Разделяй и властвуй: почему в Карелии «хромает» мусорная реформа

Разделяй и властвуй: почему в Карелии «хромает» мусорная реформа

14 февраля 2021, 14:14
Полный переход на раздельный сбор мусора в регионе перенесен на 2023 год: у регионального оператора с подрядчиками в районах есть время, чтобы запастись инвестиционным рублем. Чем же профильный бизнес, который принято считать «золотым», запасся в Карелии? На что пеняют чиновники? И не «буксуют» ли масштабные планы?

Перенос с носом

Поправки в постановление правительства РК четырехлетней давности, которое фактически инициировало мусорную реформу в регионе, появились недавно - в июне 2020 года. И сразу же наделали много шуму.

Причин называлось несколько: суде по заявлениям чиновников, реформу «сдвинуло» строительство нового экотехнопарка в Петрозаводске, а региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – ООО «Автоспецтранс» - объяснял сложности отсутствием заложенных в тарифе средств.

Видимо, эти «надбавки» в тариф в ближайшее время заложены и не будут. По крайней мере, в 2021 году стоимость услуги по обращению с ТКО у «Автоспецтранса» официально осталась на уровне прошлого года – 539,15 рублей за кубометр.

Более того, сегодня едва ли не единственной строчкой в коммунальных квитках, которая «избежала» планового и ежегодного повышения тарифов на ЖКХ у жителей региона осталась та, что имеет отношение к мусору.

За кем в этом решении было последнее слово, сказать сложно. Формально предельные единые тарифы для регионального оператора установил Госкомитет РК по ценам тарифам. Во-первых, «Автоспецтранс» вряд ли смог бы убедить чиновников в необходимости индексации. Во-вторых, такие договоренности, как минимум, могут говорить о том, что финансовые резервы у исполнителей есть. Да еще какие, ведь «мусорный» бизнес, как нам на условиях анонимности рассказал один из работников, не бывает убыточным. А развалить его может только полнейший бездарь.

Инвестиций ради

Наши предположения подтверждаются бухгалтерской отчетностью и «Автоспецтранса», и тех компаний, с которыми у оператора заключены договоры на вывоз мусора (по сути, подрядчиков) до 2022 года. Таких на всю республику сегодня – больше десятка. Причем зоны ответственности компаний географически распределены неравномерно.

Компании занимаются вывозом ТКО с обычных контейнерных площадок, но с учетом того, что многие жители оставляют в них пластик и макулатуру (таковы результаты масштабных опросов в соцсетях) – причем во многом из-за того, что специальные контейнеры часто перегружены - картина тоже будет показательной.

Познакомимся поближе с финансовыми итогами работы каждого юрлица за 2019 год (для опубликования более актуальной отчетности время еще не подошло). Информацию по большинству из компаний легко найти в открытых источниках.

Начнем с «босса», под крылом которого работают остальные компании. Региональный оператор ООО «Автоспецтранс» (Петрозаводск), созданное еще в 2014 году, сегодня имеет уставный капитал в 20433 рубля. А зарабатывает – более чем достаточно.

В актуальной структуре собственников регоператора разобраться не так просто. Более половины уставного капитала (51,06 процента) имеет ООО «МЦЕ Инвест Рус» (Петрозаводск) с гендиректором Владимиром Кваниным (к слову, бывший совладелец карельского отделения ОНФ). Остальная часть уставного капитала принадлежит Корпорации развития РК.

Судя по всему, в Карелию пришел крупный игрок. Летом этого года Минприроды республики сообщило о том, что «Мце Инвест Рус» - это «дочка» чешской компании «МЦЕ Интернешнл», которая успела отметиться в России крупными стройками.

Кроме того, инвестор уже предложил властям региона вложить в новый экотехнопарк в Прионежском районе: на месте свалки в Орзеге более 1,5 миллиарда рублей. К 2023 году рядом со столицей Карелии могут появиться мусороперерабатывающий комплекс и современный полигон для ТКО. Упоминалась и переработка органических отходов в биогаз. Населению же платить за такую модернизацию ростом тарифов не придется.

