«Строители» «общества потребления»
Пришедшие к власти — после развала СССР — в России люди начали строить в новой демократической стране так называемое «общество потребления» по западным лекалам.
Для начала давайте разберемся, что же это за зверь такой. «Википедия» рисует его так: «Общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок».
Вот эти «материальные блага» — пищевые и непищевые — полетели к нам в магазины и на рынки, сверкая яркими упаковками и засунутые в красивые полиэтиленовые пакеты, банки и бутылки. А тут еще и «тучные нулевые» подоспели, у людей появились деньги, чтобы все это приобретать. Сейчас у россиян денег значительно меньше, но все равно, покупают — а куда деваться-то? — потребляют, выкидывают отходы и упаковки в мусорные баки. Их опорожняют и содержимое везут на свалки, которые с советских времен остались неизменными.
В СССР не строили «общества потребления». Потребляли советские граждане мало и только то, что могли «достать по блату», «через таваровэд, через дирэктар магазин…»
Соответственно, мусора было намного меньше. И свалки, конечно, были меньше. И никто не задумывался над тем, чтобы мусор перерабатывать, внедрять новые технологии его утилизации. Зачем? И так сойдет!
Кстати, на этих советских свалках тоже не все было в порядке. Найдите в интернете фильм из некогда очень популярного телесериала «Следствие ведут знатоки», называется он «Ответный удар». Главный злодей там как раз директор свалки.
Так вот, люди, пришедшие к власти в России после распада Союза и поставившие перед собой цель создать у нас это самое «общество потребления», вероятно, даже не задумывались о том, что мусора это «общество» будет производить очень много. Гораздо больше, чем производят реальной продукции сейчас наши заводы и фабрики.
Сделаю небольшое отступление. В 2003-м году сподобился я побывать в Японии. И вот одно из первых чудес Страны Восходящего Солнца, о котором нам показали и рассказали по пути из аэропорта Нарита в Токио был остров из мусора. На нем расположились жилой массив, парки и прочие развлечения. Нам снисходительно объяснили, что остров не из вонючих отходов создан, а мусор обеззараживают, перерабатывают, делают из него прочные брикеты и вот из них уже строят сушу. Что у них там есть остров из мусора, на котором построен целый завод, есть остров, на котором возведен аэропорт… Что первые отходы они начали перерабатывать еще — не поверите! — в одиннадцатом веке, это были бумажные отходы. А с 90-х там действует специальный закон об утилизации твердых бытовых отходов. И это в Японии дает неплохие деньги тому, кто «мусорным» бизнесом занимается. Вот лично для меня это был шок, правда. Уже потом я узнал, что страны, где это пресловутое «общество потребления» построено давно, озаботились переработкой и утилизацией мусора.
Сегодня это факт общеизвестный, конечно. А тогда…
Почему я это вспомнил? Потому что наши строители «общества потребления» в свое время не стали, не захотели — или лень было, или еще по каким-то причинам — перенимать уже имеющийся опыт. Что и породило сегодняшнюю ситуацию.
Рвануло…
О том, что свалки стали проблемой общероссийской и очень острой экологи говорили уже довольно давно. Власть не прислушалась.
Пока не рвануло. Вот, рвануло…
Рвануло в Подмосковье в прошлом году, куда свозят отходы со всей многомиллионной столицы нашей Родины. Митинги, протесты.
Власти спешно стали думать — раньше-то как-то ведь недосуг же было! — что делать. Придумали технопарк «Шиес» в Ленском районе Архангельской области для переработки и утилизации московских отходов. Людям сначала ничего толком не объяснили и получила власть все те же митинги, протесты, возмущение в соцсетях.
Плюс к этому экологическая проблема приобрела политический оттенок. На этой теме стали вовсю «пиариться» оппозиционеры, об этом заговорили западные СМИ. И вот пресс-служба Кремля 23 июля сообщает о поручении Владимира Путина: «Правительству Архангельской области и правительству Москвы обеспечить учет мнения населения Архангельской области при решении вопроса о строительстве в районе станции Шиес объектов размещения твердых коммунальных отходов… Доклад по этой теме должен быть представлен президенту до 1 сентября 2019 года».
Более того, о проблеме свалок заговорили в регионах. В том числе и в Карелии.
Ну про Карелию ниже, а сейчас о том, как федеральная власть отреагировала на явное недовольство людей.
14 января этого года Указом Президента России была создана публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Общие инвестиции, как сообщает правительство страны в нее составят около трехсот миллиардов рублей, две трети из которых чиновники надеются получить от частных инвесторов.
Все реально прекрасно, но гложет меня один вопрос: а почему нельзя было на государственном уровне озаботиться «мусорной» проблемой лет эдак десять, или пятнадцать, назад? Может быть, тогда и политических инсинуаций на эту тему не было бы? Денег не было? Это в «тучные нулевые»? Да ладно! Что мешало-то?
А что в Карелии?
В Карелии тоже неспокойно. Решение республиканского правительства построить два мусорных полигона в Сегежском районе, в Майгубе и недалеко от Петрозаводска, в Орзеге, вызвала, мягко говоря, неоднозначную реакцию жителей республики.
Люди требовали разъяснений.
