Posted 30 декабря 2020, 07:41
Published 30 декабря 2020, 07:41
Modified 30 октября 2022, 20:53
Updated 30 октября 2022, 20:53
Энергия ключом
Начнем с крупных поставщиков и производителей электроэнергии: они по мелочам не размениваются. В ноябре текущего года, например, Арбитраж принял иск на 186 миллионов рублей от АО «ТНС энерго Карелия», которые те требуют от коллег из Нижегородской области. Подробности дела пока не разглашаются, но уже известно, что речь, вероятнее всего, идет о долгах за поставленную электроэнергию.
Практически не отстают и «сетевики». В том же ноябре ПАО «Межрегиональная распределительная компания Северо-Запада» потребовало от АО «ТНС Энерго Карелия» 118 миллионов рублей. Речь, по нашей информации, также может идти о деньгах за переданное электричество.
Как нам пояснили юристы, в чье поле зрения часто попадают схожие дела, удивляться столь крупным суммам не стоит. Во-первых, при громадных годовых оборотах «электрогигантов» требование возврата пары сотен миллионов рублей вряд ли приведет ответчика к финансовому краху. Во-вторых, подобные процессы могут длиться месяцами, а то и годами – с учетом многочисленных апелляций. И за время, потраченное на суды, предприятие успеет заработать гораздо больше.
Миллионные потери энергетики могут попробовать заложить в тарифы для населения, но доказать это чрезвычайно сложно. Особенно у частников. Потому государственные «дочки» попадают в поле внимания СМИ чаще. Например, к ГУП РК «КарелКоммунЭнерго, которое в этом году зависло в долгой судебной тяжбе с кандидатом в банкроты - ООО «Карелэнергоресурс».
Крупный поставщик тепловой энергии в несколько районов республики потребовал вернуть 218 миллионов рублей долгов по договорам на оказание услуг по эксплуатации, техобслуживанию и ремонту объектов теплоснабжения.
Мышление промышленников
В уходящем году продолжало лихорадить и градообразующие предприятия. В Кондопоге продолжился многолетний банкротный спор кредиторов с Кондопожским ЦБК. Местные жители с тревогой следят за развитием ситуации, поскольку разбирательство касается соцобъектов комбината. В их числе - теплоэлектростанция, участки очистки хозфекальных стоков, а также здании и помещении, которое относится к подразделению «Поликлиника».
В этом году один из кредиторов - компания «Северная геологическая экспедиция» (СГЭ) - попросила Арбитраж назначить экспертизу по определению социальной значимости объектов имущества ЦБК.
Как «КарелИнформу» пояснили юристы, экспертиза в теории может лишить эти объекты такой характеристики, а это значит, что при продаже на торгах будущего покупателя (если такой, конечно, найдется) нельзя будет обязать сохранить «социальный» профиль. Говоря проще, новый собственник сможет использовать полученные помещения, как угодно.
Позднее Арбитраж объяснил, что поликлиника комбината не входит в местную систему здравоохранения, а передача ТЭС новообразованному АО, уже произведенная ранее, на теплоснабжении города не сказалась. Впрочем, дела комбината и судьба его имущества сегодня по-прежнему интересуют горожан.
Еще одно градообразующее предприятие в Медвежьегорском районе – «Карелия ДСП» - сегодня находится в предбанкротном состоянии. В ноябре Арбитраж принял иск от федеральной и региональной налоговых инспекций на 33,3 миллиона рублей долгов. Более 4,4 миллиона рублей в суде от комбината требует и «коллега» по отрасли – АО «Кондопожское лесопромышленное хозяйство».
В целом же к ноябрю общие долги «Карелия ДСП» насчитывали десятки миллионов рублей. Попытки спасти предприятие предпринимают региональные власти, предупреждая о том, что возможен поиск более эффективного собственника.
Хозяйство и села
Компанию энергетике и леспрому в Арбитраже составляет сельское хозяйство. В начале года СМИ вспомнили о многострадальной агрофирме «Тукса» в Олонецком районе Карелии, чей бывший совладелец Дмитрий Ходыкин был признан банкротом по иску на 1,1 миллиона рублей от крупнейшего банка страны.
Позднее имущество агрофирмы пустили с молотка, что заняло почти полтора года. В середине июля на аукцион были выставлены восемь объектов с начальной ценой лота в 9 с лишним миллионов рублей. Имущество ушло за 6,5 миллиона рублей местному предпринимателю Дмитрию Мощакову.
Со сложностями столкнулись и «молочники». Сначала угроза банкротства замаячила перед ЗАО «Холод Славмо» в Петрозаводске: предприятие задолжало компании «Калевала» почти 5 миллионов рублей по поставкам товара.
А в сентябре предприятие «Видлица Агро» в Олонецком районе заподозрили в неосновательном обогащении. При этом истцом выступили энергетики – «ТНС Энерго Карелия», - попросившие Арбитражный суд взыскать с агрофирмы 31,6 миллиона рублей. На фоне объединения «Видлица Агро» с племенным хозяйством «Ильинское» из-за снижения показателей разбирательство выглядит еще острее.
Редким исключением в общем потоке «банкротных» и «долговых» дел можно считать сентябрьское решение Арбитража об обеспечительных мерах по делу, связанному с развитием ягодного бизнеса в Карелии.
Запутанная тяжба между ООО «ГРСП «Магнит», ООО «Чикаго» и налоговой инспекцией, связанная с восстановлением корпоративного контроля, могла не лучшим образом сказаться на развитии ягодной отрасли в регионе. Если коротко, то бизнес не мог принимать управленческие решения и заниматься профильной деятельностью. Если же мер нет – есть развитие.
Построить и устроить
Карельские строители, в отличие от других «отраслевиков», в Арбитраже встречаются гораздо реже. Эксперты связывают это с тем, что проблемы с крупными стройками (а они были, например, скандал с Белопорожской ГЭС), как правило, решаются в досудебном порядке. Исключение - разбирательства с антимонопольной службой, но они в этом году коснулись преимущественно транспорта, о чем мы еще вспомним.
Так или иначе, в феврале этого года от Арбитража «досталось» Управлению капитального строительства Карелии, которое тот обязал заплатить 138 миллионов рублей за дома для переселенцев.
История давняя: еще в 2016 году ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой» получила два профильных госконтракта на строительство жилых домов в Калевальском, Кемском, Лоухском и Пряжинском районах. Однако спустя год чиновники контракты расторгли в одностороннем порядке – из-за неоднократного нарушения сроков.
Арбитраж поддержал частников, но получил встречный иск о взыскании 459,4 миллиона рублей неустойки. Споры продолжаются до сих пор: недавно УКС подал еще одно заявление – на общую сумму почти в 460 миллионов рублей. Иск возвратился заявителю, но это не значит, что чиновники не исправят ошибки и не попробуют получить деньги еще раз.
В апреле этого года УКС также пыталось получить более 150 миллионов рублей от компании «Строительная механика» из Ханты-Мансийского автономного округа, которая в прошлом году строила детсад в поселке Ляскеля Питкярантского района. Один иск вернулся заявителю. Другой же процесс идет до сих пор, следующее заседание назначено уже на январь следующего года.
Еще одно «свежее» арбитражное дело касается обманутых дольщиков в Петрозаводске. Как недавно сообщал Минстрой РК, Арбитраж в ноябре признал застройщика банкротом. А, значит, люди останутся без квартир. Уже заявлено, что стройку закончить невозможно.
За транспортом
Сузим масштабы до Петрозаводска, для которого «арбитражный» год, пожалуй, прошел под автобусным флагом. Особенно его вторая половина. В марте столица Карелии узнала о картельном сговоре маршрутчиков, в чем их уличило УФАС региона.
Выяснилось, что летом прошлого года частники, преступив закон, подняли стоимость проезда до 30-32 рублей. Спор, по сути, закрутился не вокруг адекватности расценок, а вокруг одномоментного изменения тарифа. Как «КарелИнформу» пояснял руководитель антимонопольного ведомства Артур Пряхин, эксперты оценивали синхронность изменений при отсутствии экономических обоснований.