Отметим, процедура поиска инвестора для «Автоспецтранса» оказалась странно сумбурной: Корпорация развития устраивала конкурс дважды – с перерывом в пару дней. Причины отмены результатов первого конкурса остались неизвестными. На вторые торги заявились уже две компании, победу одержало «МЦЕ Инвест Рус».

Между тем, ООО «Автоспецтранс» в 2019 году получило более 864,7 миллиона рублей (!) выручки. Правда, чистая прибыль вышла ощутимо меньше (более 1,47 миллиона рублей), но факта наличия громадной «оборотки» это не отменяет.

Не убудет

Перейдем к «подрядчикам» регионального оператора, которые тоже не могут пожаловаться на какие-либо убытки.

Сразу четыре района Карелии - Беломорский, Калевальский, Пряжинский и Сегежский - имеются в наличии у ООО «АктивПро» (Сегежский район, директор Александр Трофимов), среди клиентов которой встречаются и банки, и больницы, и администрации. В 2019 году выручка компании составила более 149,1 миллиона рублей, а чистая прибыль – превысила 15,5 миллиона рублей.

В Кемском районе работает местное ООО «Управляющая Компания – САС» (директор Василий Салтыков). При выручке за 2019 год в 31,3 миллиона рублей чистая прибыль компании превысила 10,2 миллиона рублей.

В Кондопожском районе мусором занимается ООО Управляющая компания «Кондопожстрой» (директор Александр Крупинский). Из всех районных «коллег» это единственное предприятие, показавшее в 2019 году минус по объемам чистой прибыли (-2,3 миллиона рублей). При том, что годовая выручка все равно оказалась более чем внушительной - 104,3 миллиона рублей.

По данным «Автоспецтранса», в Пудожском районе работает тезка – ООО «Автоспецтранс» (директор Николай Савин). Телефон для связи – также пудожский. Правда, судя по данным портала Госзакупок, работу «по профилю» компания в последний раз почему-то выполняла в 2018 году. Более свежие тендеры – крайне скромны (на 2-4 тысяч рублей) и связаны, например, с… поставкой питьевой воды для Республиканского центра ветеринарии и консультирования, а также Пудожской ЦРБ. Выручка за 2019 год оценена в 11,5 миллиона рублей, чистая прибыль – в 96 тысяч рублей.

Такая разная прибыль

Идем далее. В Костомукше и Муезерском районе за мусор отвечает ООО «МСА» (гендиректор Анатолий Михайлов). Выручка компании за 2019 год превысила 63,9 миллиона рублей, а чистая прибыль – чуть не добрала 2 миллионов рублей. В свете того, что директор ООО также руководит еще несколькими компаниями - ООО «ЛЕАН-М» (уборка помещений), ООО «Ритуальные услуги», ООО «Центр дезинфекции» и ООО «Эко-Сервис» (не путать с петрозаводским ООО «ЭкоСервис»), - положение дел вряд ли можно назвать удручающим.

Лоухский район остался за лоухским же ООО «Жилищно-коммунальный участок ТАССА» (директор Саркис Сафарян). При выручке за 2019 год в 12,8 миллиона рублей чистая прибыль тоже неплоха – более 1,3 миллиона рублей.

Лахденпохский район закреплен за индивидуальным предпринимателем Владимиром Мельником. Отчетность бизнесмена в публичном доступе не найти, но представление о финансовых объемах можно составить по заключенным в 2019 году госконтрактам на 5,2 миллиона рублей. А в 2020 году их общая сумма выросла втрое – 17,8 миллиона рублей.

В Олонецком районе работает ООО «ТБО-СЕРВИС» (директор Евгений Неборский, он же бывший совладелец местной «управляшки» ООО «ЖКХ Олонец»). Выручка районного подрядчика за 2019 год составила 18,7 миллиона рублей, чистая прибыль – 2,7 миллиона рублей. Судя по отчетности последних трех лет, доходность у предприятия стремительно растет.

За Сортавальский район отвечает местное ООО «Спецтранс» (директор Андрей Чайков) с выручкой за 2019 год в 17,4 миллиона рублей, чистой прибылью – более 1,4 миллиона рублей. Вероятно, в этом году «плюсы» будут более заметным: к прежнему подрядчику («КПК») скопилось множество нареканий, что закончилось расторжением договора.

