Все-таки забавно наблюдать со стороны за взаимоотношениями в «яблочном» окружении. Вот мэр Петрозаводска Галина Ширшина, например. Как она в свое время обиделась на публикацию о «черной кассе» Василия Попова, где упоминалась ее фамилия. Градоначальница даже со СМИ, разместившими информацию, пыталась судиться, но все суды проиграла. И вот, не успел затихнуть этот скандал, как разгорелся новый. На сей раз повод дал сам спонсор петрозаводских «яблочников», разоткровенничавшись по телефону с неким украинским политтехнологом. Попов совершенно открытым текстом сообщил, что выборы мэра Петрозаводска обошлись ему в миллион долларов.
И что же Галина Ширшина? Возмутилась? Поспешила в суд с иском о защите чести и достоинства? Как пишут в таких случаях комментаторы в интернете, «три раза ха-ха». Мэр, конечно, промолчала, будто и не о ней речь шла в том откровенном до цинизма разговоре. Хотя вряд ли Галине Игоревне сильно приятно, что теперь к ней, похоже, приклеилось выражение «мэр за миллион долларов». Но не может же она, постоянно публично признающаяся в глубоком уважении к «яблочному» спонсору, заявить, что господин Попов, мол, соврамши. Но и что правду сказал – это признать для Ширшиной тоже невозможно, ибо тут уже и правовые последствия могут наступить. Остается воды в рот набрать и затихариться.
Возможно, Галина Игоревна надеется, что скандал само собой как-нибудь замнется. Потому что Попова, конечно, регулярно подводит его несдержанность в речах и, прямо скажем, склонность к бахвальству, но, по сути, Америки-то он в том своем разговоре с украинским «другом» не открыл. Мало кто не знает, как в течение многих лет работали «электоральные сети» Попова. Сам он в свое время с позором был лишен депутатского мандата в Заксобрании, когда в суде было доказано, что предвыборная кампания «яблочного» спонсора строилась на подкупе избирателей.
С тех пор никаких новых технологий придумано, разумеется, не было. Нынешние «яблочные» уличные акции – тому подтверждение. Вспомнить хотя бы девушек в куртках с логотипом «Ленторга»...
А еще - спам-рассылки с предложением принять участие в митинге против Худилайнена за деньги, о которых сообщают в соцсетях….
«Сетевой маркетинг», когда «менеджер» чем больше человек приведет на акцию, тем больше вознаграждение получит… Методики организации «уличных» акций и предвыборные технологии – они во многом очень схожи. Ранее мы уже анализировали бухгалтерию местечкового протеста на примере пикетов, на которых собирают подписи за отставку главы Карелии. Напомним, один пикет на три человека – ну, примерно, как говорят знающие люди, стоит три тысячи рублей. Задумано 72 пикета, значит, умножаем на эту цифру, получаем 216 тысяч рублей. Приплюсуем плакаты, прочую атрибутику - тысяч на триста рублей потянет.
Митинг выйдет подороже. Условно, если есть цель собрать полторы тысячи человек, то даже при весьма скромных расценках по 350 рублей за «душу населения» около полумиллиона, как минимум, заложить на расходы все-таки надо. А еще ведь есть «менеджеры», которые, как сообщалось, получают деньги за то, что привлекают людей. Говорят, что нынешние расценки в этом случае – 2 тысячи рублей за 10 привлеченных участников. Так что, возможно, полумиллионом рублей тут уже и не обойдешься.
Хотя, конечно, если подойти к делу экономно… И использовать сотрудников «Ленторга», «Ленобщепита» и других связанных с Поповым структур…. Понятно, конечно, какие чувства все это вызывает, например, у кассира в «Ленторге», которую бесплатно «приглашают» на уличную акцию. Сколько там у кассира зарплата? Если верить разделу вакансий на сайте «Ленторга», что-то от 13 тысяч рублей. Для нее полмиллиона рублей, которые швыряются на подобные кампании, запредельные, конечно, деньги. Как и для большинства горожан – пенсионеров, учителей, врачей.
Что уж говорить о миллионе долларов (не рублей!), которые Попов по его признанию потратил на выборы мэра Петрозаводска? И о неприкрытым, повторимся, цинизме, с которым «яблочный» спонсор похвалялся этими тратами, набивая себе цену у архитекторов украинского майдана? Здесь реакция, похоже, может быть только одна – брезгливое отвращение. Ничего больше.