Рост с подростками?
Сначала узнаем, с каким криминальным багажом регион встретил самоизоляцию. В февральском докладе Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности за январь-февраль 2020 года Карелия фигурирует не единожды.
В «горячую десятку» по росту числа зарегистрированных преступлений регион не попал, но по количеству преступлений, совершенных в общественных местах, – оказался «бронзовым призером» (37,5%). Республика уступила лишь Москве (39,4%) и Воронежской области (40,5%). Правда, динамика все равно показательна: зафиксирован рост на 19,2% (или 2234 преступления) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Та же «бронза» досталась республике и по удельному весу преступлений (от числа расследованных), в которых были замешаны несовершеннолетние (9,0%). Если же оперировать «общим числом выявленных лиц», то по подростковой категории Карелия поднялась еще выше – на втором месте (9,2%).
Добавим, тревожную тенденцию карельская полиция отмечала еще пару месяцев назад, когда подводила итоги 2019 года: тогда оказалось, что количество подростковых преступлений выросло почти на четверть. Причем коронавирусом тогда и не пахло.
Сегодня же рисков явно больше. Правда, по недавней информации прокуратуры РК, тенденция к настоящему моменту чуть «сгладилась». С января по март этого года уровень несовершеннолетней преступности в целом сократился на 14,9%, хотя ее удельный вес в общем количестве расследованных преступлений и снизился всего на десятые доли процента (с 8,8 до 8,6%).
Стабильность изменчива?
Как бы то ни было, подростки, сегодня во многом предоставленные самим себе из-за всех «прелестей» дистанционного обучения, вряд ли существенно влияют на криминальное спокойствие в регионе. В этом смысле сегодня республика живет спокойно.
«Оперативная обстановка характеризуется как стабильная, - рассказали «КарелИнформу» в пресс-службе МВД по РК. - Благодаря предпринимаемым органами внутренних дел мерам существенного роста противоправных деяний не допущено».
Какие именно меры имеются в виду, в полиции не уточнили, но рискнем предположить: заявленное спокойствие может быть связано с тем, что количество патрулей (как нам удалось недавно выяснить) на улицах не изменилось. Улицы же на определенное время опустели, пусть сейчас ситуация и изменчива, что фиксируют даже роботы. Да и власти не дремлют, не только настойчиво предлагая оставаться дома, но и грозя штрафами и даже уголовной ответственностью.
Какая же криминальная обстановка в регионе сложилась за период самоизоляции, то есть, с конца марта? По данным МВД по РК, с 23 марта по 20 апреля 2020 года (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) число зарегистрированных сообщений о преступлениях и происшествиях выросло на 9,3% - с 14983 до 16373. И основной прирост обеспечили… так называемые дистанционные преступления.
Расстояние со значением?
В полиции констатируют: так называемые «дистанционные преступления» (через телефон, Интернет и пр.) сегодня оставили далеко позади все остальные виды и типы «коронавирусного» криминала.
«В настоящее время особую тревогу вызывают неосмотрительное обращение граждан к сбережению собственных денежных средств, - говорят в пресс-службе МВД по РК. - За первый квартал 2019 года по факту мошенничеств, совершенных дистанционным способом, было возбуждено 312 уголовных дел, за 1 квартал 2020 года - 612 аналогичных уголовных дел. Рост, по сравнению с прошлым годом составил 96,2 процента, то есть практически в 2 раза.
По мнению правоохранителей, граждане, находясь на самоизоляции дома и в привычном окружении «не ожидают посягательств в свой адрес». Поэтому полиция Карелия призывает быть внимательными при общении с неизвестными и никогда не следовать инструкциям телефонных незнакомцев.
Причем схемы мошенничества сегодня становятся все изысканнее. Неизвестные изображают из себя сотрудников УФСИН, грозя СМСками о штрафах за нарушение режима самоизоляции, а то и вовсе используют довольно запутанные схемы с переводом денег.
Так, на днях на уговоры мошенников попалась 53-летняя жительница Петрозаводска, которой позвонил якобы сотрудник службы безопасности банка, испугавший женщину информацией о взломе ее банковских счетов. В итоге за день ей несколько раз названивали разные «спецы», в итоге выведавшие данные банковской карты.
