Posted 10 декабря 2021, 16:23
Published 10 декабря 2021, 16:23
Modified 30 октября 2022, 21:27
Updated 30 октября 2022, 21:27
На остановке на Кукковке непоздним холодным вечером стоят двое. Обстановка, кажется, вполне романтичная. Но, судя по разговорам, настроение — скорее раздраженное. Молодой человек провожает девушку домой. Девушка к назначенному часу не поспевает. Оба ругают и троллейбусы, и автобусы на чем свет стоит.
В такой ситуации не раз оказывался каждый из нас. Как мы уже рассказывали, Карелия находится на одном из первых мест по СЗФО по количеству машин на душу населения. Петрозаводск — на первом месте по Карелии. Пробки — страшные. Количество ДТП растет. Впереди — зима с гололедицей и нечищенными по традиции дворами. Отсутствие парковочных мест, наконец.
Кажется, лучшую ситуацию для укрепления позиций общественного транспорта сложно придумать. Однако в Петрозаводске пациент, как говорится, скорее мертв.
Власти Петрозаводска регулярно заговаривают о новой транспортной схеме, которая изменит все. Маршрутчики перестанут наконец перехватывать пассажиров у троллейбусников, во все районы города протянут уже новые маршруты и люди перестанут простаивать на остановках по 40 минут. Соответственно, и таксисты перестанут поднимать цены сообразно погоде.
Каждая новая администрация говорит о схеме по-своему. Так, и новый мэр Петрозаводска уже «отметился» в теме, анонсировав транспортную реформу. Благо, тема эта очень важная. И подходов к решению проблемы может быть больше, чем один.
«Техническое задание для потенциальных подрядчиков, которым предстоит разработать комплексную схему общественного транспорта, практически готово, — рассказывал Владимир Любарский в октябре. — Один из вопросов, ответ на который мы хотим получить — как состыковать городские и межмуниципальные маршруты, проходящие по Петрозаводску, стоит ли продлевать наши маршруты в ближайшие населенные пункты Прионежья, например, где горожане активно строят индивидуальное жилье. Надеемся получить научное обоснование к середине 2022 года и приступить к реформированию транспортной системы».
Вопросы, поднятые градоначальником, актуальны. И прежде внимания на них не обращали. Однако Владимир Любарский не стал заострять внимание на более очевидных вопросах. Таких как перехват пассажиропотока, отсутствие возможностей повлиять на маршруточников. Негодное состояние подвижного состава и низкий уровень культуры общения с пассажирами — как те самые «два в уме». О них писать не будем, они очевидны.
Пока вообще не ясно, какой будет транспортная реформа.
Троллейбусы
Во многих городах РФ сохранение электротранспорта — значимая часть городской стратегии. Так, во Пскове троллейбусы регулярно модернизируют. Маршруты охватывают все районы города, на остановках — электронные табло не только с номерами курсирующих троллейбусов, но и со временем ожидания.
Петербургские трамваи не просто заработали репутацию «питерского бренда» наравне с пышками. Осенью «Горэлектротранс» (управляющий и троллейбусами, и трамваями) получил на пополнение парка инфраструктурный кредит на 24 миллиарда. У предприятия — программа развития на восемь лет вперед, несмотря на конкуренцию с метро, автобусами, каршерингом, электросамокатами.
Самые северные коллеги — «Элекротранспорт» Мурманска экспериментируют с троллейбусами с автономным ходом (которые могут обходиться без электричества) и вводит дополнительные рейсы.
На этом фоне петрозаводский «Городской транспорт» выглядит довольно бледно. Поможет ли реформа? В «Городском транспорте» нам рассказали, что по данным предприятия, изменения затронут маршрутную сеть — в пределах имеющейся контактной сети. То есть, там, где есть провода, троллейбусов станет больше. Не ясно только, не означает ли это просто возвращения уже имеющихся маршрутов? Например, возможно, речь идет только о возобновлении курсирования «двойки».
Но сейчас рассчитывать и на это не стоит. Износ подвижного состава — 90 процентов. Как мы уже рассказывали, в депо регулярно переразбирают «рогатых». Чтобы добыть нужные запчасти, чинят и латают настоящий металлолом.
С другой стороны, даже покупка новых троллейбусов, которую часть экспертов считает едва ли не панацеей, ситуацию не выровняет. Потому что на данный момент за руль новенького троллейбуса просто некого посадить.
С начала года из «Городского транспорт» уволилось около 20 водителей. Сейчас в отдельные дни троллейбусы работают вообще без кондукторов.
