Posted 24 октября 2022,, 14:26

Published 24 октября 2022,, 14:26

Modified 30 октября 2022,, 21:51

Updated 30 октября 2022,, 21:51

На одной волне: кто и что удержит на плаву судостроение в Карелии

24 октября 2022, 14:26
Заказы у местных заводов есть, но отрасль может столкнуться с дефицитом кадров.

Судостроение в Карелии – в отличие от леспрома или камнеобработки – «якорной» отраслью специалисты называть не спешат. Хотя шансы на то, чтобы регион получил и такой мощный экономический импульс, в последний год резко возросли: федеральный центр регулярно рапортует о планах по развитию Северного морского пути, для чего стране потребуются десятки новых судов ледового класса.

Ленобласть в этом смысле уже поворачивается к важнейшей водной магистрали «корабельным носом». Профильный бизнес уже говорит о танкерах х и контейнеровозах двойного назначения и строительстве нового крупного судостроительного центра.

Вызовы этого года – внешние экономические санкции, пандемия коронавируса и события на Украине – также вынуждают судостроение реагировать соответствующим образом. Но «точечно: портфель заказов в одночасье не изменится, тем более что уходить от гражданского судостроения местные заводы в обозримом будущем не собираются. Сможет ли Петрозаводск вернуть себе славу «порта пяти морей», а Карелия – помочь развитию российского судоходства?

Другой уровень

После давней «исторической» приватизации БОПа, о чем ранее крайне отрицательно успели высказаться все эксперты в регионе, в Карелии, по большому счету, сегодня осталось лишь одно действующее профильное производство – Онежский судостроительно-судоремонтный завод (ОССЗ). Он потихоньку встает на ноги и периодически «рапортует» о новых заказах, не упоминая, впрочем, имен заказчиков.

Во главе угла – глубокая модернизация и появление цифровой верфи, что, по мнению властей, выведет местное судостроение на совершенно другой уровень. Параллельно строятся и суда. Летом этого года, например, глава Карелии Артур Парфенчиков на встрече с секретарем Совбеза Николаем Патрушевым обсудил планы модернизации завода и сообщил о том, что ОССЗ будут строить суда арктического класса.

Строительство цифровой верфи уже обещают завершить на полгода раньше, а на заводе должны появиться новые мастерские и реконструированные под строительство арктических судов стапеля. В этом смысле внимание властей косвенно доказывается и тем, что финал недавнего общественного форума «Вперед, Карелия!» прошел именно в цехах завода.

Планы по выпуску судов амбициозны: власти говорят о том, что модернизация верфи увеличит число судов с трех до десяти ежегодно. А Карелия и вовсе превратится в центр производства судов класса «река-море». К тому же, деньги в это дело вкладываются громадные: объем бюджетных инвестиций превысит пять миллиардов рублей.

Не самая тихая гавань

Тем не менее, для пущей объективности посмотрим на финансово-экономические показатели работы ОССЗ. По данным открытых источников, за 2021 год выручка от продажи у предприятия превысила 1 миллиард рублей, а чистые активы – 1,1 миллиард рублей. Объем годового денежного потока и вовсе увеличился на 5,6 миллиарда рублей. Но. Чистая прибыль ушла в минус на 129,1 миллиона рублей.

При этом динамика выручки по сравнению с 2020 годом оказалась отрицательной (-24,76 процента), себестоимость продаж также существенно сократилась, причем динамика ускорилась с -5,91 до 33,19 процента. Чуть лучше ситуация по чистой прибыли: завод «показал» прирост в 6,08 процента, притом что в 2020 году он все же был гораздо больше - 40,88 процента.

Зато обнадеживает другая деталь, что в 2022 году судов с другими хозсубъектами у ОССЗ почти не было. В картотеке дел Арбитража РК находится лишь одно дело от… водноспортивного клуба «Онежская пристань» (Петрозаводск). И дело не в деньгах. Речь идет об истребовании имущества из чужого незаконного владения, и завод в этом текущем процессе выступает не единственным ответчиком.

Также информация о нескольких исполнительных производствах у завода находится у судебных приставов, но, во-первых, все они завершены, а, во-вторых, сумма для предприятия с миллиардными оборотами – смешная (чуть более 350 тысяч рублей).

