Posted 11 сентября 2020,, 13:57

Published 11 сентября 2020,, 13:57

Modified 30 октября 2022,, 20:37

Updated 30 октября 2022,, 20:37

Попутного ветра: маломерное судостроение в Карелии ждет больших перемен

Попутного ветра: маломерное судостроение в Карелии ждет больших перемен

11 сентября 2020, 13:57
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Рынок маломерных судов в регионе, знаменитом на всю Россию реками и озерами, сегодня переживает не лучшие времена, однако профильные производства продолжают держаться на плаву, в том числе, рассчитывая на серьезную федеральную помощь. Что же ожидает отрасль региона в ближайшем будущем?

Живем вполоборота

По данным региональной Госинспекции по маломерным судам, к 31 декабря 2019 года на учете состояло чуть более 38,2 тысяч маломерных судов, тогда как годом ранее показатель был на 1200 больше. «Минус», в основном, обеспечили гребные суда, тогда как число вновь зарегистрированных бортов в целом оказалось чуть выше (к примеру, на учет поставлено 811 катеров и моторных лодок с подвесными моторами мощностью более 10 «лошадей» - против 806 в прошлом году).

В целом же плановые задания по госрегистрации судов были перевыполнены на 25 процентов, а в некоторых районах на все 160-179 процентов. Инспекторы ГИМС освидетельствовали 1950 маломерных судов при плане в 1000, выполнив контрольное задание на 195 процентов.

Однако частному судовладению в регионе, как и по всей России, до расцвета пока далеко. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, общий оборот рынка оценивается почти в 11 ежегодных миллиардов рублей, и в последние годы его объем почти не изменился.

Участники отрасли констатируют: около трети в нише занимают яхты и катера на основе пластика, почти не уступают им алюминиевые катера и лодки. Остальное же – прочие маломерные суда, в том числе из ПВХ и дерева. Частное судовладение в целом имеет громадные перспективы, особенно в крае с общей площадью озер в десятки тысяч квадратных километров, и серьезным «двигателем» для развития отрасли может стать… внутренний туризм. Но прежде чем установить эту связь, разберемся в экономических особенностях рынка.

Опыт с оптом

Как «КарелИнформу» рассказал Виктор Степанов, управляющий партнер ООО «ОнегоКомпозит» - компании, которая занимается строительством прогулочных и спортивных судов и находится на третьем месте по объемам выручки в местной отрасли, сегодня производителю активно приходится работать с оптовиками.

«Самое затратное – стоимость материалов, полиэфирная смола (например, декоративная смола, которая идет на наружный и внутренний слои) и стекломат, - пояснил собеседник. – В России они не производятся: продаются китайские, французские, чешские материалы. Нельзя сказать, что мы покупаем материалы у какого-то одного производителя, поскольку мы сотрудничаем с оптовым поставщиком из Санкт-Петербурга. И мы работаем напрямую с оптовиками, с целью снижения себестоимости, ведь если бы мы искали прямого поставщика, то пришлось бы выбирать большие объемы, что невозможно».

На предложение влияет спрос. В последнее время покупательная способность у физических лиц, по выражению Виктора Степанова, «топчется на месте». В том числе, из-за пандемии коронавируса. Однако в этом году производство практически не останавливалось, хотя и работает не в полную силу.

«Когда-то у нас была численность до шестидесяти пяти человек, а в последние годы – где-то в районе тридцати, - добавляет наш собеседник. – При этом наш главный учредитель владеет производственными площадями в шесть с лишним тысяч квадратных метров. И, естественно, если говорить теми определениями, которые были при советской власти (то есть, о продукции с квадратного метра), то сейчас, конечно, загрузки недостаточно».

Заказчики по-прежнему есть, однако в лучшие годы предприятие работало с 8 тоннами стеклопластика в месяц, сегодня же объемы снизились до 2,5 тонн.

«Наше предприятие производит сорок разновидностей маломерных судов, у нас имеется оснастка, освоено производство сорока типоразмеров, в линейке представлены судна от до 2,3 до 8,5 метров, - добавляет руководитель. - Комплексной программой развития республики была предусмотрена реконструкция Выгского рыбозавода, но все, насколько я знаю, зависло на стадии проекта».

