«КарелИнформ» изучил профильные медицинские тендеры и госконтракты с начала 2020 года, когда наступление нового Covid-19 в регионе, по признанию большинства специалистов, перешло в активную фазу. Среди медучреждений оказались как безусловные лидеры, так и аутсайдеры. Абсолютное же большинство тендеров сопровождалось типичными для госзакупок сложностями – торгами без снижения, превышением экономии контракта на 25 процентов, участниками-субъектами МСП и другими факторами.
От меньшего к большему
Не самую лучшую результативность, что, вероятнее всего, обусловлено спецификой медучреждений, показали ГБУЗ «Республиканская станция переливания крови» (РСПК), которой, естественно, чаще всего требовались расходные материалы для заготовки, хранения и транспортировки тромбоцитов, ГБУЗ «Республиканский кожно-венерологический диспансер» (РКВД) с закупками лекарств, техники и расходников. В аутсайдерах также - ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» в Петрозаводске с поставками лекарственных препаратов и инструментов.
У РСПК, например, более 20 процедур торгов и свыше 40 заключенных контрактов имеют так называемые индикаторы риска. В случае с ООО «Денеб» (Санкт-Петербург) эксперты отметили вероятность торгов без снижения (0-2 процента), а также заключение контракта с единственным участником. Похожие признаки имеют тендеры с компанией ООО «Дельрус-СЗРЦ» (Санкт-Петербург»). Ремарка: согласно позициям плана-графика, суммы большинства госконтрактов превышали 800 тысяч рублей.
Городская поликлиника №3 Петрозаводска, в свою очередь, отметилась не совсем профильными тендерами – например, на сертификаты техподдержки программно-аппаратного комплекса или предоставление лицензий. Так, в одном из тендеров на 87,1 тысяч рублей победило ООО «Инфолайн» из Петрозаводска: при начальной цене контракта в 90,1 тысяч рублей эксперты усмотрели признаки торгов без снижения (2-6 процентов).
ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» за 2020 год, по мнению наблюдателей, успел провести полсотни тендеров, попадающих в категорию риска. В некоторых случаях фигурируют не самые крупные суммы - к примеру, в паре госконтрактов с ООО «Золотой телец» из Петрозаводска, где отмечено снижение цены участником более чем на 25 процентов при четырех прочих конкурентах. Но есть и гораздо более серьезные тендеры, например, на поставку газообразного медицинского кислорода. При начальной цене одного из сентябрьских аукционов в 3,3 миллиона рублей, контракт был заключен с единственным участником – АО «Акар» из Петрозаводска. Причем без какого-либо снижения начальной цены.
ГБУЗ «Пряжинская ЦРБ» также имеет в активе несколько десятков подозрительных госзакупок. Эксперты отметили процедуры с поставкой расходных материалов для стоматологии, поставщиком которых стало ООО «Кармед» из Петрозаводска. Причины - торги без снижения, а также субъект МСП как исполнитель контракта. Малый и средний бизнес также привлек внимание в аукционах на поставку расходных материалов для медтехники и наборов для исследований: ООО «Аналитика-78» из Санкт-Петербурга получила госконтракты без какого-либо снижения первоначальной цены. Есть замечания и по апрельскому аукциону на поставку автомобильного топлива. ООО «Ликард» из Волгоградской области получило госконтракт на 1,38 миллиона рублей, будучи единственным участником. И снова без снижения цены.
С лишком или нет
ГБУЗ «РКВД» в 2020 году провело более сотни торгов с индикаторами рисков на общую сумму в 22,5 миллиона рублей. Среди общего количества поставщиков довольно часто встречается ООО «Гефест» из Петрозаводска с вероятными торгами без снижения и, напротив, экономией контракта свыше 25 процентов. Правда, суммы фигурируют не самые внушительные: поставка пинцетов, хирургических шапочек и лезвий обходится госучреждению в несколько десятков тысяч рублей.