Экономически обоснованный тариф очень отличается от существующего для пассажиров. На ноябрь 2021 года компенсированная разница — 18 рублей. Петросовет 29 ноября решил не разрешать поднять расценки до конца этого года.
Власти
Власти, понимая значимость троллейбусов и как единственного транспорта для льготников и маломобильных граждан, и как социально значимого предприятия, делают то, что могут.
Так, буквально недавно глава региона сообщил о закупке 16 новых троллейбусов. Что примечательно, это будут новые машины. А не Б/У из Москвы и Петербурга, ремонт которых встает в «копеечку».
Мэрия Петрозаводска тоже сложа руки не сидит, признавая проблему: обращений по поводу транспорта много.
«Администрацией объявлена закупка на разработку Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом, по результатам которой станет возможным перевод всей модели на новую — новые оптимизированные маршруты и брутто-контракты. Схема затронет как автобусы, так и троллейбусы. Срок разработки такой схемы — около 10 месяцев. Начальная максимальная цена — 26,3 млн рублей», — заверили в администрации.
В итоге город должен получить подробную работы городского транспорта.
«Следующий этап — переход к регулируемому тарифу, который в том числе позволит усилить контроль над частными перевозчиками. Ориентировочный срок перехода на новую транспортную модель — 2023 год», — отмечают специалисты.
Важно отметить, что 2023 год — это ориентир. Это не значит, что через год петрозаводский троллейбус с ветерком помчит горожан в любой край города — от Песков до Кирпичного или хотя бы с Кукковки сразу к Университету.
Неоднократно разные конфигурации администрации Петрозаводска отмечали: для того. Чтобы троллейбусникам было максимально комфортно (а «Городской транспорт», как ПМУП — в приоритете), нужно разделить маршруты между электротранспортом и маршрутками.
Однако найти управу на перевозчиков так ни у кого и не получилось. Ни один из мэров Петрозаводска пока не сумел действительно повлиять на транспотников.
Жители новых жилых комплексов на улице Энтузиастов, например, вынуждены стоять на остановках по 30-40 минут.
Троллейбусы к ним не идут — сетей нет, прокладывать — слишком дорого. Маршруток — всего три варианта на выбор. При этом с утра в переполненный салон еще надо втиснуться. Про какие-либо ковидные ограничения, личное пространство и регламентированное число пассажиров можно просто забыть.
«Мы обращались в мэрию. Просили, чтобы машрутчиков уговорили как-то к нам почаще заезжать. А то 25-й, например, к нам заезжает только когда идет в одну сторону. Почему бы не в обе? Почему бы девятке вообще не заезжать к нам регулярно, а не раз в час? — Объясняет Галина, живущая на улице Энтузиастов. — Нам из мэрии сначала обещали прислать специалистов — замерять пассажиропоток. А потом выяснилось, что маршрутчикам к нам ездить не выгодно, а мэрия никакого влияния на хозяев автобусов не имеет. Все, что нам в итоге посоветовали — ходить пешочком на Ровио. А это — километра два. Зимой, да по не чищенным тротуарам, в темноте и по холоду — захватывающая перспектива».
Маршрутки
Редакция «КарелИнформ» отправила в несколько транспортных компаний, обслуживающих Петрозаводск. Запросы. Мнение представителей транспортных компаний имеет такой же вес, как и мнения других участников реформы. Тем более, что именно маршрутчиков в будущем переведут на регулируемые тарифы.
Тарифы должны стать теми вожжами, которые помогут властям править частным бизнесом. Верится в эффективность такого управления с трудом: маршрутчики в Петрозаводске сами поднимают цены на свои услуги, их не пугает ни УФАС, ни возможная конкуренция. Максимум их сговорчивости — два рубля, которые они готовы «скинуть» мэру.
Важно то, что обслуживает Петрозаводск Санкт-Петербург в основном. Из которого проблемы маленького Петрозаводска кажутся мелкими. Грязь в маршрутках, сорванные рейсы и постоянно сбитое расписание, хамство водителей и прочие недоразумения — вообще, видимо, не различимы. На наши запросы о транспортной реформе представители нескольких транспортных компаний так и не ответили.
Между тем петрозаводчане, согласно результату нашего опроса, выбирают троллейбусы, а не маршрутки: более 42 процентов голосов отдано за электротранспорт. На втором месте — свой транспорт (почти 34 процента). И даже ходить пешком предпочитает больше людей, чем ехать в автобусе (18 процентов против 16). Еще около шести процентов участников опроса выбирают такси. Красиво жить, что называется, не запретишь. Тем не менее, итоги опроса — показательные. С другой стороны, готовы ли будут петрозаводчане голосовать за троллейбусы рублем, если проезд подорожает?