Наконец, в Суоярвском районе за мусором следит ООО «Орион». Судя по указанному на сайте электронному адресу для связи, речь идет о фирме из Петрозаводска (директор Иван Копейко, он же совладелец ООО «Гидроресурс» и ООО «СКС» в Суоярвском районе). В 2019 году «Орион» получил более 21,8 миллиона рублей выручки и более 2 миллионов рублей чистой прибыли.

Ловкость МУП

«Автоспецтранс» работает не только с ООО, но и с МУП, и таких в списке три. Так, в Медвежьегорском районе обязанности возложены на «Медвежьегорское энергосетевое предприятие» (МЭСП, директор Александр Художилов). В 2019 году подрядчик получил 61 миллион выручки и 4,9 миллион рублей чистой прибыли.

Питкярантский район оставлен за МУП «Управляющая компания «Питкяранта» (директор Андрей Балий). Результаты предприятия за 2019 год скромнее – но тоже без минусов. Выручка превысила 29,2 миллиона рублей, а чистая прибыль составила 360 тысяч рублей.

Наконец, еще один ПМУП (тоже «Автоспецтранс», директор Владимир Кускичев) уже давно занимается Петрозаводском. При 198,3 миллионах рублей выручки за 2019 год чистая прибыль превысила 4,6 миллиона рублей.

К слову, помимо упомянутого МУПа, Петрозаводск и заодно Прионежье «окучивают» ООО «АктивПро» (было упомянуто выше) и ООО «ЭкоСервис» (Петрозаводск, директор Валерий Яковлев). Последняя компания в 2019 году получила 77,9 миллионов рублей выручки и более 5,6 миллиона рублей чистой прибыли.

Не обработали

Вернемся к существующей практике раздельного сбора мусора. Сегодня это – инициатива волонтеров и коммерческих предприятий. В Петрозаводске, например, многим знакомы проекты «Сбормобиль» и «ЭкоТакси».

По общему мнению общественников, государственное участие в решении проблемы на сегодняшний день минимально, однако ситуация может измениться после того как появится упомянутый выше экотехнопарк в Орзеге.

Но для его работы нужны сортировочные станции, и планы по строительству одной – неподалеку от поселка Пиндуши в Медвежьегорском районе – уже вызвали острое недовольство местных жителей. В феврале прошлого года замминистра природных ресурсов и экологии Карелии Алексей Павлов на встрече с населением говорил о том, что мусороперегрузочная станция появится на месте существующей свалки, а проект дополнительной мусоросортировочной линии тщательно проверяют на соблюдение санитарных норм и требований.

Сегодня же проекты по внедрению раздельного накопления отходов нерентабельны, что отмечали в Минприроды: у региона нет мощностей для переработки. Власти говорят о сети мусороперегрузочных станций и, в том числе, упоминают мусоросортировочный комплекс в Сортавальском районе.

«Обещанного три года ждут»

Сегодня есть сложности не только финансового, но и организационного характера: раздельный сбор мусора в Карелии уже успел «споктнуться» о человеческий фактор. Правда, во многом из-за того, что в районах не хватает спецконтейнеров . А те, что есть, часто завалены доверху. Причем мусором, который для этих площадок не предназначен.

Пользователи соцсетей отмечают, что практика раздельного сбора потихоньку приживается, но контейнеры могут стоять полными по нескольку месяцев. А многим жителям не хватает культуры сбора мусора, не справляются и волонтеры. Например, после установке контейнеров на ул. Сыктывкарской в Петрозаводске коробки с бутылками неизвестные стали просто «грузить» рядом.

Сложности привели к тому, что представители экотакси в Петрозаводске недавно возмутились действиями кабмина и регоператора.

