Posted 8 июня 2018,, 09:47

Published 8 июня 2018,, 09:47

Modified 30 октября 2022,, 19:13

Updated 30 октября 2022,, 19:13

Эпоха паркоматов: зачем Петрозаводск переходит на платные парковки

8 июня 2018, 09:47
Власти карельской столицы одобрили первый профильный документ

Первый «документальный» шаг к созданию платных парковок в Петрозаводске сделан. Депутаты Петросовета на сессии 7 июня одобрили проект решения, который превращает часть центра карельской столицы в особую для автомобилистов зону. Мнения по острому вопросу разделились: одни жаловались на «сырость» и саму концепцию документа, другие парировали актуальностью проблемы и засильем транспорта.

Сторонников платного паркинга все-таки оказалось больше, поэтому чью-либо сторону мы занимать не станем, а лучше расскажем о сути масштабного замысла. Тем более что некоторые его детали публично прозвучали впервые.

По стопам

Как поясняет инвестиционный уполномоченный Петрозаводска и куратор проекта Элла Смирнова, город в этом смысле первопроходцем не будет. Платные парковки уже созданы в 19 административных центрах России, и при разработке власти привлекли, например, коллег из Твери и Краснодара. Учитывалось и мнение ГИБДД.

– Подробно изучив опыт других регионов, можно с уверенностью констатировать, что реализация проекта способствует повышению уровня благоустройства города, сокращению количества транспортных средств, создающих помехи дорожному движению, и улучшению дорожно-транспортной ситуации в связи с увеличением пропускной способности автомобилей, - выступила на сессии Смирнова.

В пользу платного паркинга также говорит статистика: сегодня Петрозаводск считается самым «автомобилизированным» городом Северо-Запада. По словам уполномоченного, при численности населения в 279 000 человек, число автомобилей в карельской столице превышает 120 000.

Соцобъекты не в счет

После нескольких лет работы проект обрел законченную, пусть и «рамочную» форму. Власти определились со временем и конкретными улицами. Планируется, что платная парковка будет организована с 8:00 до 20:00 часов в центральной части города, но не «затронет» проспект Ленина. Речь идет об участках проспекта Карла Маркса, улиц Красная, Свердлова, Дзержинского, Андропова и Энгельса. При этом бесплатно оставить машину можно будет у соцобъектов и учреждений органов власти.

– Схожая схема организации парковок - у наших коллег в Твери, - добавляет уполномоченный. – Он схож с Петрозаводском по уровню автомобилизации и интенсивности движения в центральной части города.

Несмотря на это, платных парковочных мест в Петрозаводске будет значительно меньше: 360 штук против 540 с лишним в Твери. Только численность населения у соседа из ЦФО в 1,5 раза больше. В любом случае, петрозаводские 360 машиномест распределены неравномерно, их число варьируется от 15 до 75 в зависимости от участка дорог.

– Зона платной парковки будет оборудована соответствующими знаками, разметкой и паркоматами (из расчета 1 паркомат на 7 автомобилей), имеющими функцию фото- и видеофиксации, - рассказывает Смирнова. - Доходы от взимания платы, ежемесячно будут поступать в доход местного бюджета, а далее в муниципальный дорожный фонд в размере, установленном инвестиционным соглашением.

Страсти по тарифу

На денежной стороне вопроса остановимся отдельно. Размер платы за час стоянки пока не определен, но понятие о расценках можно составить по расчетам рентабельности проекта, которые сделала петрозаводская мэрия. Как было заявлено на сессии, специалисты ориентировались на опыт других регионов, т.е. на средний тариф в 40 рублей в час.

При полной заполняемости платных парковок общий ежегодный доход от реализации проекта оценивается в 63,1 млн рублей. С учетом того, что власти по условиям инвестиционного соглашения, которое заключат с исполнителем, рассчитывают, как минимум, на 50% от этой суммы, за год городская казна прирастет на 31,5 млн рублей.

Но такая доходность возможна лишь при полной заполняемости платных парковок. В мэрии уточняют, что в других регионах она составляет 30-50%, поэтому бюджет за год сможет рассчитывать на гораздо более скромную сумму в 9,5 млн рублей. Для сравнения: по данным тверских СМИ, в 2016 году платный паркинг принес местной казне 13 млн рублей. Отметим, час платной стоянки в Твери стоит 30 рублей (первые 30 минут - бесплатно).