Дело закончилось получением кредита в 300 тысяч рублей. А после того как деньги пришли на счет, вняв настойчивым просьбам телефонного незнакомца, пенсионерка отправилась к банкомату. Ее убедили обналичить деньги и перевести их на чужие счета – якобы для сохранности. Так женщина потеряла 250 тысяч рублей, более десятка раз положив деньги на продиктованные номера счетов. Номер обещанного «резервного счета» женщина так и не получила… Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.
По данным прокуратуры, за январь-март этого года ущерб от «информационно-телекоммуникационных» преступлений (и в сфере компьютерной информации) оценен в 145,5 миллиона рублей. Сумма - на четверть меньше, чем за первый квартал прошлого года. Но разве и этого мало?
«Бытовуха» заела?
Казалось бы, самоизоляция не менее опасна для бытовых и семейных отношений. Ведь стены могут спровоцировать старые и новые обиды, а там – недалеко до рукоприкладства или еще чего-нибудь похуже. О том, как психологически пережить коронавирусный карантин с минимальными рисками для семьи мы уже подробно рассказывали, сейчас же снова обратимся к криминальной статистике.
Факты домашнего насилия чаще всего выявляются только после того, как жертва заявит в полицию. Однако при всей потенциальной опасности «карантинных» будней статистика бытовых преступлений в Карелии по-своему непредсказуема.
«С 23 марта по 20 апреля 2020 года количество преступлений, совершенных в быту, а именно в квартирах либо частных домах граждан, сократилось на 28 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: с 32 до 23», - констатируют в МВД по РК.
Кроме того, не изменилась и структура «бытовой» преступности. Основную долю в упомянутом количестве преступлений составляют угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, таких было 15 (в 2019 году – 17). Далее следуют 4 факта умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (в 2019 году – 3) и 1 факт причинения вреда здоровью средней тяжести (столько же в 2019 году). Как и в прошлом году, полиция зафиксировала 1 факт нанесения побоев.
Отрицательную динамику в «бытовухе» полиция пока не комментирует: выводы делать рановато. Поэтому мы лишь предположим, что на фоне коронавирусных волнений семьям дома всего лишь стало не до того…
Недороги дороги?
Удивительно или нет, но автомобилисты в Карелии внесли весомый вклад в динамику криминальной статистики. Причем – почему-то пьяные водители. В регионе отмечается почти двукратный рост нарушений, связанных с «алкогольным вождением». Причем именно за первый официальный месяц режима самоизоляции.
В полиции осторожно предполагают, что это опять же может быть связано с сохранившимся количеством патрулей ДПС в расчете на сократившееся количество автомобилистов. Но статистика показательна.
«В период с 23 марта по 20 апреля 2020 года количество выявленных правонарушений по фактам управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) возросло с 72 до 129, - уточняют в МВД по РК. - Установлен 31 факт невыполнения водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (за аналогичный период прошлого года– 17 фактов)».
Успокаивает разве что одна деталь: число ДТП с участием водителей «с признаками опьянения» в республике сохранилось на уровне аналогичного периода прошлого года - 2 аварии.
Раз уж речь зашла об алкоголе, то добавим: по данным прокуратуры РК, за первый квартал 2020 года более трети (37,5%) расследованных преступлений были совершены «под мухой». Впрочем, за тот же период 2019 года показатель был еще выше (40,7%). А количество пьяных преступлений сократилось на 15,4% (с 618 до 523).
На фоне этих цифр частичный запрет на продажу алкоголя в республике смотрится любопытно. Но властям виднее. Пока же полное табу на спиртное в регионе вводить не собираются – вероятно, по экономическим причинам.
Верхушка айсберга?
Мы рассмотрели лишь малую часть «коронавирусного» криминала. Например, официальная статистика по преступлениям в общественных местах пока «ограничивается» февралем. Но напоследок приведем еще несколько, на наш взгляд, тревожных цифр. Правда, их с распространением COVID-19 связывать тоже рановато. Уже потому, что отсчет ведется с начала года, а не с момента появления самоизоляции.
По данным прокуратуры РК, за январь-март 2020 года число убийств и покушений на убийство в республике выросло более чем на треть (+36,4%), существенный прирост показало и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (+24,1%). Более половины всех зарегистрированных преступлений в регионе (59,2%) – это хищения чужого имущества. Количество краж выросло на 17,1%, мошенничеств - на 31,1%.
Полиция бдит. Бдим ли мы?