит расстояние до рынков сбыта. Раньше Карелия была близка к Финляндии, к Эстонии, как к большим рынкам сбыта. Сейчас мы от рынков сбыта находимся дальше всех. За это время никто в этом направлении никто не пересчитал ставки арендной платы. И сейчас в Карелии ставка арендной платы самая высокая по России, хотя мы находимся дальше всех от рынков сбыта».

Коллегу поддержал и представитель АО «Кондопожский ЦБК», замгегндиректора по лесообеспечению группы компаний «КарелияПалп» Анатолий Артеев.

«Все лесопромышленности страны, не только в Карелии, попали в двойные клещи, — сообщил он. — Первое — это санкции, второе — это общемировая рецессия. И так случилось, что эти две вещи совпали. Сейчас общемировое потребление целлюлозо-бумажной продукции и деревообрабатывающей на минимуме. И мы вынуждены сегодня конкурировать с компаниями из Северной Америки, из Европы. И основная проблема — это логистика».

К примеру, в Индию предприятие «едет» за 150 долларов за тонну, канадцы — за 100 долларов, а европейцы — за 80. Соответственно, на «падающих рынках» они могут демпинговать в части цены.

«Потому что у нас больших линий, а они ушли сегодня из России, — уточнил Анатолий Артеев. — И мы вынуждены ездить прямыми поездами или в Китай, или в порты Дальнего Востока, потому что порт Питера не обслуживает наш объем. Поскольку нет линий, которые могли бы быстро и дешево возить туда. Да, тенденция наметилась в части снижения затрат, но те цифры, которые я сказал, — они кратные в плане конкурентной борьбы за основные рынки Юго-Восточной Азии. Поэтому это огромная проблема, с которой нам придется жить в этом году, в следующем, и, наверное, дальше».

Вместе с тем, в январе этого года сообщалось, что Карелия попала в регионы-лидеры по объемам инвестиций в леспром.