Posted 26 февраля 2018, 12:00
Published 26 февраля 2018, 12:00
Modified 30 октября 2022, 18:44
Updated 30 октября 2022, 18:44
ГУП РК «Мост» - некогда крупнейшее предприятие по обслуживанию региональных и муниципальных дорог в Карелии, - судя по всему, доживает последние дни. И власти, и нынешнее руководство гиганта официально заявляют о его ликвидации. Без работы остались сотни сотрудников, имущество в ближайшее время собираются пустить с молотка, чтобы погасить громадные долги. Пока армия кредиторов ждет денег, а работники – невыплаченной за несколько месяцев зарплаты, Минтранс республики с «Управлением автомобильных дорог» лихорадочно делят тысячи километров дорожной сети между оставшимися подрядчиками. В свою очередь, эксперты к весне пророчат Карелии «глобальный» транспортный коллапс, а обанкротившийся ГУП настойчиво стучится в двери правоохранительных органов, требуя найти и наказать виновных. Почему минувший год стал для «Моста» последним? Как власти собираются спасать положение? Или, может, ГУП все еще можно сохранить?
«Безумие ситуации»
Восстановим хронологию недавних событий. Предприятие вышло «на финишную прямую» в деле о банкротстве в ноябре 2016 года, когда Арбитражный суд РК признал ГУП банкротом. В отношении «Моста» было введено конкурсное производство, что, впрочем, не помешало продолжать работу, пусть и по договорам субподряда.
Напомним, на тот момент, генеральным подрядчиком по госконтракту с заказчиком - КУ «Управление автомобильных дорог» - была петербургская фирма «РемСтройКомплект». Компания выиграла тендер на 5 лет еще в 2015 году и через субподрядную организацию ООО «Служба заказчика» привлекала к обслуживанию дорожной сети местные предприятия. О качестве работы питерцев местные СМИ в свое время писали много, мы же сконцентрируемся на недавних событиях.
Проблемы с содержанием региональных дорог обострились летом минувшего года, когда «РСК» перестал должным образом выполнять условия госконтракта. По словам первого заместителя министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи РК Дмитрия Кондрашина, компания «допустила значительное неосвоение выделенных средств» (более 100 млн рублей).
Здесь уместно вспомнить декабрьский брифинг в правительстве республики, где также говорилось о том, что «РСК» не только не занимается дорогами, но и нестабильно платит субподрядчикам (преимущественно ДРСУ), хотя регион исправно перечисляет деньги за выполненные работы.
Тогда, к слову, руководство «Ремстройкомплекта» через СМИ объявило о том, что не работает, потому что, наоборот, не получает необходимого финансирования. Но это тоже отдельная история.
Генподрядчику регулярно грозили предписаниями, применяли штрафные санкции, но принимавшиеся меры эффекта не дали. В итоге от услуг «Ремстройкомплекта» отказались: в начале декабря прошлого года КУ «Управление автомобильных дорог», как заказчик работ, в одностороннем порядке инициировало процедуру расторжения госконтракта. Момент был не самым удобным, потому как Карелия только-только входила в зиму, и оставлять дороги на произвол судьбы было нельзя. Властям пришлось принимать срочные меры.
– «Ремстройкомплект» прекратил работу, однако, как минимум, проезд по дорогам на тот момент мы были обязаны обеспечивать, - вспоминает Кондрашин. – Поэтому «Управление автомобильных дорог» стало заключать срочные разовые госконтракты на суммы до 100 000 рублей с различными подрядчиками.
Очевидно, о комплексном содержании дорог в той ситуации не могло быть и речи. К работе привлекли ДРСУ в районах, не забыли и многострадальное ГУП РК «Мост». Правда, законодательство о госзакупках по-прежнему не позволяло заключать с предприятием-банкротом прямой контракт, поэтому ГУП на условиях субподряда работало на своей обширной территории через ООО «Промэнергострой» (компаний с одноименным названием в Карелии несколько. - Прим. ред.).
– Эта организация была нужна «Мосту» только для того, чтобы работать и получать финансирование, - уточняет первый замминистра. – Предприятие хотело работать в декабре, и мы тоже этого хотели.
У руководства «Моста» к периоду работы с «Промэнергостроем» совсем иное отношение. По мнению исполнительного директора Сергея Шевченко, в госконтракте действительно предусматривалось только несколько видов работ – очистка проезжей части автомобилями КДМ и автогрейдером и противогололедная обработка.
– Но эти работы не соответствовали нормативам зимнего содержания, что привело к снижению срока эксплуатации автомобильных дорог, - уточняет руководитель.
При этом претензии ГУПа в данном случае адресованы не частникам, а чиновникам, которые, по словам Шевченко, разовыми контрактами нанесли дорогам республики серьезный ущерб. Более того, к зиме Карелия подошла с десятками миллионов неосвоенных денег, в чем мог крыться и умысел, считает руководитель.