Ответчики с экспертами не согласились, и дело с их жалобой пошло по многочисленным арбитражным инстанциям. Лишь недавно апелляционный суд Санкт-Петербурга подтвердил правоту коллег из Карелии, разобравшись с очередной жалобой. Ее предметом был административный штраф, который пыталась оспорить одна из компаний.
К слову, в числе аргументов перевозчиков – пандемия нового коронавируса, которая, по их словам, привела к снижению пассажиропотока и падению рентабельности. Сегодня же из-за инфекции некоторые частники попросили отсрочку об уплате штрафов.
Весьма вероятно, что «автобусные» разборки в Петрозаводске несколько в ближайшее время поутихнут, что аналитики, в том числе, связывают с задержанием экс-спикера горсовета Геннадия Боднарчука по обвинению во взяточничестве. О лоббировании интересов «маршрутчиков» в кулуарах мэрии, с которыми ряд депутатов горсовета связывало прошлое, в последние годы говорилось уже не раз.
Еще одно «транспортное» дело касается автомобилистов, которые в свое время привыкли парковаться у железнодорожного вокзала Петрозаводска. В ноябре Арбитраж РК объявил стоянку незаконной, признав договор аренды земли недействительным. Основной довод – площадь Гагарина является территорией общего пользования, а, значит, ею может пользоваться неограниченный круг лиц.
Продать и взять
Дела уголовные в этом году сопровождали еще одну сферу, которой частенько приходится заниматься суду, - торговую. Так, в конце лета «Лотос Плаза» в Петрозаводске (детища известного карельского бизнесмена Леонида Белуги) очутилась на грани банкротства.
В картотеке дел Арбитража обнаружилось упоминание о многомиллионных долгах торгового «монстра» перед банком ВТБ. В 2013 году предприятие взяло двухмиллиардный заем, который позднее захотела погасить досрочно. Но палки в «долговые» колеса вставила комиссия в 42 с лишним миллиона, которую банк брал за досрочное погашение. Сумму захотели снизить, и «Сигма РЦ» получила исполнительное производство о взыскании задолженности.
Более того, компания сообщила, что из-за пандемии нового коронавируса и простоя торговых точек может вовсе разориться. Суд, впрочем, доводам не внял. Сегодня же после задержания Леонида Белуги по подозрению в даче взятки председателю Петросовету Геннадию Боднарчуку (да-да!) будущее его торговой империи выглядит еще более туманным.
***
Напоследок – немного статистики. Общие годовые подсчеты Арбитраж еще не сформировал, однако даже шестимесячный период, на наш взгляд, кое о чем говорит. Особенно в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Как в регионе «жили» договорные отношения? По данным профильного отдела АС, за первое полугодие 2019 года количество дел о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам составляло 3226, общая заявленная сумма – более 2,418 миллиарда рублей, взысканная - 1,65 миллиарда рублей. В первом полугодии 2020 года таких дел было 2356 - на 1,255 миллиарда рублей, из которых взыскали более 895 миллиона.
Число налоговых споров о взыскании обязательных платежей и санкций практически не изменилось, в отличие от суммы: в 2019 году в АС поступило 58 дел 267 на тысяч рублей, в 2020 - 57 дел уже на 1,02 миллиона рублей.
Существенный рост отмечается по суммам в спорах, связанных с законодательством об административных правонарушениях: в двух сотнях дел взысканная сумма выросла с 4,2 миллиона до 11,7 миллиона рублей.
И, наконец, дела о несостоятельности. Что касается общих цифр, то за первое полугодие 2020 года в суд ушло 338 заявлений о признании должника банкротом, тогда как за шесть месяцев 2019 – было 322 заявления. Но в структуре этих дел наблюдается резкий рост категории граждан, которые не имели статус индивидуального предпринимателя: 190 дел против 246 дел.
Стоит насторожиться?