«Мы все больше говорим еще об одном риске: это микропластик, - выступила ученый. - Конечно, это не новая нагрузка, просто изучением стали заниматься года четыре-пять назад. В чем опасность? Это очень мобильные частички, размером до 5 миллиметров, волокна от стирок, а также поверхностно-активные вещества (моющие средства). Они очень мобильны, распространяются на большие расстояния. И волокна, и кусочки микропластика абсорбируют на себе различные вещества, в том числе, тяжелые металлы».
В итоге микропластик активно «участвует» в пищевой цепочке.
«Эти частички поедаются рачками, у нас в Онежском озере – инвазивный вид, байкальская природа, - пояснила Лариса Назарова. – Рачки поедают микропластик, но переварить не могут. А поскольку они, в свою очередь, являются кормовой базой рыб, которая питается этими рачками <…> чей базой являются рыбы, я рассказывать уже не буду».
Сегодня опасность сохраняется: по словам эксперта, в Онежском озере наблюдается «очень большая концентрация микропластика», особенно в донных отложениях.
«Чем это вызвано… Очень медленный водообмен озера, по самой форме очень близко находятся населенные пункты, - добавила эксперт. - Низкая культура обращения с бытовыми отходами у населения. Кроме того, большое количество свалок и полигонов бытовых отходов, откуда вымываются и выносятся с различными ручьями в реки, затем с реками в озеро. Этот микропластик распадается на мелкие кусочки. Причем если мы черпаем эту воду, то крупный микропластик увидим, а волокна – мы их просто не увидим. И если воду вскипятим, то тоже от них не избавимся. Мы просто получим вареный микропластик».
Кстати, недавно мэрия Петрозаводска запретила горожанам купаться в акватории Онеги на территории столицы.