– Когда я пришел на новую должность в конце прошлого года и оценил внутреннюю документацию, оказалось, что дороги к зимнему содержанию подготовлены не были, - вспоминает руководитель. - Еще с мая скопилось порядка 60 млн рублей неосвоенных денежных средств, что зафиксировано документально. Власти сами начали урезать лимиты бюджетных средств: вот безумие ситуации!
Экономия экономики
Так или иначе, к концу декабря процедура расторжения госконтракта с «РСК» (а это дело не одного дня) почти завершилась, и на смену разовым контрактам пришли «стодневные».
– Период с конца декабря 2017 года до 31 марта 2018 года мы определили для себя как переходный, - рассказывает Кондрашин. - С теми предприятиями, которые могут работать самостоятельно («Олонец-Автодор», Петрозаводское и Кондопожское ДРСУ, Кольское ДРСУ) были заключены прямые контракты. В других районах с предприятиями, где сложилась сложная финансово-экономическая ситуация, генеральным подрядчиком стала крупная организация ООО «Автодороги-Питкяранта». Она стала привлекать к работе сторонние компании на условиях субподряда.
Первые недели этого переходного периода стали для банкрота «Моста» последними: ГУП проработало до 15 января. Причина окончательного останова - экономическая нецелесообразность. По словам исполнительного директора Сергея Шевченко, подрядчик предложил оставить «на балансе» ГУПа всего 3 из 8 дорожных участков.
– Мы планировали и дальше продолжать работу с «Автодорогами-Питкяранта», - недоумевает он. – Но зарплату должны платить всем сотрудникам, со всех участков. Где здесь экономическая целесообразность? Поэтому с 16 января 2018 года ГУП обслуживанием дорог в Карелии не занимается.
В региональном Минтрансе с этими причинами соглашаются, но с большими оговорками.
– Для того чтобы «Мост» мог работать даже в трех районах, всем сотрудникам надо платить заработную плату, - рассуждает Кондрашин. - И платить в одни и те же сроки. Люди на оставшихся участках просто бы не работали. «Мосту» невозможно было организовать нормальную деятельность по содержанию дорог, хоть в одном районе, хоть в двух. На мой взгляд, руководство предприятия не смогло бы полноценно работать после 16 января из-за того, что работники не будут трудиться без заработной платы.
По словам первого замминистра, «тревожные звоночки» от «Моста» начали поступать еще в конце декабря прошлого года. Тогда предприятие фактически ушло из Пудожа и Сегежи и стало концентрировать дорожную технику на оставшихся 6 участках.
Как бы то ни было, после ухода ГУПа властям пришлось перераспределять оставшиеся без хозяина участки, а это более 3000 километров дорожной сети. Их на себя приняло уже известное нам ООО «Автодороги-Питкяранта», подтянув в отдельные районы (например, в Пудожский и Муезерский) других субподрядчиков.
«Зима проходит непросто»
Как видим, сегодня «Моста» на карельских дорогах нет. В Минтрансе республики не скрывают: этой зимой «было непросто». Текущие 100-дневныве контракты предполагают выполнение полного комплекса работ по зимнему содержанию дорог, но хватит ли оставшихся сил наверстать время, упущенное в начале этой зимы? Власти уверяют, что держат руку на пульсе.
– По информации КУ «Управление автомобильных дорог», который контролирует исполнение госконтрактов, данных о том, что подрядные организации не справляются, нет, - говорит Кондрашин. – В целом организации справляются, бывают замечания, но они не носят глобального характера. В случае несоблюдения требований к контракту выставляются предписания.
По словам руководителя, заказчик отслеживает ситуацию, корректирует работу подрядных организаций.
–- Хотелось бы, чтобы система работала в более штатном режиме, но эта зима проходит непросто, - резюмирует Кондрашин.
С текущей оценкой ситуации в ГУПе в корне не согласны. Совсем недавно, в начале февраля, «Мост» провел комиссионное обследование дорожных участков, которыми ранее ведал, и выявил многочисленные нарушения, о чем были составлены соответствующие акты.
– Мы обследовали каждый участок, который ранее был закреплен за предприятием (а это 3171 км), нарушения имеются на каждом, - вспоминает Сергей Шевченко. – Для понимания: речь идет не просто о дороге, а об обстановке пути, остановочных павильонах, барьерных ограждениях, дорожных знаках, валах, накатах и т.д.
После того как предприятию хотели «отрезать» большой кусок обслуживаемой сети, на предприятии начался процесс ликвидации, и оставшиеся же субподрядчики не смогут физически справиться с вверенными территориями, поясняет Шевченко. Сложившаяся ситуация чревата большими проблемами, добавляет начальник отдела содержания дорог ГУП РК «Мост» Олег Стрижов. По его мнению, за оставшееся до таяния снега время привести автодороги в порядок практически невозможно.
– Помните историю с образованием наката в новогодние каникулы? (на некоторых участках его толщина достигла 40 см. – прим. ред.) – говорит Стрижов. – То же ждет республику в гораздо большем масштабе. Сейчас накат намного больше, и все это рухнет практически в одночасье, встанет весь транспорт.
Продолжение следует…