Posted 9 апреля 2020, 08:50
Published 9 апреля 2020, 08:50
Modified 30 октября 2022, 20:38
Updated 30 октября 2022, 20:38
Вслед за первой панической атакой, вполне понятной в случае новой вирусной угрозы, Карелия испытала вторую. Она коснулась тех, кто занимается бизнесом, и тех, кто на этот бизнес трудится. Именно они в настоящее время пытаются выжить в прямом смысле слова.
Сначала всем казалось – трудности временные, они вряд ли растянутся надолго. Но спустя какое-то время после введения ограничений на работу магазинов, торговых центров, развлекательной инфраструктуры, вопрос «На что я буду жить и кормить детей?» звучит всё чаще, а впереди еще больше полумесяца выходных.
Прогнозировать, что будет с эпидобстановкой в России и отдельных её регионах не берется никто. Пик пандемии, который ранее прогнозировался на начало апреля, все еще не пройден.
Наталья Граб, магазин косметики
На рынке - больше двух лет
Наёмные сотрудники - нет
«С 28 марта мне пришлось закрыть магазин. При этом я заплатила аренду, мне ее теперь никто не вернет. Нужно было заплатить взносы, ЕНВД за первый квартал. Сумма не очень большая, но для меня существенная. Я сижу в недоумении. Спад начался сразу, выручка упала, после этого. Зарплаты у меня в этом месяце не будет в принципе. Спрос будет восстанавливаться долго, а аренду и налоги никто не отменит. В ущерб себе и своей семье я работать не буду. Сейчас я планирую переформатировать бизнес на онлайн-торговлю, на аренду полок. Но тот формат, что есть, я сверну, пока ситуация не восстановится», - рассказала Наталья.
На республиканские власти особой надежды Наталья не возлагает. Максимум, считает она, что могут сделать местные чиновники – сократить оплату за ЖКХ, налоги на имущество, чтобы арендодатели могли сделать скидки субарендаторам. От федеральных властей ожиданий больше – решение вопроса с ЕНВД.
«До того, что у меня будет простаивать магазин, никому абсолютно нет дела, налог берут с площади. Даже если сейчас мне разрешат работать, я буду работать несколько месяцев в минус. Мне проще закрыть ИП и перейти в другую форму занятости, чтобы не платить аренду», - объясняет предприниматель.
Екатерина Попова, химчистка
На рынке год
Наемные сотрудники - нет
«Я открывала ИП на помощь от центра занятости в размере 200 тыс. рублей. Работаю пока сама, но в планах было нанять человека и расшириться. В связи со сложившейся ситуацией эта идея стала не актуальна. Кредитов, связанных с бизнесом, нет, но после получения помощи от центра занятости мне надо продержаться три года и не закрыть ИП. В противном случае придётся вернуть деньги. Очень хотелось бы, чтобы власти помогли хотя бы выплатами МРОТ. Я осталась совсем без дохода и нет никаких накоплений».
Милана Якволева, парикмахерская
На рынке девять лет
Наемные сотрудники - нет
«После 7 лет скитаний по арендуемым площадям, решила приобрести в собственность помещение по ипотечному кредиту. Была уверенность в завтрашнем дне, так как была своя клиентская база и мастера, которые со мной с самого начала, - рассказывает Милана. - Мастера арендовали у меня места, но сейчас у меня не позволяет совесть брать с них оплату: у них нет дохода, как и у меня. Закрыться в будущем вероятности не рассматриваю. Буду выкручиваться, как смогу. Стану работать 24/7, но постараюсь удержаться. К сожалению, именно на наши плечи ложится нравственно-этический вопрос "работать или нет", "подвергать риску себя, свою семью или нет", а лечь он должен был на плечи правительства.
Все возможные мировые кризисы висят над головой, положение печальней некуда, и лично я очень плохо себе представляю, что будет дальше. Если сотрудникам супермаркетов можно ходить на работу в многократно использованных масках, учитывая потоки посетителей, то почему мне нельзя продолжать заниматься своим делом? Нет, я не собираюсь домушничать, но, вся эта ситуация напоминает абсурдисткий бред, в котором мы все вынуждены сосуществовать. И что-то мне подсказывает, что до конца апреля в таком режиме дотянут не многие».
Евгений и Анжелика Аминосьян, центр высокотехнологичных игр
На рынке пять лет
Наемные сотрудники - есть
«Ограничительные меры начали сказываться за две-три недели до их начала. Общая паника возрастала, и некоторые клиенты уже начали думать об ограничениях, перестали поступать заказы, кто-то начал отменять мероприятия. Нам пришлось возвращать задатки. С арендодателем мы достигли определенных договоренностей. Мы можем пока простаивать. Но как платить зарплаты – мы не представляем. Выручка – единственный источник дохода.
У нас есть кредиты, в том числе, по бизнесу. Мы отправили запросы в банки – не можем понять, что будет дальше. Второй филиал в Петербурге переведен на режим консервации. Временно приостанавливаем деятельность. Потом планируем запуститься обратно, если ситуация нормализуется, и экономика страны в принципе позволит вести деятельность. Может, останется не так много платежеспособных людей. Подушку безопасности мы накопить не успели. Поддерживали бизнес на уровне рентабельности. Да, мы пользовались спросом, но цены не столь высоки, как хотелось бы. Кредиты, немалые процентные ставки заставляют расходовать.
