Posted 30 ноября 2020,, 07:38

Published 30 ноября 2020,, 07:38

Modified 30 октября 2022,, 20:42

Updated 30 октября 2022,, 20:42

Уберечься и сберечь: как клиентам банков обезопасить себя от мошенников

30 ноября 2020, 07:38
Эксперты по безопасности сформулировали универсальные правила для защиты от злоумышленников, которые сегодня различными способами пытаются лишить денег владельцев банковских счетов. Для клиентов появились и специальные онлайн-сервисы, которые позволят за считанные секунды проверить подозрительное письмо, звонок или СМС

Не заставить

«Здравствуйте, меня зовут Артем, я из службы безопасности банка. На вашем счете зафиксирована подозрительная операция. Продиктуйте, пожалуйста, номер Вашей карты, чтобы мы могли сохранить ваши денежные средства».

С подобными назойливыми звонками сегодня знакомы многие клиенты банков. К примеру, жительница Петрозаводска, служащая Анастасия К., рассказала нам, что за сутки получила сразу несколько звонков от одного и того же незнакомца, который «для проверки сомнительной операции» сначала настойчиво просил сообщить данные банковской карты (номер и даже CVC-код). Однако, получив отказ, он поменял тактику и предложил ограничиться отправкой СМС с той же информацией на указанный номер. Женщина не поверила звонившему, хотя номер телефона был очень похож на хорошо знакомый, банковский. Сомнения петрозаводчанки развеяли сотрудники кредитной организации, к которым она обратилась после странной беседы: никаких подозрительных операций по карте не совершалось, попыток связаться с женщиной по случаю мошенничества банк не предпринимал.

Существует несколько сценариев, которые используют злоумышленники, когда пытаются обмануть граждан по телефону. Вариации могут быть разные, но если вы слышите в трубке: «продиктуйте код из СМС», «необходимо перевести деньги на резервный счет…», «…там они будут защищены от мошенников», «на Ваше имя оформлен кредит», «загрузите на свой телефон специальное приложение» и тому подобное - насторожитесь.

Безопасная служба

Наиболее часто встречается упомянутая схема, когда клиенту банка звонит якобы «сотрудник службы безопасности». В основе легенды лежат «подозрительная операция» или «сбой в системе», за которыми следует просьба сообщить секретные данные (CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн). Убеждать вас будут различными способами: например, предложат проверить номер телефона звонящего в интернете, «включат» некую программу для защиты конфиденциальных данных (в трубке даже можно услышать характерные потрескивание или шелест).

Чтобы не попасться на уловки злоумышленников, добавьте официальный номер телефона банка (в СберБанке это 900 и 8 800 555555 0) в адресную книгу телефона, и тогда любой другой будет отображаться как неизвестный. Если же разговор состоялся – не предпринимайте никаких действий и не следуйте инструкциям незнакомца. Операции для защиты карты – полномочия банковского работника.

Еще более правильное решение – сразу закончить разговор при первых же просьбах незнакомца. Помните: сотрудник никогда не будет интересоваться секретной информацией по карте. Если же звонящему удалось ее получить, незамедлительно позвоните в банк и сообщите специалисту о случившемся.

Ошибки перевода

Мошенники также могут воспользоваться вашими контактными данными, найдя их в социальных сетях или на сайтах бесплатных объявлений, чтобы прислать СМС от «банка» о зачислении средств на ваш счет. Позже приходит еще одно СМС с другого номера, в котором содержится просьба эти деньги вернуть. Завладев деньгами, злоумышленники пропадают, и получить средства обратно уже не получится. Поэтому, чтобы обезопасить себя, прежде всего проверьте номер телефона, с которого отправлено первое сообщение. Он должен совпадать с официальным банковским.

Еще один совет: получив уведомление об операции, сразу же проверьте баланс своей карты. Если он остался прежним, то сотрите это СМС и на всякий случай сообщите сотрудникам банка номер телефона мошенника.

Простой ответ

Еще одним, внешне безобидным, способом мошенничества сегодня стали опросы. Клиент банка получает письмо или СМС о некой лотерее, которую якобы проводит кредитная организация, при этом в сообщении содержится гиперссылка. Переходить по ней ни в коем случае не стоит, поскольку она приведет на фишинговый сайт, где под видом опроса у вас выманят персональные данные и секретные данные банковской карты.

Также за прохождение опроса мошенники часто предлагают крупное вознаграждение в несколько десятков или даже сотен тысяч рублей. Но чтобы на него рассчитывать, участник должен «подтвердить» карту, куда «придет выплата», и для этого требуется перечислить «закрепительный платеж» в какие-нибудь 150-200 рублей. После перевода с мошенниками связаться, разумеется, не удастся.

Чтобы защититься от подозрительных ссылок, настройте блокировку фальшивых страниц в браузере и, совершая покупки в интернете, всегда проверяйте адрес сайта. Наведите на него мышь: домен должен совпасть с официальным названием сайта. Кроме того, адрес должен начинаться с https, а не с http, а в адресной строке - отображаться значок в виде закрытого замка (только такое соединение считается безопасным). Надежным помощником будет и подключенный к карте СМС-банк, который нужен для подтверждения операций паролями.

Банки действительно могут проводить опросы (к примеру, о качестве обслуживания или чтобы актуализировать какую-то информацию). Но предложение поучаствовать, опять же, должно прийти с официального номера телефона кредитной организации.

***

При всем многообразии мошеннических схем сегодня у россиян есть возможность быстро и бесплатно проверить на официальном сайте Сбербанка подозрительные телефонные номера или веб-сайты на принадлежность злоумышленникам. Кроме того, любой пользователь, заполнив форму, может сообщить специалистам о подозрительных страницах или номерах, которые банк передаст в заинтересованные экспертные организации для проведения расследования и блокировки этих ресурсов. Сегодня воспользоваться этим сервисом может любой житель страны: каких-либо ограничений в его использовании нет. Добавим в закладки?

"