Posted 29 июля 2021, 16:01
Published 29 июля 2021, 16:01
Modified 30 октября 2022, 20:54
Updated 30 октября 2022, 20:54
Горожане не только ругаются, но и даже дерутся за места на парковках поближе к дому, а потом садятся за решетку. Все можно списать на буйность нрава отдельных сограждан. Но если взглянуть чуть иначе, становится очевидна большая проблема, годами не решаемая в городе, и лишь наращивающая актуальность.
По данным «Автоброкера» уровень автомобилизации в Карелии на 1 января этого года – 319 автомобилей на тысячу человек. Другие источники ставят Карелию на 8 место рейтинга всех регионов РФ с показателем в 383 машины на 1000 человек.
Очевидно, что основная автомасса сконцентрирована в республиканской столице. Чтобы в этом убедиться, достаточно прогуляться вечером по площади Гагарина. Мест для того, чтобы оставить автомобиль, там нет. Многие пассажиры поездов вынуждены отпускать такси или же шествовать по дворам с чемоданами, оставив свой автомобиль в нескольких кварталах от места назначения.
Площадь Гагарина – под автомобили?
Недавно на эту проблему обратил внимание новый мэр карельской столицы. С присущей силовику конкретностью Владимир Любарский заявил: «Что-то надо делать с парковкой на Гагарина. Единственный вариант - пока вижу - саму площадь переформатировать ... Ключевых направлений несколько: это и переформатирование схемы движения на площади, и устройство парковки со стороны Горького, и со стороны Перевалки, другие варианты. На анализ массива предложений берём тайм-аут на один месяц».
Горожане всполошились. Только-только в очередной раз удалось буквально вырвать небольшое парковочное пространство у вокзала из рук коммерсантов. Кроме того, столько мудрых слов было сказано в свое время архитекторами насчет значимости площади у вокзала в облике города, в возможности созерцать прекрасную петрозаводскую перспективу…
На самом деле, проблема с тем, где «бросить» машину – не только у вокзала. Весь центр – сплошной парковочный вопрос. Особенно не везет жителям домов в центре. «Вечером с работы возвращаешься, обязательно кто-то твое место занял. И ведь это не жильцов дома машины. Это либо тех, кто работает в центре, либо тех, кто тут гуляет», - пожаловался Сергей, живущий на проспекте Ленина.
Меньше, больше или равно?
При этом количество парковочных мест в городе постоянно сокращается. Желая снизить аварийную опасность и улучшить качество уборки в городе, власти регулярно запрещают парковаться по обочинам дорог. С начала марта запретили парковаться в центре, на Древлянке, на Кукковке. В июле продлили запрет парковаться от площади у вокзала до улицы Шотмана. Временно перекрыли парковку и на улице Попова.
Автолюбителям такие новации, конечно, не по душе. Город растет, количество домов увеличивается. А число парковочных мест – нет. По нормативам, размер парковочного места с 2016 года в РФ составляет 5,3 на 2,5 метра. Парковочные места для инвалидов немного больше.
Еще недавно СНиПы для застройщиков в плане парковок были очень мягкими. Поэтому на многоквартирный дом могло приходиться по шест-восемь машино-мест. Это вполне естественно. Строительная компания, выкупая землю, не желает тратить полезные метры на парковки.
Однако после утверждения новых правил, минимальная площадь парковочного пространства на человека при новостройке должна составлять не 0,8 «квадрата», а 2,8-3,8 квадратных метра. Минимальное число мест для парковки не может быть меньше четверти от всего числа квартир в доме.
Это позволит не усугублять проблему в будущем, однако уже существующую ситуацию не изменит. «У нас прямо под домом поставили высотку несколько лет назад, - отметила Екатерина. Живущая на Кукковке, недалеко от Президентского кадетского училища. – Нам эта идея сразу не понравилась. Было понятно, что при такой крошечной парковочке как у этой высотки все машины соседские будут в нашем дворе. Так и оказалось. А из-за соседства с училищем, у которого своей парковки не наблюдается, страшно переходить дорогу к остановке, ничего не видно из-за верениц машин».
