Posted 9 июля 2020, 15:54
Published 9 июля 2020, 15:54
Modified 30 октября 2022, 20:41
Updated 30 октября 2022, 20:41
«КарелИнформ» проанализировал финансовые показатели «муниципалов»: кто рискует и вовсе не дожить до масштабных изменений?
В нашем списке более 60 муниципальных предприятий региона, которые условно можно разделить на пять отраслевых категорий — ЖКХ, энергетика, транспорт, общепит и «Прочие», куда мы внесли единичные МУП, которые работают в других социально значимых сферах.
Многие из них к началу июля подробные отчеты по каждому показателю налоговикам и статистикам не представили — и, вероятнее всего, не представят (ведь, помимо прочего, полнота сведений зависит и от особых режимов, в которых предприятия работают). Но и имеющиеся цифры, на наш взгляд, могут говорить о многом.
Вопросы времени
Сначала — об изменениях. Новый закон о ГУП и МУП в стране прошел третье чтение в Госдуме РФ еще в декабре прошлого года: страна взяла курс на «сокращение» таких предприятий, как прямым текстом заявляли депутаты и чиновники. Переход на новые организационно-правовые формы, по мнению инициаторов, должен помочь сэкономить бюджетные деньги и сделать работу предприятий более прозрачной.
Соответственно, изменился и закон «О защите конкуренции», в котором появились запрет на создание унитарных предприятий или изменение их видов деятельности. Однако «под нож» попали не все: исключения, в том числе, сделали для предприятий культуры и искусства, а также ГУПов и МУПов, которые работают на Крайнем Севере.
Ощутимое время у «муниципалов» пока есть: реорганизация или ликвидация может потерпеть до 1 января 2025 года. Депутаты профильных комитетов отмечали, что таким образом государство планирует сокращать долю своего участия в экономике (т.е. повышать конкуренцию в бизнес-среде). Уточнялось также, что игроков не тронут «на социально значимых рынках», где нет конкурентной борьбы.
В любом случае, подобный «антимонопольный» анализ — дело грядущих лет, причем эксперты не исключают, что конкурентные споры могут перейти в судебную плоскость. Достаточно вспомнить многолетние и запутанные тяжбы карельских перевозчиков с местной властью, которые хоть и не имели отношения к форме собственности, но крутились вокруг определенных конкурентных решений.
Как же сегодня живут МУП в Карелии? Несмотря на статусную «муниципальность» и теоретическую возможность бюджетной поддержки, они по факту остаются частными конторами, которые должны не только обеспечивать собственную работу, но и по возможности делиться прибылью с учредителями (или местными чиновниками).
ЖКХ — и точки
Почти половина муниципальных предприятий в Карелии из нашего списка — занимаются жилищно-коммунальными вопросами. Треть из трех десятков к началу июля не предоставили сведений по объемам выручки за 2019 год, однако у половины из них ее объемы в сравнении с 2018 годом — выросли. Так, МУП «Прионежский водоканал» сработал в плюс на 20 с лишним миллионов рублей (выручка за 2019 год — 31,1 млн рублей).
Положительную динамику показали также питкярантский водоканал (+0,1 млн рублей), Кондопожское ММП ЖКХ (всего более 625 млн рублей, или +18 с лишним млн рублей), Центр муниципальных расчетов Костомукши (рост с 54,1 до 55,8 млн рублей), а также Лоухский коммунальный центр (рост с 9,4 до 17,5 млн рублей) и управляющая компания «Питкяранта» (рост с 24,2 до 29,7 млн рублей). Отличились и теплосети Костомукши (годовой рост с 368,5 до 384,9 млн рублей).
Вместе с тем, есть предприятия, чья годовая выручка, пусть и осталась в плюсе, но показала существенное сокращение: МУП Прионежского района «Водоканал» (с 10,6 до 4,5 млн рублей), МУП «Прионежский водоканал» (с 16 млн до 342 тыс рублей) и МУП «Зеленый город» (с 25,7 до 11,2 млн рублей). Обилие коммунальщиков из Прионежья в списке, вероятно, объясняется тем, что пару лет назад в районе возникла серьезная путаница с распределением полномочий — и «двойными квитанциями», с которыми, к слову, в свое время пришлось разбираться прокуратуре.
Все-таки, судя по преобладанию плюсов в итоговой таблице, вряд ли можно говорить о том, что коммунальщики в своей нынешней форме МУПов терпят серьезную нужду, ведь минусы показывают далеко не все предприятия. Правда, выручку всегда необходимо соотносить с так называемой чистой нормой прибыли, уточняют эксперты. А ее разброс у карельских коммунальных МУП за 2019 год настолько большой (от -571 до +32,77 процента), что волей-неволей задумаешься о «точечном» подходе при господдержке.
Рога с коронавирусом
Муниципальный транспорт в республике представлен гораздо менее широко. В нашем списке — лишь два профильных МУП — «Автотранспорт» (Костомукша) и, разумеется, ПМУП «Городской транспорт» (бывшее троллейбусное управление Петрозаводска). Если у первого дела сегодня не так хороши — в Арбитраже рассматривается иск о признании предприятия-должника банкротом, — то многострадальные троллейбусы сегодня имеют больше шансов на спасение.
Не так давно пресс-служба городской администрации, сообщила о том, что «троллейбусные» финансы больших тревог не вызывают. А к августу прошлого года был отмечен и рост доходов на 12 процентов.
В тоже время, по данным системы СПАРК, за минувший год убытки МУПа увеличились практически вдвое. Бухгалтерская отчетность также не внушает большого оптимизма: объем валовой прибыли предприятия вышел в минус на 3,5 млн рублей, а чистая норма прибыли оценена в -2,69 процента.
Сегодня будущее «рогатых» во многом зависит от решений, которые могут быть приняты на правительственном уровне. Еще в декабре прошлого года на сессии Петросовета глава Карелии Артур Парфенчиков предложил на три года передать электротранспорт в региональную собственность для дальнейшей модернизации. Не исключались и электробусы.
«<…> Возможно, мы придем к тому, что это будут электробусы, потому что этот вид транспорта начинает массово применяться в крупных городах <…> — поделился мнением глава РК. — Мы прекрасно понимаем, что это муниципальная структура, поэтому, за три года решив вопросы предприятия, в том числе экономические, решив вопросы инфраструктурные, мы хотели бы все это в вычищенном виде вернуть на муниципальный уровень».
Решение проблемы многострадального МУП вроде бы лежит на поверхности: как «КарелИнформу» рассказывала директор предприятия Елена Стронк, «Городскому транспорту» нужен пассажиропоток.
Но. Сегодня еще один гвоздь в крышку возможного гроба МУП (в его текущем виде), возможно, забил коронавирус.
«Конечно, троллейбусы сегодня снова вышли на улицы — после того, как всех посадили на режим самоизоляции, — говорит один из сотрудников предприятия. — Но время-то летнее, не сезон, все на дачах. Пассажиропотока нет, откуда будут деньги? Билетная выручка и так всегда сезонно падала, поэтому продажи билетов предприятию сейчас вряд ли помогут…»
Киловатты будущего
Энергетики тоже вплотную связаны с жилищно-коммунальной сферой. Но мы вынесем их в отдельную категорию, поскольку работа с электро- и теплоснабжением имеет свои особенности, в том числе, связанные с госрегулированием тарифов.
В нашем списке очутились всего четыре предприятия, зато выручка за 2019 год уже известна у трех из них. МУП «ГЭС» в Костомукше нарастило ее объемы с 4,5 до 4,8 млн рублей (что не помешало предприятию остаться в двухмиллионном минусе по валовой прибыли). В свою очередь, «Кривопорожское теплоснабжающее предприятие» заработало 5,9 млн рублей против 5,2 млн, но тоже осталось в минусе по валовой прибыли.
С МУППЭС из Петрозаводска, которое в свое время «отметилось» нашумевшей сменой руководства, история иная. Напомним, пару лет назад мэрия не стала продлевать контракт с тогдашним руководителем предприятия Павлом Сандбергом, к работе которого возникли большие претензии со стороны прокуратуры. В вынесенном представлении на имя главы города говорилось, Сандберг незаконно распорядился вверенными ему казенными деньгами.
Так или иначе, в 2018 году выручка предприятия составила более 148 млн рублей, а валовая прибыль — около 28,4 млн рублей. Данных за 2019 год предприятие не предоставило, зато единственным из «коллег» сообщило о сумме на управленческие расходы — в 2018 году 26,9 млн рублей. В свою очередь, чистая норма прибыли в том же году рухнула на 37,90 процента.
Единственным МУПом в списке, который везде показал плюсы, стало «Медвежьегорское энергосетевое предприятие». За 2018–2019 годы его выручка выросла почти на 10 млн рублей (до 61 млн рублей), а валовая прибыль к 2019 году перевалила за 8,2 млн рублей (правда, сократившись на несколько сотен тысяч рублей).
Про питание
Как известно, в этом году коммерческому общепиту в Карелии досталось от нового Covid-19. Но с едой работали и работают не только предприниматели: в регионе по-прежнему существует несколько муниципальных предприятий, которые кормят школьников.
Что любопытно, из них лишь один МУП имеет минус, да и тот по итогам 2019 года: «Олонецобщепит» ушел в -183 тысячи рублей по валовой прибыли. Зато объемы выручки за минувший год вырос с 56,0 до 61,7 миллиона рублей.
Остальные «школьные» отраслевые предприятия, будь то «Комбинат школьного питания» в Питкяранте, или «Объединение школьных столовых» в Костомукше также показывают финансовый прирост выручки (плюс 1 миллион рублей в Питкяранте и плюс 2,6 миллиона рублей в Костомукше).
Отдельно упомянем ПМУП «Петропит», заработавшем противоречивую репутацию из-за событий трехлетней давности, связанных с продажей здания бывшего комбината школьного питания. К слову, год назад предприятие пыталось отсудить более 100 млн рублей убытков у бывшего депутата Заксобрания РК Ольги Залецкой — одной из фигуранток «дела «Петропита», как его окрестили СМИ. Тогда производство по делу было прекращено.
Как бы то ни было, сегодня «Петропит» показывает положительные (пусть и не сенсационные) финансовые результаты. По итогам 2019 года выручка МУПа составила 947 тысяч рублей, а прибыль от продажи — 877 тысяч рублей. Чистая же норма прибыли определена в 2,01 процента.
Мусор, развитие и похороны
Упомянем еще несколько карельских «муниципалов», каждому из которых можно посвятить отдельную публикацию. Их нельзя сгруппировать по видам деятельности, поскольку в своей отрасли они по-своему «единичны».
ПМУП «Автоспецтранс» (не одноименное ООО, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами) — тоже занимается мусором показал почти 50-процентный рост выручки (198,3 млн рублей) с увеличением чистой прибыли на 73,1 процента. Вероятно, ощутимую роль здесь сыграли госконтракты: три из четырех в 2019 году на общую сумму в 4 с лишним миллиона рублей заключены были с мэрией Петрозаводска — по отлову безнадзорных собак и уборке несанкционированных свалок.
ПМУП «Агентство городского развития» в столице Карелии, которое появилось два года назад, в минувшем году показало 1,2 млн рублей прибыли от продажи, правда, после уплаты налогов сумма получилась несравненно меньше — 82 тысячи рублей.
ПМУСП «Мемориал», которое совсем недавно по требованию прокуратуры поменяло директора, в 2019 году «уронило» выручку почти вдвое — с 51,2 до 28,4 млн рублей. Впрочем, валовая прибыль год назад превысила 7,9 млн рублей, хотя чистая норма прибыли все же показала -0,8 процента.
МУП «ПетроГИЦ», одна из управляющих компаний Петрозаводска, в ведение которой несколько лет назад попало значительное число не самых новых жилых домов, в 2019 году получила почти 45 млн рублей выручки (хотя годом ранее было на 6 с лишним миллионов больше). Валовая прибыль в 15,8 млн рублей за 2019 год, видимо, позволяет предприятию тратить на управленческие расходы 8-9 млн рублей в год.
Среди прочих МУПов есть и две муниципальные аптеки — № 17 в Лахденпохье и № 5 в Сортавале — также держатся в плюсах. Выручка первой в 2018–2019 годы сократилась незначительно (с 25 до 24,3 млн рублей), похожий результат имеет и вторая (сокращение с 57 до 55,6 млн рублей). Так или иначе, минусов в представленной отчетности у учреждений нет.
***
Исчезновение МУП в Карелии — теперь уже вопрос времени, и картина была бы еще более полной, если местные власти составили рейтинг эффективности их работы (к слову, в некоторых субъектах страны такой «хит-парад» составлен). Но объективность подобных «хит-парадов» зависит от беспристрастности их составителей, поэтому следует ли ориентироваться только на рейтинги тех, кто, по сути, эти же предприятия учреждал? Бизнес — бизнесу, конкуренция — конкуренции. Но это уже тема для «антимонопольного» обсуждения…