Понять, каким образом тверские чиновники пришли к такому тарифу, сложно. По утвержденной в 2015 году методике в расчет берутся базовая ставка и индекс потребительских цен на товары и услуги населению. Эта ставка в документе выражена математической формулой, в которой инфляция не фигурирует. Зато там есть сумма расходов на обустройство, содержание и ремонт самих парковок, запланированная на очередной финансовый год.

Куда пойдут полученные миллионы? Как заверяет Смирнова, по «принципиальному решению» доходы «будут направляться на обустройство пешеходных участков улиц и тротуаров в центральной части города».

– Решение принято в целях повышения качества городской среды и повышения уровня комфорта пешеходов – населения Петрозаводска и туристов, - поясняет уполномоченный.

Народ ждет льгот

Впрочем, Петрозаводск, как и Тверь, не забудет про льготников. По планам право на бесплатную парковку получат инвалиды, участники Великой Отечественной войны, несовершеннолетние узники концлагерей и многодетные семьи. С последними чуть сложнее: льгота будет носить «заявительный характер», и родитель сможет получить необходимые бумаги в мэрии.

Не исключено, что список льготников пополнят «резиденты жилых домов» (т.е. окрестные жители). Очевидно, на бесплатную парковку им рассчитывать не придется: власти пока говорят о неких возможных «преференциях».

Лишняя копейка в бюджет может прилететь от нарушителей. В Твери за неоплату места владельцу машины грозит 1000 рублей штрафа. В Петрозаводске с размерами санкций пока не определились. Известно лишь, что готовится соответствующая законодательная инициатива, которую внесут в карельский парламент.

Лавина обязательств

В чьи руки попадет платное «парковочное» хозяйство? Об этом говорить тоже рано. Но точно известно одно: исполнитель возьмет на себя всех расходы по оборудованию и организации работы стоянок. Городской бюджет за это ни копейки не заплатит.

Инвестора выберут по конкурсу на право заключения инвестиционного соглашения. По словам Смирновой, власти заинтересованы в прозрачности отбора и компании «с хорошей репутацией и положительным опытом работы».

– Сегодня в администрацию поступают звонки из Белгорода, Калуги, от организаций, - добавляет куратор. – Они обладают опытом организации платной парковки, самостоятельно делают программное обеспечение для паркоматов. Но мы поймем, кто именно готов участвовать, уже после объявления конкурса.

Его победитель не только озаботится организацией работы, но и примет дополнительные обязательства. Например, по содержанию дорог.

– Это позволит в зимнее время избежать скопления снега и наледи на участках дорог, в течение года содержать в надлежащем состоянии дорожное покрытие на данных участках, организовать качественную уборку без вложения средств местного бюджета, - говорит Смирнова.

Дальше – больше. Планируется, что инвестиционное соглашение будет заключено на срок от 5 до 10 лет, после чего все оборудование паркинга передается в городскую собственность. Далее власти вольны решать: продолжить ли работу самостоятельно или снова искать инвестора.

Сами не сдюжим

К вопросу о самостоятельности. На сессии прозвучал резонный вопрос: почему мэрия привлекает частников, а не создает муниципальное предприятие? Ответ очевиден: нет денег.

– По нашим предварительным подсчетам, чтобы реализовать такой проект, нужно единовременно вложить порядка 25 миллионов рублей, а дальше по году - порядка 15 млн, - констатирует Смирнова. - Мы же определили наиболее удобный вариант, который не требует ни рубля вложений из местного бюджета, но при этом создает возможность пополнить его доходную базу.

Тогда почему бы не предложить инвестору построить отдельный крытый паркинг, а не предлагать уже существующие парковочные места и занимать дороги? На этот вопрос депутатов уполномоченный ответила более витиевато.

– Вопрос о создании крытого паркинга сегодня обсуждается, думаю, что в перспективе такая возможность у нашего города появится, - пояснила она. - На сегодняшний день мы исходим из объективных пунктов и возможностей, которыми можем руководствоваться.

***

Как мэрия планирует бороться с машинами во дворах? Почему полученные деньги пойдут именно на центральные тротуары Петрозаводска? Как проверить целевое расходование средств? Не откажется ли внезапно инвестор отдавать свои кровные бюджету? Вопросов остается еще море, но сторонники проекта приводят вроде бы железный аргумент.

– В проекте решения не говорится о стоимости, о льготах, месте, - резюмирует вице-спикер Петросовета Александр Ханцевич. – Мы говорим о базовом документе, который должны принять, а затем продолжить работу с Законодательным собранием. Не имея документа, мы этого сделать не можем.

По разным оценкам, платные парковки начнут появляться в Петрозаводске в лучшем случае через год. Пока же профильной рабочей группе предстоит заняться конкретикой. Время пошло.

"