«Увы, раздельный сбор не интересен ни правительству Карелии , ни регоператору ООО «Автоспецтранс», ни администрации Петрозаводска, которая сдаёт нам контейнеры для РСО за (немалые) деньги, - отметили в экотакси. - Кроме красивых слов и неисполняемых обещаний, никакой реальной помощи нет, и, увы, не ожидается. Поэтому в январе 2021 года мы планируем убрать контейнеры для РСО с улиц Петрозаводска (вернем их владельцу - МУП «Автоспецтранс»). Обещанного три года ждут. В июне 2019 года нам публично обещали дать 80 млн руб на развитие многокомпонентного раздельного сбора в Петрозаводске и Карелии <…> Мы сделали со своей стороны всё, что от нас требовали - все бумаги, миллион раз исправленные соглашения, но ничего не помогло. Если некоторое время назад еще обещали, то теперь уже и не обещают. Мы больше не можем позволить себе копить долги за контейнеры».

В экотакси также отметили убыточность выездов в районы и поселения: организаторы готовы поработать с Ведлозеро, Юргилицей, Пряжей, Матросами и другими населенными пунктами, но в другие районы пока выехать не готовы.

Более того, содержание контейнеров сегодня убыточно: вывоз одной штуки обходится в 600-700 рублей при доходности от вторсырья где-то в 200 рублей.

«Разницу мы платили из своего кармана, но больше не можем себе этого позволить, т.к. долги растут, - добавили организаторы. - Если мы уберем контейнеры, то нам станет гораздо легче жить. Значительно легче. Но мы не хотим их убирать. В конце года мы стоим перед серьезным выбором - сохранить контейнеры, но продолжать копить долги, в надежде на чудо, ибо все обещания помощи от чиновников оказались пустышкой».

Реакция последовала довольно быстро: в середине января 2021 года чиновники сообщили о проведенном совещании с представителями экотакси.

«В настоящее время вопрос захламления контейнеров раздельного сбора находится на контроле администрации, - прокомментировали ситуацию в правительстве. - Обращаем внимание, что надлежащее состояние контейнеров для раздельного сбора и прилегающих территорий зависит от культуры их пользователей».

В «Сбормобиле» настроены чуть более оптимистично:

«Раздельный сбор в Петрозаводске выстоял, - сообщили в соцсетях организаторы. - Мы собрали примерно столько же вторсырья, сколько в прошлом году - около 100 тонн».

***

«Выстоял» - значит, выжил? В декабре прошлого года Минприроды РК запустило опрос о раздельном сборе мусора, в котором приняли участие более 1300 человек. Результаты таковы: почти половина респондентов сортирует и другие виды отходов (стекло, полиэтилен), почти треть – отметила, что в регионе нет контейнеров (либо они переполнены).

Как следует из сообщения ПМУП «Автоспецтранс», в том же Петрозаводске площадок – более 50. Но, как видим, этого все равно не хватает. По-своему показательно и «новогоднее» исследование ГУП РК «Карелприрода».

«Натурные измерения показателей накопления ТКО проводятся в течение четырех сезонов года во всех районах республики. За каждый сезон исследуется более 800 мест накопления отходов в 33 населенных пунктах Карелии, - добавляют специалисты. - Закономерно, что количество отходов сильно увеличилось по сравнению с периодом до нового года. Средний процент увеличения объема – 92%, массы – 59%. А вот плотность снизалась, так как увеличилось количество «легких» компонентов ТКО (ПЭТ-бутылки, картон и др.)».

Как отметили эксперты, количество некоторых компонентов выросло в 1,5-3 раза. А картон, бутылки и другие неорганические отходы занимают далеко не последнее место.

«Среднегодовое образование органических отходов составляет около 25%, картона – 10%, ПЭТ-бутылок – 8%, стекла – 8%, пластиковых (полимерных) емкостей – 6%, полиэтиленовой пленки – 3%, - уточнили в ГУП. - А в период новогодних праздников содержание органических отходов составило около 29%, картона – 12%, ПЭТ-бутылок – 11%, стекла – 12%, пластиковых (полимерных) ёмкостей – 18%, полиэтиленовой пленки – 5%».

Пропорции показательны. И, судя по эмоциям в соцсетях, большинство жителей республики готовы разделять то, что разделять необходимо. Только, похоже, планы хромают не из-за недостатка бюджетных и частных денег. Или снова сошлемся на «культуру пользователей»?

#Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь