Posted 27 ноября, 14:26
Published 27 ноября, 14:26
Modified 27 ноября, 14:26
Updated 27 ноября, 14:26
Ежегодно в Карелии закрываются поселковые и деревенские школы. Процесс связан с оптимизацией расходов на учебные заведения, где мало учеников, и их выгоднее отправить учиться в школу покрупнее. Местное население этому не радо. Что делать с проблемой, которая напрямую связана с вымиранием российской глубинки?
В начале ноября стало известно о том, что в Пудожском районе вопреки протестам местных жителей закрыли младшую школу в деревне Колово. О финальном решении местной администрации сообщил глава района Алексей Зубов.
В 2023 году сообщалось о намерениях закрыть СОШ в Амбарном и поселка Плотина Лоухского района. Главной официальной причиной закрытия местных школ стала малая численность учеников. В Плотинской школе, например, на 2023-2024 учебный год насчитывалось только пять учеников на разные классы. В мае 2024 года стало известно о намерениях закрыть школу в Панозеро Кемского района — также по причине малочисленности учеников.
По информации, предоставленной Минобразования, в Карелии в 2023–2024 году были реорганизованы пять школ:
В первую очередь, сокращение количества школ связано с подушевым принципом финансирования образования, который действует в России с 2006 года. Если в школе остается менее 30 учеников, ее могут «оптимизировать», то есть сделать частью более крупного образовательного учреждения. Это приводит к тому, что один учитель-универсал одновременно обучает всех детей с 1 по 11 класс. В случае недостаточного количества учеников школу могут закрыть.
«У нас [в Карелии — прим.ред.] бывает, что преподавательский состав больше, чем количество учеников. Детей, например, пять, а учителей двадцать. Нагрузка у педагогов тоже должна быть соразмерна. Если можно провести совмещенно, например, физкультуру для детей 5 и 8 класса — так и делают», — рассказала нашему изданию бывший руководитель одной из поселковых школ Карелии.
В настоящее время в российских сельских школах в среднем учится в четыре с лишним раза меньше детей, чем в городских: 166 учеников против 500–700. Разница в материально-технической базе между сельскими и городскими школами огромна.
В первую очередь, закрытие сельских школ грозит вымиранием населенных пунктов. Об этом писали еще родители детей из Амбарного: возить детей в школу за 15-100 километров могут далеко не все.
Транспорт школами предоставляется, но, если учреждение находится достаточно далеко, то жить ученикам предлагают в школах-интернатах. Такое предложение родителей категорически не устраивает.
«Я категорически против интернатного обучения. Мой ребенок должен жить дома. Я буду его возить, если нужно», — поделилась с нашей редакцией мама одного из младших школьников на севере республики. Однако многие родители предпочитают покинуть родную деревню — каждый день в школу не наездиться.
«Конечно, если мы отсюда уедем, то вряд ли сын сюда вернется. Променять город на жизнь в глухой деревне, где даже школы нет… Это слишком», — поделилась собеседница.
Одна из педагогов также поделилась мнением:
«Образование для таких детей усложняется, и даже несмотря на то, что крупные школы могут предложить более современную базу, эмоциональные и психологические потери для детей значительны — это стресс из-за длительных поездок и разрыв связи с родной средой», — отметила преподаватель.
При этом одним из приоритетов региональной политики — освоение незаселенных территорий республики. Выходит, оптимизация расходов на образование в глубинке идет вразрез с экономическими вызовами Карелии.
По информации Минобразования Карелии, подвоз осуществляется в отношении более 2500 обучающихся в 16 муниципальных образованиях.
Как рассказала экс-директор одной из поселковых школ Карелии, обслуживание транспорта происходит за счет субвенций. Но организационные вопросы заправки, графика курсирования, решения проблем со сломанными автобусами и организации подвоза в таких случаях лежит на плечах руководства местных школ.
«Если дорогу замело, мы звоним, требуем почистить, потому что подвоз должен осуществляться. Сломался автобус — договариваемся с соседними школами, чтобы попросить автобус у них, мы выручаем их. То есть, организована взаимопомощь», — отметила собеседница.
Состояние дорог в Карелии тоже разное. В период с 2017 года в Карелии было отремонтировано почти 1400 километров дорог регионального значения и 61 мост. Также было построено и реконструировано 19 мостовых переходов. Однако дороги, находящиеся на балансе муниципалитетов остаются больной темой.
«По основной трассе автобусы ходят, а вот если нужно заехать на сельскую дорогу, то тут могут быть проблемы. Дети идут до дома уже сами, или их встречают родители», — отметила бывший руководитель школы.
Как рассказала мама одного из учеников, школа, делает все для того, чтобы ребенок получил образование. Но с учетом своих возможностей.
«Очень редко, но бывает, что автобус ломается, водителя ищут, или погодные условия такие, что не проехать. Тогда нам звонят из школы, предупреждают и предлагают в этот день сделать задания дома или привезти ребенка самим. Для работы дома нужно регистрироваться на порталах, нужен устойчивый интернет — у нас он, например, появился относительно недавно», — поделилась собеседница.
На «удаленке» работают и учителя: специалистов в малых школах не хватает. В этом случае, учителя дистанционно ведут занятия по видеосвязи. Но и здесь есть загвоздка: оставить учеников одних на 45 минут в классе нельзя — все равно должен присутствовать взрослый.
В целом учеба в удаленном формате серьезно влияет на качество знаний.
«Практика удаленной учебы уже себя показала. За два года пандемии мы получили потерянных детей. По уровню и качеству освоенного материала — это потерянные дети», — поделилась экс-директор одной из поселковых школ.
Собеседники сошлись во мнении: закрытие школ в малых населенных пунктах — серьезная проблема, которую должны решать на высоком уровне.
«Я считаю, что проблему нужно решать совершенно не за счет детей и родителей. Проще всего, конечно, закрыть, возить, — отметила бывший руководитель учреждения.
В первую очередь, необходимо пересмотреть систему подушевого финансирования школ.
Во вторую — разработать вариант, при котором родители школьников не будут вынуждены ездить в соседние села или отправлять детей на учебу с жизнью в интернате.
«Особенно это касается младших школьников. Дети 1-5 класс должны жить дома, а не видеть родителей по выходным. Объедините детский сад и „началку“? Подрастут — уже смогут ездить сами», — поделилась мама ученика младшей школы.
*********
«В нашей школе детей мало, поэтому учителя могут уделить время каждому. Очень развиты внеклассные мероприятия — каждую неделю какие-то конкурсы, концерты. Родителей привлекают. Вот как у нас советское образование было, так и у нас», — рассказала мама ученика сельской школы.
Хотя бы ради этого можно обратить пристальное внимание на проблему.