Глава Карелии Артур Парфенчиков 8 июля провел даже «Прямую линию» в соцсети «ВКонтакте», чтобы ответить на все вопросы, что накопились у жителей.
Народ Карелии задал БОЛЕЕ ТРЕХСОТ ВОПРОСОВ. Более трехсот, Карл! Это значит, что «мусорная проблема» в Карелии — очень «живая» тема! Полтора часа шла эта линия в интернете. На большинство вопросов губернатор постарался ответить.
Главное. Об этих двух мусорных полигонах в Сегежском и Прионежском районах.
ТАСС пишет, что сказал Парфенчиков: «Власти Карелии готовы отказаться от планов по строительству полигона и мусоросортировочного комплекса на месте старой свалки в поселке Майгуба Сегежского района в Карелии, переориентировав проект на площадку на пересечении двух федеральных трасс — «Кочкома — Костомукша» и «Кола».
Что касается Орзеги, то там, по словам губернатора, альтернатив нет — мусорный полигон там будет.
Что еще важного сказал губернатор во время своей «Прямой линии» по мусору?
Первое и самое главное — экологическая безопасность региона. Это важно. А почему раньше мы этого не слышали?
Почему, когда появился Шиес это для нас стало тоже главным?
Второе. Карелия готова «отслеживать» опыт других стран в области обращения с мусором.
И тут же полетел косяк карельских чиновников в соседнюю Финляндию, чтобы изучить опыт финской компании «Hardferm», которая там вообще с мусором чудеса делает, превращая его в очень полезные вещи: биогаз, биопочву.
Чего раньше-то — пару лет назад, например — не съездили?
Призвал Парфенчиков жителей Карелии к раздельному сбору мусора. Логично и правильно.
Он призвал не бояться, что тарифы на мусор вырастут. Типа, наш выбранный карельским правительством региональный оператор обещал: не будет, ребята, такого. Вот о региональном операторе по мусору по подробнее.
Обращением с мусором в Карелии будет заниматься ООО «Автоспецтранс».
Почему именно эта фирма?
Как объясняют карельские СМИ все остальные претенденты хотели повысить тарифы и… ну… в общем, куда-то пропали: «Региональное правительство с требованиями компаний не соглашалось и продолжало прилагать усилия к сохранению тарифа на уровне 2016 года. В итоге ни одна из участвовавших в переговорах организаций на конкурс не заявилась. Чтобы выполнить требования федерального законодательства, региональные власти привлекли к участию в конкурсе ООО „Автоспецтранс“, учредитель которого — Корпорация развития Карелии».
Бывает…
Корпорация развития Карелии, на всякий случай, это как раз само региональное правительство. Опосредованно, конечно. И пока тарифы не возросли… Пока.
Как видим, карельское правительство подошло к делу выбора регионального оператора очень вдумчиво. Правда, федералы — а они вообще относятся к выбору региональных «мусорных» операторов достаточно серьезно — сначала возмутились карельским выбором. Возмутились в лице, ни много, ни мало ближайшего соратника Владимира Путина, спецпредставителя Президента по вопросам экологии, члена Совета Безопасности Сергея Иванова. В эфире телеканала «Россия 24» он заявил: «Самый вопиющий случай у нас зафиксирован в Карелии, где при организации торгов для определения регионального оператора выиграла компания, состоящая из одного человека; имущества у них стол и табуретка, а конкурс они выиграли на 29 миллиардов рублей по вывозу всего мусора. Хорошее сочетание: один человек, табуретка, стул — и 29 миллиардов».
Уп-п-пс!
И вот уже буквально через несколько дней после этого публичного заявления Артур Парфенчиков встречается с Сергеем Борисовичем и объясняет ему, что, на самом деле, не все так плохо. Что оборот «Автоспецтранса» на двадцать девять, а всего девять миллиардов. Что конкурс был открытым и честным и за этим следила антимонопольная служба. Что сохранилась управляемость в сфере обращения с отходами, что несанкционированные свалки убираются. Короче, ничего такого вопиющего в Карелии с мусором не происходит. Как говориться, не верьте слухам. Есть реальные планы, есть реальная схема.
Как доложила пресс-служба Правительства: «Сергей Иванов одобрил планы карельских властей по утверждению новой территориальной схемы… Спецпредставитель президента предложил сделать Карелию пилотным регионом, в котором будет опробована новая модель эффективного обращения с мусором, подходящая для субъектов федерации с невысокой плотностью населения».
Ну что же… Как говаривал Никита Сергеевич Хрущев, наш незабвенный любитель кукурузы: «Наши цели ясны! Задачи определены! За работу, товарищи!»
Хотелось бы дожить до того времени, когда можно будет увидеть не под микроскопом результаты этой работы…
Вместо послесловия
В России теперь есть национальный проект «Экология». Благодаря этому проекту к 2024 году доля обрабатываемого мусора к 2024 году должна увеличиться с 12% до 60%, а перерабатываемого — с 7% до 36%. До конца этого года страна должна перейти на раздельный сбор отходов.
Не так долго осталось, чтобы проверить останется это лишь «хотелками» или воплотится в реальность.
Очень хочется, чтобы эта сказка стала былью. Иначе нас в недалеком будущем ждет другая быль. Пострашнее.