Рынок готов
За минувший год рынок медтехники прирос на шесть процентов: эксперты оценивают его объем в 225 миллиардов рублей. Причем 4/5 его объемов – это импорт, основную долю которого составляет диагностическое оборудование. Далее следуют операционная техника. «Бронзу» же получили аппараты для реанимации и анестезии.
Новый коронавирус внес свои коррективы: чаще остальных в публичном пространстве мелькают аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ). В последнюю трехлетку Россия потратилась на их покупку приблизительно 15 миллиардов рублей, однако сегменту потребовались дополнительные финансовые вливания, на что кабмин уже выделил 7,5 миллиарда рублей.
К появлению нового коронавируса в России на каждую сотню тысяч граждан в среднем приходилось по 27 комплексов, а их общее количество оценивалось в 40 тысяч штук. По «профильной» обеспеченности страна занимала одни из самых высоких мировых позиций (в США, например, показатель на треть ниже).
Вместе с тем, по оценкам Минпромторга, производство такой техники в России в апреле увеличилось в восемь раз. Май страна планирует «закрыть» 2,5 тысячами, июнь – 3 тысячами приборов. Частично переориентируются и производители.
Предприятие «Красногвардеец» из Петербурга выпускает аппарат для ингаляционного наркоза «Орфей», которые функционируют в режиме вентиляции легких. И только за прошлый год компания продала 53 машины, за первые полгода-2020 заказов уже больше.
По словам Виктора Антонова, председателя совета директоров ПАО «Красногвардеец», сегодня продажи растут. И основную долю стоимости техники занимают материалы и детали, остальное уходит на зарплаты, аренду и амортизацию. Не забывают и про новые разработки. По данным «Красногвардейца», предприятие имеет шесть процентов профильного рынка в стране. В планах – до десяти процентов.
Бессмертный спрос
В обозримом будущем рынок вряд ли пресытится аппаратами ИВЛ. Столкнувшись с нехваткой техники, многие регионы (в том числе, с помощью федерального финансирования) активно стали закупать профильную технику. Так, медучреждения Карелии с начала года уже успели объявить несколько электронных аукционов на общую максимальную цену контрактов в 16 с лишним миллионов рублей.
Месяц назад правительство региона говорило о том, что республика имеет более 250 аппаратов, однако заказала еще несколько десятков. Часть техники ушла в Республиканскую инфекционную больницу, еще пять штук ждут в Госпитале для ветеранов войн (ныне монопрофильном центре для больных новым коронаввирусом). Другие семь штук должны прийти в республику в третьей декаде мая.
Но на этом работа по поставкам техники не останавливается: сегодня власти решают вопрос о закупке двух компьютерных томографов в Республиканскую инфекционную больницу и Госпиталь для ветеранов войн.
Несмотря на то, что новый коронавирус когда-нибудь снизит активность, аппараты ИВЛ все равно останется востребованными на рынке, ведь профильная техника, по заявлениям властей, может и должна быть распределена по медучреждениям, которые остро в ней нуждаются. Потенциальные заказчики – скорая помощь, спасатели и военные.
Осталось поддержать инновации, которые сегодня предлагает российский рынок медтехники. Как уточняет председатель совета директоров ПАО «Красногвардеец» Виктор Антонов, новые приборы могут выйти уже в 2021 году – но с условием быстрой регистрации. Власти помнят и об этом.
«Исходя из ситуации, которая сложилась с коронавирусом, уже такое решение принято, - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. - Упростили ситуацию, сократили сроки регистрации и так далее. Фонд развития промышленности за последние полмесяца, может чуть больше, рассмотрел и профинансировал 40 проектов по медицинской тематике, многие из которых как раз нацелены на аппараты искусственного дыхания».
Взаимная выгода
Российский рынок медицинских изделий уже давно во многом не зависит от импорта. Производством, по оценкам Минпромторга, занимаются сотни предприятий: в 2019 году особенно отличался юг. Эксперты говорят об Алтайском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях. И разумеется, не забывают про города федерального значения.
Обороно-промышленный концерн «Швабе» (входит в Госкорпорацию «Ростех») много лет занимается оборудованием, инструментами и материалами, которые поставляет в государственные и частные клиники и больницы. В заказах – не только аппараты ИВЛ, но и тепловизоры с инфракрасными детекторами. Работает стратегия импортозамещения: на дочерних предприятиях используются отечественные комплектующие.
Распространение любой инфекции легче предупредить, чем бороться с ее последствиями, поэтому сегодня те же тепловизоры занимают достойное место по числу заказов. Как уточняет Иван Ожигихин, заместитель генерального директора холдинга «Швабе», сегодня важным сегментов работы остается сотрудничество с Министерством транспорта РФ.
«Все, что касается железнодорожных вокзалов, аэропортов - чтобы в местах массового скопления людей были установлены такие системы, которые могут дистанционно с расстояния 5-10 метров в потоке выявлять людей с повышенной температурой», - уточняет он.
Оборона или самооборона
В заказчиках у российских изготовителей – не только министерства. Еще более пристальное внимание на технику и другие средства защиты сегодня обращают оборонные ведомства. В Карелии о тепловизорах в конце марта вспоминал военком региона Андрей Артемьев: на совещании профильного оперштаба он сообщил о закупках антибактериальных препаратов, защитных масок и тепловизоров для призывных комиссий на средства Минобороны. Комиссии приспосабливаются к новым вызовам: поэтому в регионе выявлены единичные случаи заболевания призывников.
О пользе тепловизоров вспоминает и Владимир Попов, гендиректор Оптико-механического конструкторского бюро «Астрон» из Московской области:
«Если наша медицина поймёт, что это прибор, который определяет повышенную температуру тела человека, я думаю, что заказы у нас будут. Если мы сейчас рассчитываем на 20 процентов, то устойчиво 10-15 у нас будут».
К слову, тепловизоры «Астрона», которые появилась на предприятии с весны, уже заказал Минпромторг. Есть и другие потенциальные покупатели.
Основная доля профильных производств в России принадлежит государству. Концерны «Швабе» и “КРЭТ” (входят в госкорпорацию «Ростех») обеспечивают техникой оборонные заводы. И именно на их основе в апреле этого года был создан Консорциум разработчиков и производителей медицинской техники, ведь в нынешних условиях отрасли следует как можно скорее нарастить темпы производства.
«Стали подключаться предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые сейчас планово начинают искать ниши в гражданском производстве в связи с определённым сокращением в ближайшем будущем по военной технике, - говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России. - Там как раз всё, что нужно для такой техники, - высококвалифицированный персонал, технологическое оснащение очень хорошее, научные кадры высокого уровня».
***
Здравоохранение – не только отрасль. Национальный проект с одноименным названием профинансирован до 2024 года: кабмин выделил на его реализацию более 1,3 миллиарда рублей. И основная часть денег пойдет в ближайшие два года пойдет на закупку отечественной медицинской продукции.
Маски или сложное оборудование? Сказать сложно. Однако новый коронавирус, видимо, дал повод властям еще раз задуматься о национальной безопасности. Причем с помощью отечественного «медпрома». Это ли не верный бизнес-вектор?