Posted 31 октября 2020, 17:58
Published 31 октября 2020, 17:58
Modified 30 октября 2022, 20:22
Updated 30 октября 2022, 20:22
Ковидный нюх
«Обратите внимание, на каждом троллейбусе на стекле передних окон приклеена надпись "У нас производится санитарная обработка", - пишут пользователи соцсетей. - Но производится ли? Плесень, ржавчина, пыль и закопчёный потолок говорит об обратном, и никакой санобработки не проводится. Обманывают людей и гостей города. Или наклейки снимите».
Об обмане, пожалуй, говорить преждевременно, но реакция руководства МУП «Городской транспорт» на нашу просьбу рассказать о том, какие меры предпринимает предприятие, чтобы защитить пассажиров от ковида, выглядит странной. А точнее, отсутствие этой реакции. Многочисленные попытки получить, в общем-то, безобидные комментарии от руководства столкнулись со ссылками на постоянную занятость.
Так или иначе, мы склонны предположить, что какую-либо кардинально новую информацию руководство МУПа нам бы не сообщило. Тем более что формально о регулярных проверках «рогатых» постоянно отчитывается городская администрация. Судя по информации пресс-центра мэрии, проверки проводятся... ежедневно.
Подсчитывать количество проверенных машин и тем более посвящать рейды только лишь санобработке бессмысленно: троллейбусов в столице не так много, да и рейды управления по делам ГО и ЧС - комплексные.
В июле, например, назвалась общая цифра в 350 городских автобусов и троллейбусов, и публичные претензии возникали лишь к первым. Вряд ли стоит этому удивляться: громить штрафами предприятие, учредителем которого являешься, не комильфо.
Правда, наши источники, знакомые с водительскими буднями в ПМУПе, вспомнили некоторые по-своему трагикомичные случаи, проверить достоверность которых сегодня уже невозможно.
«Вообще, на конечных остановках все серьезно: машины тщательно моют, - сообщил один из собеседников. - Салоны, сиденья, поручни, двери – все, к чему можно прикоснуться. Там ведь регулярно дежурят «рейнджеры» [проверяющие. – Прим. Ред.], поэтому даже спецтехника есть, чтобы чище мыть. А вот с антисептиками, насколько я знаю, сложнее. Мало кто понимает, что там внутри, в бутылках. Пахнет спиртом, но проверяющие же пробы не берут. Понюхали – и готово».
В чиновничьих кулуарах, опасаясь за свое рабочее место, нам осторожно и добавили, что проверяющие не столько «принюхиваются», сколько проверяют наличие антисептиков по имеющимся у перевозчика «товарным» документам. Другое дело, что закупка антисептиков, вероятнее всего, осуществляется в частном порядке.
Намек источника косвенно подтверждается и тем, что на Официальном сайте госзакупок «антисептических» тендеров у МУПа в самом деле нет (хотя следует иметь в виду, что информацию о так называемых «стотысячниках», т.е. закупках с начальной максимальной ценой менее сто тысяч рублей) достать крайне сложно.
Проще говоря, что именно плещется в дозаторах, и защитит ли такая обработка, обычный пассажир проверить не сможет никак. Разве что довериться запаху.
В расход?
Так или иначе, контроль над антиковидными мерами в муниципальном предприятии (как и рычаги воздействия на него, вплоть до смены руководства) у мэрии – как у совладельца – есть. В случае с автобусными перевозчиками, т.е. с бизнесом, причем преимущественно петербургским, возможности грозить пальцем существенно ограничены.
Потому, видимо, к мониторингу подключаются и республиканские власти. После того как общественному транспорту разрешили выходить на улицы летом этого года, глава региона Артур Парфенчиков в соцсетях не преминул заметить:
«С момента возобновления работы общественного транспорта в Петрозаводске мне в личные сообщения и в комментарии стали поступать жалобы на то, что не все перевозчики соблюдают санитарные нормы в условиях угрозы распространения коронавируса. Поэтому совместно с администрацией Петрозаводска мы организовали ежедневный контроль за соблюдением в троллейбусах и маршрутках обязательных требований».
Отдельно руководитель региона упомянул как раз антисептики и неполную санобработку. Властям в очередной раз пришлось напоминать, что места для обработки рук антисептиками (как и обязательная дезинфекция транспорта на конечных остановках) – обязательны.
Реакцию перевозчиков на новые требования нам удалось узнать с помощью нескольких водителей: руководство большинства компаний заняло позицию, схожую с той, что продемонстрировал «Городской транспорт». То есть - страусиную.
«Тут все на поверхности: оплата по терминалу [а с 1 октября, как недавно напоминал Артур Парфенчиков, возможность безналичной оплаты проезда должна быть в каждом транспортном средстве. – Прим. Ред], антисептики, маски, дезинфекция… это же дополнительные расходы, - объяснил нам один из водителей. – Насколько они выросли, не знаю, меня в такие тайны не посвящали, но мы с друзьями видим, что директор недоволен. Стоимость проезда-то ему повысить не дают».
