Posted 22 ноября 2022, 12:52
Published 22 ноября 2022, 12:52
Modified 22 ноября 2022, 12:52
Updated 22 ноября 2022, 12:52
Аукционы на транспортирование твердых коммунальных отходов, недавно объявленные ООО «Карельский экологический оператор» (КЭО), вызвали большие вопросы у операторов в районах. Торги состоялись только в одном районе, тогда как многие подрядчики не только пожаловались на неоднозначные условия тендеров, но и не смогли в них поучаствовать. В итоге остро возник вопрос о возможной монополии КЭО на отраслевом рынке.
«КарелИнформ» обратился за комментариями в Минприроды РК. В первую очередь, нас интересовало, может ли сложившаяся ситуация привести к сокращению числа подрядчиков по вывозу мусора, работающих в Петрозаводске и Карелии, и, соответственно, ухудшить качество оказания услуги, и почему.
В ответе за подписью и.о. министра Алексея Щепина отмечается, что по итогам электронных торгов количество операторов по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) «может изменяться». Кроме того, если на территории образуется более 50 процентов ТКО (по массе отходов), попадающих в зону работы регоператора, т.е. Петрозаводске, то он аукцион провести обязан.
«Следует отметить, что изменения количества операторов по транспортированию ТКО не могут являться критерием, влияющим на качество оказания услуги, которое зависит от добросовестного исполнения обязательств подрядной организацией», - констатировал Алексей Щепин.
Также нас интересовало, могут ли «тендерные» изменения привести к монополии на рынке вывоза мусора в Петрозаводске и Карелии, и почему.
«Создание монополии на рынке транспортирования ТКО в Республике Карелия невозможно в силу действующего законодательства», - коротко ответил руководитель.
На вопрос о подрядчиках, которые сегодня удовлетворяют условиям торгов, Минприроды ответить не смогло, поскольку «не осуществляет учет данных о соответствии операторов по транспортированию ТКО (и иных компаний) требованиям, установленным к участникам аукциона».
Также у районных операторов возникли вопросы о стоимости транспортировки кубометра отходов. По их мнению, объемы работы растут, тогда как начальные цены контрактов – не меняются, что опять же позволяет участвовать в торгах только крупным игрокам, вроде «Карельского экологического оператора».
И.о. министра сослался на расчеты по территориальной схемe обращения с отходами в Карелии и постановлению правительства РФ от 30 мая 2016 года №484.
«Стоимость транспортирования ТКО изменилась по сравнению с действующими контрактами как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения по различным лотам, что обусловлено применением актуальных исходных данных», - пояснил Алексей Щепин. - . Стоимость договора формируется исходя из количества (объема) ТКО, образуемых на территории лота, и расчетной стоимости транспортирования применительно к территории лота. В Петрозаводском городском округе в настоящее время, согласно территориальной схеме, объем ТКО составляет порядка 973 тысячи метров кубических (145 тысяч тонн) в год, рост объема по сравнению с данными 2016 года составил 161 тысячу метров кубических».
При этом тариф на вывоз мусора (а он, как и другие тарифы на ЖКХ в регионе, скоро вырастет) для населения Карелии с упомянутыми конкурсными процедурами не связан.
«Региональный экологический оператор не имеет права определять размер тарифа самостоятельно, - добавили в Минприроды РК. - Тариф является единым и устанавливается постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценам и тарифам. В данный момент размер тарифа, установленного до 30.06.2023 г., составляет 539, 55 руб. за м³ – это один из низких тарифов в Российской Федерации».
И.о. министра Алексей Щепин также добавил, что министерство «на постоянной основе контролирует исполнение региональным оператором <…> условий Соглашения об организации деятельности обращению с ТКО от 19 февраля 2018 года – «в рамках имеющихся полномочий».
Добавим, недавно «Карельский экологический оператор» также отказался сообщать «КарелИнформу» детальную информацию о штрафах, которые получили районные операторы за плохую работу, сославшись на коммерческую тайну.