Posted 5 октября 2022,, 08:32

Published 5 октября 2022,, 08:32

Modified 30 октября 2022,, 21:50

Updated 30 октября 2022,, 21:50

Рынок алкоголя в России: положение, риски и перспективы

5 октября 2022, 08:32
Спрос на алкогольную продукцию России снова растет, что прервало тенденцию на сокращение популярности горячительных напитков.

Как сообщают «Новые Известия», в прошлом 2021 году популярность алкоголя в России выросло больше, чем на 7,5%. В 2022 года спрос на горячительные выше 9 градусов подрос на 8,4%. В основном «прибавил» рынок ликерных и игристых вин (в два раза и на 8% соответственно), а также водки (7,1%). Абсолютный рекорд в сфере малоалкогольных напитков – рост спроса показал аж 66,6%.

С момента начала программы параллельного импорта прошло 4 месяца, а судьба импортного алкоголя все еще не ясна.

Импорта в этой сфере в России стало ощутимо меньше. По данным группы компаний, коньяк и пиво «просели» на 60%, виски – на 70%, настоящее шампанское перестали ввозить совсем. Казалось бы, параллельный импорт (ПИ) должен решить эту проблему, однако мнения что в Правительстве России, что среди экспертов, а также в среде поставщиков расходятся.

Без параллельного импорта на прилавках окажется контрафакт неизвестного происхождения. Спрос на алкоголь в России есть, удовлетворять его все же придется. Производить аналоги известных брендов пока невозможно по разным причинам – от логистики, до проблем с производственными мощностями. Если привычный бренд будет сложно достать, что рынок уйдет в тень.

С другой стороны, эксперты называют марки и винодельни, которые с легкостью могли бы заменить привычные винные дома и марки – не только отечественные, но и зарубежные. К тому же поставщики уверяют – импорт шампанского, конечно, сократился, но не на 100%.

Параллельный импорт также имеет и другие «побочные эффекты». ПИ подразумевает реализацию алкоголя без разрешения производителя, то есть покупку у посредников, а это может привести к росту контрафакта в магазинах, который и так на достаточно высоком уровне. Существует система ЕГАИС, призванная отслеживать происхождение продукта, но она срабатывает не всегда. Как минимум, подделка бренда подразумевает не только подмену названия, но и недостоверные данные о составе продукта.

Иного мнения придерживаются другие специалисты, которые справедливо отмечают: легализация ПИ алкоголя в России заставит хотя бы крупные торговые сети работать в правовом поле, тогда как запрет на ПИ этих товаров приведет к неконтролируемому потоку «серой» продукции.

Эксперты «Новых Известий» также не сходятся в едином мнении относительно политики пошлин и развития индустрии. Одни утверждают, что дефицит импортного алкоголя – точка роста для отечественного производства. ПИ мог бы заполнить те ниши, которые российскому производителю пока не освоить. Другие уточняют – стремление только копировать уже полюбившиеся бренды до добра не доведут, а вот выработка своего, особенного – вполне может оказаться успешным предприятием.

Тогда как поставщики, производители и эксперты сферы алкоголя в России не согласны друг с другом в вопросе будущего индустрии, правительство, которое должно принять решение и меры по восстановлению рынка, пока с ними не спешит.

Минпромторг РФ еще весной не давал разрешения на ПИ алкоголя, вторя Минсельхозу в том, что на рынок хлынет контрафакт. При этом уже в сентябре глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о необходимости заполнить полки магазинов к Новому Году. Наступил октябрь, а решение так и не было принято.

Наряду с Минсельхозом против ПИ выступает и Минфин РФ – все так же из-за риска ввоза контрафакта. А вот подконтрольное ему Росалкогольрегулирование предлагает создать аппарат единого регулирования параллельного импорта. Правда, официальных заявлений на этот счет пока нет. Кстати, нельзя забывать и о минусах такой госмонополии: с одной стороны, это могло бы стать гарантом качества поставляемой продукции, но регулирование цен перестанет быть рыночным. К тому же такая идея может привести к существенному росту цен на горячительные напитки без наличия конкуренции.

Так или иначе, ждать возвращения привычных элитных алкогольных брендов стоит не в ближайшие несколько месяцев.

"