Последняя деталь тем более интересна на фоне почти перманентных споров маршрутчиков с антимонопольной службой вокруг тарифов на перевозки. Напомним, в конце августа Арбитраж РК отклонил жалобу одного из перевозчиков на решение мэрии повысить стоимость проезда до 32 рублей.
Судя по тексту решения АС, истец апеллировал к закрытым на ремонт аварийным мостам в Петрозаводске, а также к росту цен на топливо с запчастями и повышению налогов вкупе с требованием перехода на новую контрольно-кассовую технику. Только вот о дополнительных «санитарных» расходах из-за коронавируса там не было ни слова.
Неряхи и хамы?
В октябре глава РК Артур Парфенчиков весьма жестко отреагировал на сообщение одного из жителей Петрозаводска, который пожаловался на плохую работу одного из городских автобусов.
«<…> хотел бы еще раз предупредить всех владельцев транспортных компаний и водителей о неукоснительном соблюдении правил эксплуатации транспорта, включая его надлежащее санитарное состояние (и не только в рамках противодействия пандемии), а также маршрутных графиков, - заявил глава РК. <…> Оказание услуг по перевозке пассажиров - это особая ответственность. Если вы пришли в данную сферу деятельности - извольте обеспечить надлежащее качество! К нарушителям будут приниматься самые жёсткие административные меры. Мы сделаем в рамках правового поля все необходимое, чтобы изгнать с маршрутов общественного транспорта хамов и нерях».
Региональные власти ждут помощи от пассажиров и просят присылать в соцсетях или по электронной почте фотографии и видеозаписи с транспортом-«нарушителем». В свою очередь, администрация непрестанно называет телефон МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба» (ЕДДС) – 051. Часто ли жалуются на санитарное состояние автобусов и троллейбусов в столице Карелии?
«Мы никаких комментариев не даем» - отрезали в диспетчерской.
Что ж, тогда остаются лишь соцсети и комментарии на персональных страницах ответственных чиновников? Ведь связаться с ЕДДС можно и через Интернет, оставив сообщение на официальном сайте. Другое дело, что там черным по белому написано:
«Вы можете отправить <…> сообщение ТОЛЬКО ОБ аварийных ситуациях. Специалисты службы введут Ваше сообщение в электронную базу данных, передадут в ответственные за отработку Вашей проблемы организации и поставят на контроль».
Можно ли считать отсутствие антисептиков и грязь в салонах «аварийной ситуацией»? Вопрос риторический…
Злостная злость
Но напоследок вернемся к санкциям. Отдельного законодательного акта о нарушении «антисептических» мер в Карелии, как известно, нет. В мэрии лишь неустанно напоминают о статье 20.6.1 КоАП РФ, которая говорит о невыполнении правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.
Граждан (т.е. водителей) могут оштрафовать на 1 или 30 тысяч рублей, юрлиц – на 100-300 тысяч рублей. Если же действия доведут до вреда здоровью, то штрафы вырастают до 15 тысяч и 1 миллиона рублей соответственно. Не исключена и уголовная ответственность.
В мэрии, в свою очередь, периодически говорят о десятках штрафах, наложенных на водителей и директоров фирм-перевозчиков. Одного, например, «наказали» на 10 тысяч рублей за отсутствие мест для дезинфекции рук и санобработки между рейсами.
Только штраф еще надо взыскать: поэтому любопытная другая деталь: городские власти уже грозятся закрытием автобусных маршрутов в случае злостных нарушений. Пока – теоретически, поскольку пока федеральное законодательство связывает местным властям руки.
Минтранс Карелии даже упоминал о письме на имя министра транспорта РФ, в котором предложил дать возможность региональной исполнительной власти или муниципалитетам прекращать действие свидетельств о перевозках по маршруту. Реакция федерального центра на это обращение пока не известна, но чиновники рассчитывают повлиять на злостных нарушителей именно таким образом.
Правда, о том, как будет обеспечена транспортная доступность для жителей на время закрытия того или иного маршрута (ведь поиск нового – это дело не одного дня), компетентные лица пока предпочитают не говорить.
***
В сложившейся ситуации нам снова вспоминаются молот и наковальня. В столице Карелии давным-давно назрела необходимость менять общественно-транспортную систему города.
На днях власти в очередной раз обсуждали новую ее модель. Новые троллейбусы, переход на регулируемые тарифы, контракты с перевозчиками, опыт других российских городов – обо всем этом в последние годы говорилось уже не раз.
Только сегодня планирование осложнено ковидом, и даже временная остановка того же «Городского транспорта» больно ударит по и так худому карману предприятия.
Может, привести конкурентов к относительному согласию сможет республика с более «щедрым» бюджетом, которая, впрочем, пока упорно не хочет забирать муниципальное предприятие под свое крыло?