Дополнительную финансовую устойчивость заводу приносят и госзакупки. Самый крупный тендер (более чем на 18,5 миллиардов рублей!), от «Росморречфлота» судостроители получили в июле прошлого года. Речь идет о строительстве двух вспомогательных ледоколов мощностью 12-14 МВт ледового класса Icebreaker7. Контракт сегодня исполняется.

Чуть более скромный контракт – на 2,4 миллиарда рублей, на услуги «по дефектации пожарного теплохода» – ОССЗ уже завершил. То же касается ремонта теплохода «Буран» на 1 миллион рублей для «Администрации «Беломорканала».

А есть ли руки?

При всех финансовых оборотах серьезным для судостроителей в Карелии остается кадровый вопрос. Сегодня рабочих рук на заводах хватает, но при нынешних «наполеоновских» планах – новых может потребоваться множество.

«Республиканское Правительство обеспечит и развитие средне-специального образования по дисциплинам судостроения в нашем автотранспортном и машиностроительном техникуме, - недавно сообщал глава РК Артур Парфенчиков. - Первая группа из 20 человек уже приступила к обучению в сентябре прошлого года».

Чиновники говорят даже об образовательном кластере для подготовки по программе "Профессионалитет" на базе местных техникумов. Министр образования РК Роман Голубев уверяет, что сегодня в регионе есть «работодатель, который очень заинтересован» в новых работниках. Будущим рабочим обещают гарантированную практику на производстве. И на экономические вызовы приходится реагировать оперативно.

«В петрозаводских техникумах сегодня особенно популярна профессия ручного сварщика, - на условиях анонимности рассказал преподаватель одного из образовательных учреждений. – Если брать общие и приблизительные цифры, то на одно место претендуют по шесть-восемь человек, это немного больше, чем в прошлые два года. Будущие судостроители-судоремонтники металлических судов тоже попадают в пятерку востребованных специальностей, но там конкурс где-то вдвое меньше, чем, например, на сварщика, четыре-пять человек. Недавно я читал прогноз социально-экономического развития Карелии на ближайшие годы и думаю, что сегодняшнего конкурса будет недостаточно. Если, конечно, все планы сбудутся».

До рубля

Зарплатами будущих судоремонтников обещают не обидеть. Диапазон заработка в единичных объявлениях на Интернет-площадках – от 30 до 60 рублей, в зависимости от квалификации и разряда работника. Слесарю-судоремонтнику и грузчику-комплектовщику готовы платить от 35 до 37 тысяч рублей.

«Анализ рынка трудоустройства в судостроительной отрасли России показывает, что спрос на новых работников в целом по отрасли не только не снизился, но и вырос, в целом где-то на четверть, - говорит сотрудник одного из кадровых агентств Петрозаводска Антон Б. – К началу четвертого квартала этого года судостроительные компании разместили более пяти тысяч новых вакансий. – Карелия наряду с Петербургом, Удмуртией и Приморским краем стабильно удерживает высокие позиции среди регионов Северо-Запада. Однако я вижу тревожную тенденцию сокращения соискательской активности, что вынуждает работодателей повышать предлагаемые зарплаты. В Карелии сегодня эти предложения одни из самых высоких и заманчивых. Судя по тем обращениям, с которыми я сталкиваюсь, престиж профессии судостроителя по-прежнему пока невысок».

***

Но предположим, что рабочие руки найдутся: каковы шансы Карелии «упрочиться» в отрасли? Недавно директор ОССЗ Владимир Майзус публично благодарил главу Карелии Артура Парфенчикова и членов его команды за «ощутимую поддержку и моральную помощь».

Есть и планы по созданию нового производства на площадях бывшего завода «Авангард» в Петрозаводске. Говорят, что это тоже – предмет особого внимания Артура Парфенчикова, который, кстати проходил первую производственную практику на этом заводе. Трудился слесарем-судостроителем, шлифуя якоря напильником. Уже есть и кандидат в инвесторы, с которым идут переговоры и согласовываются условия.

Эксперты также говорят об одобренных Минтрансом планах по использованию Беломорско-Балтийского канала в качестве транспортного коридора с севера страны на юг, что тем более актуально на фоне санкционных сложностей.

К несчастью, от Карелии будущее местного судостроения зависит не так сильно, как хотелось бы. Это – задача федерального (а, может, и международного) масштаба. А о том, как отрасль будет «вести» себя в условиях нынешней внешнеполитической ситуации и конфликта на Украине, предсказать никто не берется.

"