ГБУЗ «Городская поликлиника №4» Петрозаводска с начала года заключила более 170 «рискованных» контрактов. В списке лидеров-поставщиков - ООО «Санэкс» (Петрозаводск) и ООО упомянутая «Аналитика-78». Первые отметились поставкой дезсредств и прочих расходных медицинских материалов – как субъект МСП (а кое-где и с торгами без снижения). Вторые во втором квартале текущего года стали поставщиком услуг по обслуживанию техники в поликлинике. Закупки опять же сопровождались торгами без снижения и участием единственного поставщика.
Приблизительно вровень с поликлиникой с тем же числом госконтрактов идет ГБУЗ «Пудожская ЦРБ» на общую сумму в 50,8 миллиона рублей. На некоторых тендерах с ООО «Биолайн» из Петрозаводска (на поставку молочной продукции) замечено малозаметное снижение начальной цены. А компания «Медторгснаб» из Орловской области фигурирует в паре тендеров на поставку игл и расходных материалов для ИВЛ. Вопросы – снова по категории исполнителя контракта (субъект МСП), а также по снижению победителем исходного ценового максимума более чем на 25 процентов.
Больше, но меньше
Чуть изменим критерии и сузим географию поисков, изучив тендеры районных больниц. Так, Суоярвская ЦРБ может похвастаться шестью с лишним десятками неоднозначных госконтрактов. Например, мартовскую закупку у единственного поставщика на обеспечение аппаратом ИВЛ за 1,6 миллиона рублей получил предприниматель Алексей Карижский из Зеленоградска (Калининградская область). Приблизительно в то же время еще один бизнесмен из поселка Дорожный Калининградской области Андрей Польский.
К слову, фамилия последнего также встречается в контрактах БСМП Петрозаводска и Управления капитального строительства РК. В первом случае бизнесмен занялся поставкой системы мониторинга физиологических показателей для перемещения пациентов за 326 тысяч рублей (закупка у единственного поставщика). Во втором – за 3,7 миллиона рублей обеспечил УКС дефибриллятором, который предназначался для той же БСМП.
У Медвежьегорской ЦРБ эксперты насчитали более сотни странных контрактов на общую сумму 56,8 миллионов рублей. В списке часто упоминается ООО «Прометей» из Санкт-Петербурга – крупного поставщика, оперирующего 1,5 миллиардами рублей контрактов по стране, в том числе, с федеральными структурами. Если торги без снижения, например, на поставку различных лекарств в ЦРБ можно попытаться «объяснить» закупкой у единственного поставщика, то заключение контракта с меньшей ценой заявки исполнителя выглядит странно.
У Кондопожской ЦРБ в лидерах по поставщикам встречаются уже знакомые нам ООО «Прометей», ООО «Гефест» и ООО «Золотой телец». Но есть и другое предприятие, получившее с десяток контрактов, - ЗАО «Нордбер-Трансфарм» из Санкт-Петербурга. Вероятно, выбор заказчика не случаен: в этом году компания имеет за плечами сотни контрактов на 120 с лишним миллионов рублей с крупными федеральными структурами, в том числе, ФСИН и МВД. Другое дело, что в случае с Кондопожской ЦРБ эксперты отметили на некоторых электронных аукционах (например, на поставку медпрепаратов) экономию контракта, превышающую 25 процентов. Да и сами контракты оказались меньше цены заявки исполнителя.
Результаты Кемской больницы гораздо более скромны: более 65 «контрактов риска». В числе поставщиков-лидеров – городская поликлиника Петрозаводска с услугами по проведению профосмотров несовершеннолетних (закупки у единственного поставщика) и ООО «Уника» из Петрозаводска с поставкой продуктов. Из вопросов – заключение контракта с поставщиком младше одного года.
Зато Сегежская больница имеет более трех сотен закупок, многие из которых проведены у единственных поставщиков. Среди них – ООО «Медгрупп» (Санкт-Петербург), субъект МСП, имеющий штрафы и неустойки по другим контрактам, а также упомянутые ООО «Уника» и ООО «Прометей».