Эх, прокачу!

Как в таком случае повысить спрос? Хорошим подспорьем могут стать предложения в сфере коммерческого использования маломерных судов. По словам участников рынка, существующее законодательство по-прежнему имеет некоторые пробелы, которые не позволяют производителям и судовладельцам работать в полную силу. Соответственно, существенной доли «доходов» в виде налоговых отчислений лишается и региональный бюджет.

Поясним, сегодня владельцы маломерного флота при коммерческом использовании судна должны встать на учет в профильный регистр, и у многих владельцев по-прежнему остаются вопросы о принципах, согласно которым плавсредство следует относить к маломерным. Более того, запутанными и непрозрачными остаются вопросы собственности на объект. Особенно – в туротрасли.

«Если поднять перечень собственности коммерческих предприятий туризма, то смею предположить, что практически никто не владеет своими маломерными судами, - добавляет один из ветеранов отрасли в Карелии, Александр. - Капитан флота, механики, кого там только нет... Я, например, по-прежнему не понимаю, почему в законодательстве, например, отсутствует дифференциация по длине судна. Почему под эту категорию до сих пор может попасть чуть ли не яхта в 21 метр. Насколько я знаю, этот вопрос когда-то поднимался в правительстве Карелии и Корпорации развития РК, но сейчас все заглохло…»

Как добавляет Виктор Степанов, коммерческое использование – вовсе не означает прогулку на белоснежной яхте с обслуживающим персоналом. Да и как можно ставить ее в один ряд с весельной лодкой на два человека? Поэтому будущее – за дифференцированным подходом.

Структура и поддержка

О проблеме прекрасно знает федеральный центр: и сегодня Торгово-промышленная палата РФ предлагает решать этот вопрос комплексно. В частности, частным судовладельцам для развития необходимо иметь различные формы кредитной поддержки.

«Финансово-кредитный инструментарий на этом рынке не используется, вернее, используется в пределах арифметической погрешности, - говорит Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ. - Предприниматели вместе с банками и лизинговыми компаниями, что называется, на коленке придумывают различные возможности для того, чтобы применить эти механизмы при покупке маломерных судов».

В свою очередь, частное судовладение нуждается в развитой инфраструктуре, которая могла бы дать отрасли глоток свежего воздуха.

«У нас хорошие причальные стенки для малых судов сделаны в трех городах – Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, - добавляет вице-президент. – У нас очень сложно открыть заправочные станции на воде, водных магазинов нет вообще. Так построено законодательство, что их открыть просто невозможно».

Отсюда – вероятность нелегальных «точек», которые, случись на воде какое-нибудь ЧП, будет не так просто привлечь к ответственности. Потому законодательная база нуждается в совершенствовании, а отрасль - в рабочем диалоге.

«Рынок малых судов у нас бы просто-напросто возродился таким, каким он был в советское время, когда все, кто жил на реке, по сути дела через одного имели маломерное судно», - говорит Максим Фатеев.

Местные судовладельцы, в свою очередь, вспоминают о прокате катеров и лодок, который когда-то был очень популярен на Онежской набережной в Петрозаводске.

«Решение вопроса лежит на поверхности, возьмем, например, всем известный горный парк Рускеала, - рассуждает Виктор Степанов. – Между прочим, на акватории затопленного карьера находятся несколько лодок нашего производства, которые в принципе не используются в коммерческих целях. Но почему? Или то же Сямозеро: весь берег испещрен туристическими базами, но нет ни одной лодки. Или почему бы там не организовать, например, рыболовную базу и давать лодки в прокат рыбакам?»

Рынок маломерных судов, к слову. помог бы и рынку труда, тем более что, по оценкам Управления труда и занятости РК, уже сейчас в республике востребованы специалисты в области рыбоводства и судостроения.

***

Производители плавсредств в Карелии готовы обеспечивать оборудованием не только республику, но и другие регионы. Но пока - весла ломаются о запутанное законодательство. И судя по событиям последних месяцев, дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Торгово-промышленная палата РФ и предприниматели готовы к диалогу. И это - попутный бизнес-вектор.

"