Сразу скажем, что критической кадровой ситуации в БСМП нет. Но проблемы есть, и тянутся они, как и в других регионах, уже несколько десятков лет. На летний период штат больницы укомплектован на 70-80%.
«Ситуация с персоналом колеблется приблизительно на одном уровне, — поясняет главврач БСМП. — Сейчас имеем некоторое ухудшение по количеству хирургов, также с медсестрами традиционно тяжелая ситуация, а вот с младшим медперсоналом всё относительно благополучно».
По словам Алексея Хейфеца, в больницу приходят работать выпускники медицинских высших и средних учреждений. Возвращается и молодёжь после столичных ВУЗов, чаще всего из Санкт-Петербурга. К тому же, более 35 человек заключили с БСМП целевой договор: им выплачивается дополнительная стипендия, а потом медики должны будут отработать в учреждении несколько лет — вот и новые кадры.
А кто-то приходит после учебы набраться опыта в бюджетной больнице, чтобы потом с комфортом работать в платных учреждениях. Алексей Ильич признается, что такие ситуации возникают всегда, и он совершенно спокойно к ним относится:
«Где же набираться опыта, если не у нас? Здесь не самое простое место, да и контингент очень широкий, так скажем. Кто-то устает от напряженности и уходит, кому-то наоборот нравится этот драйв, поэтому они остаются навсегда. Это нормально».
Также главврач поясняет, что профессиональный уровень доктора должен оставаться одинаковым как в бюджетном, так и в платном учреждении. Выстраивание диалога тоже входит в понятие профессионализма и в идеале не должно меняться в зависимости от «денежности» пациента:
«Не может же врач здесь говорить вежливо, а в другом месте с использованием ненормативной лексики? Но сервис и качество обслуживания будут выше в платном учреждении, это безусловно. Там и контролируют сотрудников сильнее».
Доктор подчеркнул, что не видит, чтобы врачи после ВУЗов приходили на работу с недостатком знаний. Хотя в народе часто ругают современное медицинское образование:
«Если мы говорим про профессиональную подготовку, то она находится на достаточно высоком уровне. Не думаю, что этот уровень упал. Больше проблем я вижу в изменении мотивации врача и утрате умения общаться».Алексей Хейфец.
По мнению руководителя, отношение к профессии доктора сильно изменилось как в обществе, так и у самих студентов.
«20-30 лет назад молодому человеку все говорили о том, что врач — это благородная профессия, ты будешь уважаемым членом общества, которому люди благодарны за его работу. Акцент был поставлен именно на морально-этическую сторону», — вспоминает Алексей Ильич.
Сейчас врач видит, что этот самый акцент смещен в сторону денег. И это касается не только медиков, а общества в целом, которое ставит врачей в эти рамки. Мы можем не обращать внимания, но опытные доктора уже видят разницу: как новоиспеченные врачи выстраивали диалог раньше и сейчас, когда во главе любой работы стоят деньги. А ведь мы регулярно напоминаем медикам про клятву Гиппократа и проявление сострадания.
«Какое сострадание, когда мерилом стали деньги? Раньше ребята приходили с желанием профессионально развиваться. Сейчас у них первый вопрос: „Сколько я буду получать?“. Профессиональный рост их интересует почти в последнюю очередь. Но, конечно, не всех»рассказывает доктор.
Другая серьёзная проблема, по мнению Алексея Хейфеца — это то, что будущих врачей не учат грамотно общаться с пациентом. Да и сами граждане не очень-то хотят, чтобы их трогал и осматривал какой-то молодой практикант. Возникает дилемма. Но логично, что когда-то такими же неопытными были все доктора, и главврач БСМП в том числе.
«Я приходил к людям, и меня сразу учили выстраивать диалог, чтобы пациенты понимали, что я не просто так пришел, а выполнять свой профессиональный долг», — отмечает мужчина.
Сейчас студенты сначала выполняют свой профессиональный долг на «куклах» и в ситуационных центрах. Для обучения создаются очень реалистичные и современные манекены. Они полезны, ведь помогают «набить руку» и научиться чему-то с правом на ошибку. Но в то же время студенты-медики стали меньше взаимодействовать с реальными людьми.
«Молодой врач не идет к пациенту, а занимается на очень дорогой, красивой и умной резиновой кукле. Их нужно использовать в обучении, но мы должны понимать, что у человека, который учился лечить на тренажере, будет затруднена коммуникация с пациентом», — рассуждает главврач.
Он подчеркивает, что навык общения входит в профессиональную компетенцию медика. И если навык не развили в институте, то придется учиться в больнице: потратить время и совершать ошибки. Но без этого инструмента работать нельзя.
О других подробностях жизни Больницы скорой медицинской помощи читайте в нашем подробном интервью с главврачом.