По поводу помощи от властей: мы не привыкли её ждать. Фонды МСП - просто трата времени, поэтому всегда обходились своими силами. Сейчас мы будем думать, проработаем все варианты. Если вдруг не найдем решение, придется обратиться за помощью к органам власти. Но не уверены, что будет ответная реакция. У нас очень скудные меры поддержки».
Вместе – сила?
Коронавирус показал – местному бизнесу для того, чтобы объединиться, не нужны ни форумы, ни дискуссионные площадки, ни даже официальные сообщества и объединения с заседаниями и кворумами. Довольно быстро предприниматели создали в соцсетях группу взаимопомощи, в которой не только предлагали друг другу свои услуги, но и вместе продумывали список пожеланий к властям. Манифест обширен и наполнен маловыполнимыми просьбами в условиях сжимающегося бюджета и нарастающего мирового экономического кризиса.
Первое, чего хотят бизнесмены – объявления в республике режима ЧС, что дало бы большее пространство для маневров. Второе – полная отмена налогов и взносов в ПФ за первое полугодие-2020. Далее – еще 12 пунктов, среди которых и ежемесячные пособия не меньше МРОТ всем работникам, снижение тарифов за ЖКУ, приостановка действий статей трудового кодекса, накладывающих ответственность за задержку или невыплату зарплат, компенсация арендной платы и многое другое. Соответствующее обращение было отослано главе Карелии, в Законодательное собрание, Минэкономразвития РК, мэрию Петрозаводска и Петросовет.
Вместе с тем власти еще на первых порах объявили: помощь бизнесу будет. С 1 апреля предпринимателям предлагалось заявляться на субсидии и компенсации. Многих взволновала формулировка о «конкурсной основе», на которой обещали деньги. Однако на большом совещании по оказанию помощи субъектам МСП в минувший вторник стало известно – формулировка эта – только на бумаге. По словам Дмитрия Родионова, заместителя премьера по вопросам экономики, главное – правильно заполнить документы.
«Бюджет не резиновый»
Изначально предполагалось, что совещание не будет таким долгим. Все претензии и предложения, собранные представителями предпринимательского сообщества, выслушают, обсудят, и по ним уже будут приниматься конкретные решения.
На деле представители власти длительное время пытались расставить приоритеты. Бизнес-омбудсмен Елена Гнетова долго рассказывала о чаяниях предпринимателей: многие полагают, что нет смысла вводить перечень видов деятельности, пострадавших от коронавируса, поддержка нужна всем. И даже представители нестационарной торговли, которым сейчас, по сравнению с коллегами, весьма неплохо, нашли, о чем просить: увеличение сроков разрешения на установку объектов, пролонгация договоров без конкурса. Также предприниматели просят ввести налог на профессиональный доход, что позволит им удержаться на плаву.
Дмитрий Родионов бодро отвечал на все вопросы главы Карелии «Работаем, внесли, обсудим, знаем». Однако глава осек: «Мы не докладами пришли обмениваться. Я ждал консолидированного решения от вас».
Артур Парфенчиков подошел к просьбам осторожно: «Есть те, кто откроется через три дня. Есть те, кто не будет работать долгие месяцы. Есть и те, кто сейчас получат максимальную прибыль. Всем все равно не получится помочь. Надо определять тех, кто реально пострадает». Родионов согласился - в первую очередь надо поддержать тех, в чье существование коронавирус внес самые неприятные коррективы. Ведь бюджет – не резиновый.
Парфенчиков на протяжении всего совещания приводил примеры про одинокого кузнеца в отдаленном районе или столяра, в одиночку строгающего табуреты в своей мастерской, фермера, общающегося с коровой, и рыбовода, имеющего дело исключительно с форелью.
«Давайте посмотрим на те предприятия, где в силу объективных причин вероятность заражения стремится к нулю», - предлагал он. – «Мы на данном этапе не связаны федеральными ограничениями. В чем смысл ограничивать семейные предприятия? Мы должны исключить из списка (неработающих организаций – прим.ред.) тех, кто не представляет угрозы».
Но разрешать работать будут только тем, кто позаботиться о здоровье сотрудников, о соблюдении всех противоэпидемических норм, а также – о доставке коллектива на рабочие места. И, конечно же, только в благополучных с точки зрения заболеваемости районах.
Несколько раз во время совещания звучала формулировка «между молотом и наковальней»: соблюсти интересы бизнеса и большинства, кто может подхватить заразу во время шоппинга или визита в салон красоты, практически невозможно.
«Понятно, где-то мы можем недополучить доходы в будущем. Но доходы можно получить только с работающего бизнеса», - объяснял глава республики, резюмируя, что недоволен совещанием.
Судя почти по четырем тысячам комментариев к онлайн трансляции, зрители- тоже не довольны. Бизнес по-прежнему не понимает, что происходит, на что жить и как существовать дальше.
Впрочем, в мае будут приняты новые решения по поддержке предпринимательства в Карелии. И прогнозировать, какими они будут, не берется никто. Потому что вирус – это непредсказуемая зараза.
***
Полезную информацию по всем мерам поддержки для бизнеса на региональном уровне можно найти на сайте карельского Минэка, где пандемия удостоена отдельного раздела.
Все, что касается налогов и коронавируса, можно почерпнуть из информации на сайте ФНС РФ - там создан сервис, позволяющий по ИНН или ОГРН узнать о тех мерах поддержки, которые действуют в каждом конкретном случае.
На сайте торгово-промышленной палаты РФ также собрана полезная информация.