ГБУЗ «Калевальская ЦРБ» успело заключить более сотни контрактов, треть из которых «ушло» ООО «Амбар Фуд» из Петрозаводска, что формально объяснимо закупкой у единственного поставщика. Другое дело, что в некоторых случаях наблюдатели отметили отсутствие отчета об исполнении контракта. А это – опасная непрозрачность процедуры.
У Беломорской ЦРБ специалисты насчитали более 270 контрактов на 112,5 миллионов рублей. Тройка лидеров-поставщиков с договорами риска – ООО «Атриум-Медикал» (Санкт-Петербург), ООО «Гарант» (Карелия, Беломорский район) и ООО «Прайм» (Петрозаводск). Предмет контрактов – продукты питания и медоборудование, в том числе, для COVID-центра. В случае с едой эксперты указали на экономию контракта более чем на 25 процентов и контракты с поставщиком младше одного года. «Ковидные» закупки отметились победителем-субъектом МСП.
Лоухская и Сортавальская больницы имеют по 120 и 160 с лишним подозрительных госконтрактов соответственно. У первой снова встретилось ООО «Прайм», у второй – ООО «Гефест». В обоих случаях интерес возник по экономии контракта свыше 25 процентов.
Гулливеры тендеров
Вернемся к медучреждениями столичного и республиканского уровня, которые в нашем «риск-топе» показывают разнообразные результаты – видимо, опять же в силу своей специфики.
Например, ГБУЗ «Республиканская психиатрическая больница» заключила более сотни контрактов. Первое место среди поставщиков получил предприниматель Виталий Павлов, зарегистрированный в Петрозаводске в октябре прошлого года. Он преимущественно обеспечивал медучреждение бытовой техникой, и главный вопрос специалистов к заказчику заключается в том, что тот заключил контракты с поставщиком младше одного года. А в случае с поставкой душевой кабины во втором квартале 2020 года, например, оказалось, что фактическая оплата превышает цену контракта.
ООО «Универсал Мед Сервис» из Казани неоднократно поставляла лекарства по ведомственной целевой программе о предупреждении инвалидизации населения на сотни тысяч рублей. Закупки у единственного поставщика сопровождались исполнением контракта субъектом МСП.
ООО «Альбатрос» (Москва) также неоднократно получало контракты по закупкам у единственного поставщика, при этом имея штрафы и неустойки. Экспертам встретились и тендеры с излишней экономией контракта по тем же ведомственным целевым программам, пусть и на небольшие суммы в десятки тысяч рублей.
Городская детская поликлиника №1 в Петрозаводске имеет в активе шесть десятков контрактов: в трети с лишним случаях снижение начальной цены оказалось более 25 процентов (например, на поставку салфеток с ООО «Гефест»). Однако в исполнителях чаще встречались другие имена: ООО «Фирма «Медсил» (Санкт-Петербург), бизнесмен Дмитрий Ворончихин и АНО ДПО «Ставрополь-Профи» (Ставропольский край) с ООО «Бионорд» (Санкт-Петербург»). Вопросы возникли поп экономии контракта более чем на 25 процентов.
У Республиканской инфекционной и Детской республиканской больницы (ДРБ) эксперты насчитали по сотням контрактов. В обоих случаях в тройке лидеров поставщиков снова встречается ООО «Прометей». ДРБ неоднократно прибегала к услугам ООО «Лабораторные современные решения» (Москва) и ООО «Профитмед СПб» (Петербург). А инфекционная больница пользовалась услугами ООО «РЦСЗ Ленмединформ» (Ленобласть) и ООО «Каредо» (Петрозаводск). Помещения нуждались в ремонте, а пациенты – в лекарствах. Как бы то ни было, и тут снова объявились частые закупки у единственного поставщика.
