Усиление госбезопасности в информационной и рекламной сфере стало поводом для обсуждения: обеспечение «достоверности информации» может стать проблемой для безопасности рекламного бизнеса в целом.
Автор законопроекта Артем Кирьянов предложил: в России должен появиться единый частный оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений на срок от трех десятков лет. При этом «оператор» получал бы ошеломительные и ничем не ограниченные возможности.
Рекламная отрасль отчаянно начала сопротивляться, однако проект был принят в первом чтении. Еще тогда 95 депутатов выступили против, предлагали снять обсуждение с повестки, ведь такой закон грозит монополизацией сферы: единый оператор будет иметь право получать земли и участки под рекламу по низкой цене без участия в торгах, ограничений на соблюдение стандартов по вопросам памятников культурного наследия законопроектом не предусмотрено, тогда как остальные компании будут вынуждены искать место под аренду по ценам на порядок выше. Проходить конкурсные процедуры, соответствовать требованиям. Более того, депутаты отметили, что законопроект направлен на обеспечение информационной безопасности в рамках СВО, однако предупредили, что в случае взлома единой сети, вредоносные объявления появятся на всех подконтрольных цифровых платформах.
Некоторые политики прямо заявили: такой проект закона разрушит всю отрасль российской рекламы. Отдавать ее в одни частные руки категорически нельзя. На внесение поправок был дано дополнительное время, до 1 ноября, но многие эксперты считают, что этот срок может затянуться.
О том, что проект закона принесет не сколько пользу, сколько расходы, говорят и подсчеты профильных ученых-экономистов МГУ. По их оценке убыток составит более 80 млрд рублей: отказ от неналоговых поступлений в бюджет по самым скромным расчетам приведет к потере от 28,6 до 85,7 млрд рублей, поскольку с единым оператором соглашение должно быть не менее, чем на 30 лет. В налоговой сфере государство будет терять до 664,3 млрд ежегодно.
«Порядка 342,9 миллиона рублей составят выпадающие потери внебюджетных фондов», — указано в отчете МГУ.
К тому же, если говорить о частных объявлениях, воссоздание платформ, выполняющих функции таких компаний, как «Авито» потребует колоссальных финансовых и человеческих ресурсов. В отчете специалистов в сфере экономики от МГУ подчеркнуто, что проект закона скорее направлен на преференции конкретной компании, а не на госбезопасность.
Проект закона уже подвергся и правкам со стороны ФАС от имени Правительства РФ на XI Международном Конгрессе по наружной рекламе, на который пригласили и Кирьянова, однако он на мероприятии не появился.
Во-первых, участники конгресса согласились с тем, что монополизация сферы рекламы приведет к ее упадку, однако все участники обсуждения согласны с необходимостью упрочнения госбезопасности в этом направлении. Во-вторых, прозвучало предложение о формировании ассоциации транзитной рекламы для ее развития и защиты безопасности.
Вопросами о необходимости законопроекта, его спешном принятии в первом чтении, а также разрушающих последствиях заявили и политики. ЛДПР, например, подсчитали, что регионы и муниципалитеты понесут огромные убытки в 3-4 млрд рублей, а потому партия будет делать все, чтоб не допустить проект во второе чтение. СРЗП предложили вовсе переписать закон, чтоб привести его в соответствие с новыми реалиями в России.
О катастрофе в сфере электронной рекламы в случае принятия проекта сказал лидер партии «Новые люди» и московский омбудсмен по защите прав предпринимателей. Наконец, КПРФ предложили провести антикоррупционную экспертизу документа.
Разыгравшиеся страсти вокруг законопроекта прокомментировал Игорь Зубарев, Сенатор Госдумы РФ от Карелии:
Он отметил, что в пояснительной записке к документу изложено: проект направлен на обеспечение достоверности информации, которая предназначена для потребителей, а также на недопущение опасной пропаганды, а также на предоставление помощи компаниям, работающим в сфере цифровой рекламы.
«В то же время, первоначальная редакция законопроекта создает опасность возникновения монополии в сфере цифровой и электронной рекламы, что, по мнению отраслевого сообщества, может сказаться на физических лицах, которые используют рекламу для своих нужд», - уточнено в официальном ответе Зубарева.
Он также указал, что еще 16 сентября в парламентском Комитете по экономической и промышленной политике, энергетике и ЖКХ рассматривались обращения Петрозаводского горсовета и омбудсмена по правам предпринимателей РК Елены Гнетовой. Итогом обсуждения стало принятие обращения к депутату Госдумы РФ от Карелии Валентине Пивненко.
Пивненко в свою очередь отметила, что уже состоялась деловая встреча с представителями Петросовета, а также, что ей известна позиция омбудсмена Гнетовой.
«Также проведены консультации с председателем Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике Топилиным М.А. Отношение к поправкам в законопроект вызывает дискуссии среди депутатов Государственной Думы, поэтому готовности к его рассмотрению во втором чтении на сегодняшний день нет», - отметила Пивненко.
Политик заключила: в случае дальнейшего рассмотрения законопроекта она будет руководствоваться мнением экспертного сообщества.
Председатель Федерального Комитета по экономической политике Андрей Кутепов отметил, что орган получил замечания от регионов, конструктивную критику проекта закона и мнение, что в текущей редакции поправки в Закон не могут быть приняты.
«Позиция регионов была направлена в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и учета при доработке законопроекта ко второму чтению», - отметил Кутепов.
Он также пояснил, что поправки ФАС еще не опубликованы в Системе обеспечения законодательной деятельности, а последний срок предоставления поправок – 1 ноября 2022 года.
Учитывая резонанс и мнение отраслевого сообщества, депутатов Госдумы РФ, регионов и муниципалитетов, законопроект в том виде, в котором он был предложен, может не только навредить целой отрасли, но и привести к ее разрушению. Документ необходимо доработать, учитывая правки и предложения.