Обзор на переходе к остановке общественного транспорта н Кургане со стороны домов на улице Балтийской и правда затруднен. Причем в самом училище еще при его открытии покаянно кивали, мол, да, проблема есть. Мест на оборудованной стоянке хватает не всем: строили в сжатые сроки, не до машино-мест было.
А что ты мне сделаешь?
Желая «застолбить» за собой место у подъезда, многие горожане организуют во дворах шлагбаумы или этакие «стойла», обозначенные натянутыми тросиками на замках и прочими подручными средствами. Не всегда это законно.
«Наши соседи оказались очень предприимчивыми. Договорились, прикрутили к дереву и столбу фонарному какой-то тоненький тросик, сделали себе ключи от замка и все. А ведь никто им разрешения не давал, - отмечает Леонид, живущий на Кукковке. –Мы пытались добром договориться, мол, так не делается. Не вышло. Ну что, один из этих «умников» уехал утром, я тросик перерезал и встал на его место. Крику было много, а что он мне сделает?».
Решать вопросы с выделением парковочных мест жильцы домов должны вместе, поскольку участок, на котором дом стоит, и придомовая территория – это их общая собственность. Соответственно, чтобы выделить какое-то количество мест только для «своих», необходимо провести общее собрание собственников помещений (если в доме расположен, скажем, магазин, владельцев помещений тоже надо позвать) и проголосовать. Без этого любые тросики, цепочки-замочки и прочий инвентарь – самодеятельность, уточняют юристы.
Нередко автолюбители выкручиваются, паркуясь на газонах. Пару месяцев постоянной эксплуатации, и – ни травинки на месте бывшей лужайки. Оправдывают себя всегда одним: а куда деться? Правда, у многих горожан другое мнение на этот счет. Достаточно фото «мастера парковки» и обращения в ГИБДД – штраф ему обеспечен.
Денег нет, интереса нет
Однако у горожан к идее возникли вопросы: почему люди, живущие в центре, должны будут платить за возможность оставить свое авто рядом с домом? Каков будет тариф? И что будет, если тариф покажется водителям необоснованным?
Как бы то ни было, дальше программных заявлений и анонсов дело так и не двинулось. «В 2019 году организовать платные парковочные пространства планировалось через муниципальное частное партнерство (МЧП), однако интересантов не появилось», - объяснили в администрации города.
При этом у самого города денег на решение проблем с парковками хотя бы в центре таким путем нет.
«Организацией ООО «Дорнадзор» была рассмотрена возможность внедрения платных парковочных пространств на улично-дорожной сети Петрозаводского городского округа, в том числе на улице Красной. В настоящее время в связи с ограниченностью бюджета Петрозаводского городского округа реализовать разработанные мероприятия не представляется возможным», - отметили в мэрии.
Похоже, «ограниченность бюджета» в вопросах решения парковок – один из ведущих факторов. Специалисты говорят о том, что в центре карельской столицы действительно можно поставить несколько крытых паркингов. Однако вписать их в плотную застройку будет непросто, учитывая, что земля в сердце города стоит недешево, инвесторам придется устанавливать немалый ценник только чтобы покрыть затраты. А заниматься бесконечной благотворительностью бизнес не должен.
Ставить паркинги в спальных районах бессмысленно. И на Кукковке, и на Древлянке, и на Перевалке, и в других районах уже есть платные охраняемые автостоянки. Расценки, к слову, божеские: от 1400 рублей за легковое авто в месяц. Найти место можно в любой локации. Однако сама идея платить за то, что всегда было бесплатным, многим автолюбителям претит.
***
С решением задачи про парковки предыдущие мэры Петрозаводска не справились. Возможно, новый мэр найдет новый подход. Вполне понятно, что одним «переформатированием схемы движения» не обойтись. Нужны деньги. Да и Петрозаводск – не только площадь при вокзале. Движение во дворах не переформатировать
Месяц тайм-аута, взятый Владимиром Любарским, закончился еще в начале июля. Так что, по всей видимости, скоро горожане узнают, действительно ли по-новому метет новая метла. Или мэру, передвигающемуся на электросамокате, проблемы автомобилистов чужды.