Жители Петрозаводска и районов Карелии по-прежнему продолжают жаловаться на кучи мусора вокруг контейнеров: больной вопрос регулярно поднимается на открытых планерках, и акценты в последнее время чуть сместились. В центре недовольства – строительный мусор, шины и… крысы.
«Я недавно переехала в центр Петрозаводска, на улицу Куйбышева, мусор на помойку выносить неприятно уже днем, грызуны из-под ног разбегаются, - пишет жительница Арина Болдина. – На предыдущем месте жительства, на Голиковке: была та же ситуация. И мусорки-то стоят новые, но часто – переполненные. Вокруг горы шин, строительного мусора. Я понимаю, что мусоровозы все не вывезут и не должны, но куда смотрит «Автоспецтранс» [регоператор по обращению с ТКО в Карелии]?
«Хваленая» мусорная реформа по обращению с бытовыми отходами в Карелии буксует: как минимум в организационном смысле. Напомним, «бразды правления» в республике получил регоператор «Автоспецтранс». В конце 2021 года он поменял название, став «Карельским экологическим оператором», или КЭО, - чтобы не было путаницы с одноименным муниципальным предприятием из Петрозаводска. И сегодня КЭО, в том числе, проводит аукционы по вывозу мусора. На десятки и сотни миллионов рублей.
До недавних пор лоты активно забирали районные операторы, подрядчики-компании помельче, и больших претензий к их работе не возникало. Сегодня же ситуация коренным образом изменилась: в начале ноября этого года КЭО подвел итоги очередных глобальных торгов. «Подводить», по сути, оказалось практически нечего: многие аукционы провалились.
Так себе система
В Петрозаводске и районах Карелии назревает очередной мусорный кризис: из десяти электронных аукционов по погрузке и транспортировке мусора во всех районах и округах республики - сроком исполнения с 1 января 2023 года до 31 декабря 2024 года – состоялся только один.
“Повезло” Пряжинскому району, с тендером на сумму в 30,7 миллиона рублей. Исполнитель до заключения контракта пока неизвестен, но он оказался единственным в ряду себе подобных.
Остальные девять лотов, т.е. вся республика, остались без операторов. Едва ли не в половине случаев причина «провала» торгов – отсутствие заявок. Тех же, кто заявился, к участию не допустили. Не соблюдены требования.
Безусловные условия
Такого в Карелии еще не бывало. Отраслевики уверены: проблема в изменившихся условиях контрактов, с чем согласен и «Карельский экологический оператор». Правда, с одним большим «но».
«Вся конкурсная документация, в том числе ценообразование и требования к участникам торгов, сформирована в полном соответствии с законодательством в сфере закупок, - прокомментировали ситуацию в пресс-службе предприятия. - <…> Региональный оператор ООО «КЭО» подчеркивает, что, объявляя конкурсные процедуры для определения компаний-подрядчиков по транспортированию ТКО в Карелии, мы действуем исходя не из собственных интересов, а исключительно в рамках действующего законодательства».
Один из главных факторов – прошлогодние изменения в законодательстве о госзакупках, которые, по мнению наблюдателей, «схлопнули» местную конкуренцию на мусорном рынке. К участникам торгов предъявили новые требования, которым те соответствовать не смогли. Это и опыт исполнения контракта не менее 3 лет, и «закрытость» процедур. Но главное: новые торги почему-то прошли до того момента, как истекли сроки действующих договоров. Отсюда – автоматический недопуск участников.
Выглядит все так, что регоператор, понимая, что заявки по районам будут отклонены, попросту «подмял» под себя большинство территорий. Иными словами, сыграл в «монополию». Предприятие это предположение опровергает.
«Предположения по поводу попыток регионального оператора «монополизировать» вывоз ТКО в Петрозаводске не соответствуют действительности, и вот почему, - парируют в «КЭО». - По закону, если на определенной территории образуется более 50 % отходов (а в Карелии такой территорией является Петрозаводский городской округ), региональный оператор обязан провести торги, сам быть единственным перевозчиком он в данном случае не может».
Даже несмотря на требования закона и судя по данным сайта регоператора, сегодня он уже работает с мусором в Лахденпохском, Олонецком, Питкярантском, Сортавальском и Суоярвском районах. То есть, «окучивает» почти треть муниципалитетов.
В Петрозаводске же вывозом ТКО занимаются ООО «ЭкоСервис», ООО «Апрель» и ПМУП «Автоспецтранс», но именно столица может быть для КЭО главным «лакомым куском». Что интересно, директор муниципального «Автоспецтранса» Владимир Кускичев комментарии по поводу происходящего нам давать не стал. А ему - не разрешила мэрия, сославшись на то, что вопросы находятся… в компетенции Минприроды. Сегодня редакция ждет ответа на официальный запрос от профильного министра Андрея Карпиловича.
Ни слова о мусоре
Раз уж о назревшем мусорном скандале так много говорится о федеральных законах, взглянем на них внимательнее. В 2021-2022 годах закупочное законодательство в самом деле было изменено: при цене свыше 20 миллионов рублей заказчик может поставить дополнительные условия. Например, исполненный контракт за последние три года. Но список организаций, которым эти условия выдвигаются, определен федеральным документом. Речь идет о постановлении правительства от 19 декабря 2021 года №2571.
«Документ дает четкий список специализированных предприятий (например, оборонно-промышленного комплекса), но там ни слова не сказано о тех, что занимаются сбором, транспортированием и переработкой отходов, - на условиях анонимности пояснил ситуацию представитель местного районного оператора. – Есть упоминания о химических, радиоактивных отходах, о реставрации объектов культурного наследия, объектах капитального строительства и многом другом. Но – ни слова не о твердых коммунальных отходах того же четвертого класса опасности. О каких дополнительных требованиях можно говорить?»