Городская детская больница в Петрозаводске заключила более сотни контрактов, которые также получили «красную» помету от наших экспертов. Безоговорочных лидеров в списке поставщиков нет, но эксперты «зацепили» тендеры с оказанием услуг по повышению квалификации медработников с экономией контракта свыше 25 процентов, полученные ООО «Профаудиоконсалт» (Москва). Суммы, правда, там значатся совсем копеечные – по паре тысяч рублей – чего не скажешь о тендерах с ООО «Фирма Медсил» (Санкт-Петербург) и ООО «Юнигиф» (Петрозаводск). Закупки медоборудования и изделий медицинского назначения, по мнению наблюдателей, сопровождались либо торгами без снижения, либо, наоборот, экономией контракта свыше 25 процентов.
Наконец, настоящим «гигантом» госзакупок оказалась Республиканская больница им. Баранова. Тендеры вследствие ЧС мы в этой публикации не рассматриваем, поэтому заказчик-лидер в лице БУ РК «Аэропорт «Петрозаводск», который предоставлял транспорт для перевозки больных, в список не попадает.
Так или иначе, есть и другие лидеры: по десятку с лишним контрактов получили АО «Ланцет» (Москва), АО «Русмедком» (Санкт-Петербург) и ООО «Фаворит» (Смоленская область). Предмет закупок – конечно же, лекарства. При этом заключение контрактов меньше цены заявки исполнителя встречалось гораздо чаще остальных «маркеров». Впрочем, и тут «частым гостем» стала… закупка у единственного поставщика.
Вместо многоточия
Что любопытно, из всего массива госзакупок «с претензиями» мизерная доля сопровождалась жалобами в антимонопольное ведомство, которое, впрочем, во многих случаях жалобы признавало необоснованными.
Однако это вовсе не означает, что УФАС за тендерами не следит. «КарелИнформ» уже подробно рассказывал о наиболее частых и серьезных нарушениях, за которыми следовало наказание, поэтому мы лишь вкратце освежим информацию. Так, недавно конкурентное ведомство сообщило об ООО «Сириус» из Екатеринбурга, которое 62 раза (!) упоминалось в реестре недобросовестных поставщиков из-за аукционов на поставку медоборудования.
В сентябре ООО «Медиком-Сервис» (Санкт-Петербург» также оказалось в «черном списке» недобросовестных поставщиков. Компания за 1 миллион рублей поставила в медучреждение гистерорезектоскоп с характеристиками, которые не соответствовали указанным условиям в документации.
Но встречаются и нарушения со стороны заказчиков: в июле УФАС пришлось аннулировать конкурс на организацию питания пациентов Республиканского онкологического диспансера из-за существенных неточностей в закупочной документации.
Десяток на регион
Эксперты отмечают: новый коронавирус во многом перевел закупочные «стрелки» в Карелии на формат работы с единственными поставщиками. Кроме того, в разных тендерах все чаще фигурируют одни и те же названия. Полученный "топ" (с январья по сентябрь 2020 года выглядит так:
Поставщик | Упоминания | Медучреждения |
ООО «Фирма «Медсил» | 196 | Беломорская, Кондопожская, Медвежьегорская, Питкярантская, Пряжинская, Лоухская, Пудожская, Сортавальская ЦРБ, Республиканская больница им. Баранова, межрайонная больница №1, РБ им. Баранова, ГДП №1 (Петрозаводск), ГДП №2 (Петрозаводск), Городская детская больница (Петрозаводск), РПБ, РИБ, БСМП (Петрозаводск), РОД |
ООО «Гефест» | 129 | Сегежская, Сортавальская, Беломорская, Кондопожская, Медвежьегорская, Калевальская, Пудожская, Суоярвская, Лоухская, Олонецкая, Питкярантская, Кемская ЦРБ, ГП №№3 и 4 (Петрозаводск), РКВД, ГП №2 (Петрозаводск), РБ им. Баранова, роддом им. Гуткина (Петрозаводск), РСПК, РИБ |
