Инициатива Минюста о снятии ограничений на ввоз рабочей силы из Узбекистана (в 10 тысяч человек) вряд ли аукнется региону каким-либо приростом трудовых мигрантов, хотя они по-прежнему нужны на крупных дорожных и строительных объектах. Одна из причин – недавнее решение местных властей о запрете на «патентную» работу сразу в нескольких отраслях.
«В последние месяцы власти взяли курс на привлечение местных работников: с апреля этого года мы не можем брать иностранцев на камнеобработку, деревообработку, в оптовую и розничную торговлю и т.д., - на условиях анонимности согласился прокомментировать ситуацию руководитель одного из петрозаводских предприятий. – В случае с той же камнеобработкой – неместных к такой работе стараются не подпускать за редкими исключениями, это сложный и тонкий процесс».
Более того, апрельский указ карельских властей не затрагивал иностранцев, которые имели разрешение на временное проживание или вид на жительство. Среди граждан Узбекистана, по нашей информации, таких лиц сегодня немного, поэтому организованным набором «вахтовиков» активно занимались и занимаются, в основном, дорожники и строители.
Планы Минюста – логичное продолжение пилотного проекта по ввозу РФ узбекистанцев для работы в строительной сфере и агропроме, который заработал еще осенью прошлого года. Отраслевые рамки предлагается снять, что по задумке чиновников должно компенсировать дисбаланс на рынке трудовых ресурсов.
У многих карельских строителей дисбаланс сегодня в самом деле есть: по признанию нескольких сотрудников профильных компаний, ставка на мигрантов делается преимущественно за счет их согласия работать за небольшие зарплаты.
«Мы периодически ищем работников, но местные за деньги, которые мы готовы платить, не идут, хотя копейки мы, конечно, тоже не платим, - говорит замдиректора одной из столичных фирм. – Поэтому на стройках сегодня очень много мигрантов. Но лично я вижу в этом решении со снятием лимитов одно: иностранцев зовут, потому что своих не хватает. И хорошо бы было льготы и преференции по работе устраивать не для тех, кто к нам едет, а для тех, кто тут живет».
Однако десятитысячная «квота» по организованному набору и ввозу рабочей силы из Узбекистана – это не про Карелию.
«Может, в Москве, в Петербурге и в других городах-миллионниках есть работодатели, которые, скажем, привозят единовременно по несколько тысячи работников, - говорит источник, знакомый с ситуацией и близкий к карельской миграционной службе. - У нас таких работодателей нет. Насколько я понимаю, речь идет о заявках, которые устанавливаются на территории иностранного государства для целевой подготовки иностранных работников, которые поедут к крупным работодателям, на громадные проекты. А у нас только трудовых патентов в целом оформляются где-то с десяток-два в месяц – причем не только для граждан Узбекистана, но и Молдовы, Таджикистана, Азербайджана и других стран. Порядок величин абсолютно не тот».
Кстати, за 11 месяцев прошлого года полицейские проверили местные объекты строительства, промпредприятия и объекты торговли: число административных правонарушений оказалось на 15 процентов выше, чем в аналогичном периоде прошлого года, а прирост «по линии иммиграционного контроля и трудовой миграции» составил 40 процентных пунктов. Хотя в целом - мигранты стали реже нарушать закон.