Ситуацию усугубляют и цены контрактов, «завязанные» на стоимость транспортирования мусора. Они, по словам нашего собеседника, рассчитываются из нормативов образования отходов и не растут, что дает преимущества только крупным игрокам с большими оборотами. Если один кубометр отходов несколько лет назад «стоил» 349 рублей, то теперь - 187 рублей.
«Цена упала в два раза, а мусора меньше не стало, топливо дешевле стоить не стало, средняя заработная плата тоже не сократилась по данным Росстата, - добавляет эксперт. - Как был произведен расчет, одному богу известно: есть перечень районов, по которым проводится этот конкурс. А, в том же Суоярви, например, – нет».
То есть, регоператор, по словам нашего собеседника, в отдельных случаях может продлить контракт с перевозчиком, не проводя конкурс. Этого почему-то сделано не было.
«На мой взгляд, отдельные требования излишни и, соответственно, направлены на то, чтобы не допустить к участию, как минимум, местных региональных игроков, - делится мнением общественник. - Региональный оператор не может не понимать, что на такой конкурс никто не заявится. Он не может не осознавать того, что компании не подпадут под условия такого конкурса. Предполагаю, что он сознательно идет на такой риск - как заинтересованное лицо. И появится еще один вопрос: предприятия будут вынуждены уволить сотрудников и сдать в аренду оборудование. Тому же регоператору. По сути дела, сегодня можно говорить о переделе рынка твердых коммунальных отходов».
За чей счет банкет?
Между тем, причина происходящего может оказаться совсем прозаичной. Деньги. При миллиардной выручке от продажи чистая прибыль «Карельского экологического оператора» рухнула почти вдвое (с 7 миллионов рублей в 2020 году до 1,6 миллиона рублей в 2021 году). А где взять дополнительные деньги? У населения? Повысив тарифы? Может, и так, хотя регоператор эту вероятность категорически отвергает.
«Необходимо отметить, что тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами для населения Карелии с конкурсными процедурами никак не связан, - говорят в пресс-службе. - Региональный оператор не имеет права определять размер тарифа самостоятельно, а уж тем более повышать его. Тариф является единым и устанавливается Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам. В данный момент размер тарифа, установленного до 30.06.2023 г., составляет 539, 55 руб. за куб. м. – это один из самых низких тарифов в РФ».
В этом году – возможно. Но в среднесрочной перспективе? Особенно с учетом инвестиционных планов, о которых говорится в последние годы?
«Да, у них есть производственная программа: собираются построить шесть мусороперегрузочных станций и несколько из них с элементами сортировки, - на условиях анонимности согласился прокомментировать ситуацию представитель одного из мусорных операторов-подрядчиков в районе, который ранее работал с “Карельским экологическим оператором”. - Стоимость этого проекта – 1 миллиард рублей, 295 миллионов стоит мусороперегрузочная станция с элементами сортировки, обычная простая – 135 миллионов рублей. Не понимаю, что они там перегружать собрались: если есть сортировочная линия, это и есть перегрузка. Но ведь инвестпрограмма прошла утверждение в Минстрое, и со следующего года этот миллиард рублей «упадет» на население».
Причем, по мнению нашего собеседника, за рост тарифа и реализацию инвестпрограммы будут расплачиваться и население, и юрлица. Хотя - есть инвестор, КЭО, который должен вкладывать собственные деньги.
Сегодня тариф на вывоз мусора превышает 500 с лишним рублей, в следующем году – он перевалит за 600 рублей. Уже предусмотрен и дальнейший рост. При этом в транспортировании отходов за пять лет существования регионального оператора коренным образом ничего не изменилось, полагает эксперт.
Как добавляет Дмитрий Данильев, риски имеются и в обоснованности размера новых тарифов,
«Если на рынке у нас будет монополист, то будет очень сложно проверить реальные расходы организации, по завышенным ценам могут привлекаться разные подрядчики, - предполагает эксперт. - Соответственно, расчеты будет трудно проверить и правительству. На мой взгляд, любая монополия приводит к завышенной стоимости: тем более, если мы говорим о частных инвесторах. Считаю, что антимонопольный орган должен этот конкурс отменить и убрать излишние требования».
Для понимания: сегодня 51,06 процента долей «Карельского экологического оператора» принадлежат ООО «МЦЕ Инвест Рус». Гендиректором этого предприятия, о котором мы уже неоднократно рассказывали, по-прежнему является депутат Заксобрания РК Владимир Кванин. А бенефициаром - Георгий Иванов, совладелец пары промпредприятий в Великом Новгороде. Остальными 48,94 процента регоператора владеет «Корпорация развития Карелии».
Интересно, что в совладельцах «МЦЕ Инвест Рус», помимо Георгия Иванова и Владимира Кванина, с мая этого года также значится Турпал-Али Эльдерханов, получивший 31 процент долей в уставном капитале.
***
Опрошенные нами эксперты сходятся в одном: возможная монополия в сочетании с ростом тарифов – сочетание предсказуемое, но опасное. В социальном смысле. Особенно если согласиться с аргументом по поводу инвестиций за счет наших кошельков.
А когда в истории формально замешан не только бизнес, но и власти (пусть даже формально, как совладельцы), - мусорная реформа и минувшие торги выглядят совсем уж неоднозначно. Кто, кому и чем помогает?