ООО «Аналитика-78» | 105 | Питкярантская, Пряжинская, Сортавальская, Медвежьегорская, Лоухская, Беломорская и Питкярантская ЦРБ, ГП №№3 и 4 (Петрозаводск), Межрайонная больница №1 РКВД, РИБ, Республиканская больница им. Баранова, РОД, ДРБ |
ООО «Атриум-Медикал» | 81 | Республиканская больница им. Баранова, Беломорская, Лоухская, Сортавальская и Кемская ЦРБ |
АО «Русмедком» | 76 | РИБ, Межрайонная больница №1, ГП №№2 и 3 (Петрозаводск), РОД, ГДБ (Петрозаводск, БСМП (Петрозаводск), роддом им. Гуткина (Петрозаводск), Республиканская больница им. Баранова, ДРБ |
АО «Ланцет» | 70 | Суоярвская, Сегежская, Калевальская, Медвежьегорская и Беломорская ЦРБ, межрайонная больница №1, ГП №3 (Петрозаводск), РОД, ГДБ (Петрозаводск, БСМП (Петрозаводск), роддом им. Гуткина, Республиканская больница им. Баранова, ДРБ |
ООО «КарМед» | 52 | Пудожская, Сегежская, Кемская ЦРБ, межрайонная больница №1, ГП №4 (Петрозаводск) |
ООО «Золотой телец» | 48 | Медвежьегорская, Кондопожская, Сегежская, Питкярантская, Олонецкая, Беломорская ЦРБ, РИБ, Республиканская больница имени Баранова, РКВД, РПБ, роддом им. Гуткина, ГП №4 (Петрозаводск), ГДБ, РИБ |
ООО «Уника» | 34 | Пудожская, Сегежская, Питкярантская, Лоухская, Кемская ЦРБ, межрайонная больница №1 |
ООО «Денеб» | 29 | Республиканская больница им. Баранова, ДРБ, БСМП (Петрозаводск), Сортавальская ЦРБ, РСПК |
ООО «Дельрус-СЗРЦ» | 26 | Беломорская и Сортавальская ЦРБ, Республиканская больница им. Баранова, ДРБ, БСМП (Петрозаводск), ГП №4 (Петрозаводск), РСПК |
ООО «Бионорд» | 25 | Республиканская больница им. Баранова, Кондопожская, Сортавальская, Беломорская, Суоярвская ЦРБ, БСМП (Петрозаводск), роддом им. Гуткина, ГДП №1 (Петрозаводск) |
ООО «Прометей» | 20 | Медвежьегорская, Кондопожская, Беломорская, Сегежская, Сортавальская, Суоярвская, Питкярантская ЦРБ, Республиканская больница им. Баранова, межрайонная больница №1, ДРБ, РОД, РИБ, Госпиталь для ветеранов войн, ГП №4 (Петрозаводск), ГДБ (Петрозаводск), ГДП (Петрозаводск), РНД |
***
Рисуется интересная картина: нужды практически всех медучреждений Карелии обеспечивает чуть более десятка подрядчиков. Может, заказчики таким образом вынуждены лавировать в непростых "ковидных" условиях? Может, рынок поставщиков в самом деле заметно «похудел», ведь бизнесу тоже нужно выживать и бороться с инфекцией?
Однако сложность состоит в том, что ковид вовсе не отменил другие способы поиска подрядчиков. Закупки у единственных поставщико встречаются гораздо чаще остальных способов при объявлении тендеров, но не остаются единственными. Просто ими почему-то стали пользоваться с гораздо меньшей охотой.
Электронные аукционы с понижением цены (т.е. с конкуренцией) и, следовательно, по возможности разумной экономией бюджетных денег, встретились нам где-то в десяти процентах всех просмотренных процедур. Но встретились.
Эксперты же не считают такую пропорцию чем-то из ряда вон выходящим. По их мнению, закупка у единственного поставщика может значительно сэкономить сроки, что сегодня для здравоохранения немаловажно.
Другое дело, что такой способ с гораздо большим трудом поддается контролю. И кто дает гарантию, что медучреждения не имеют какие-нибудь "бонусы" от исполнителей за контракт без торгов, к которому формально придраться довольно сложно?