Кому помешало ГУП РК «Мост»? Часть 2
Аналитика

Кому помешало ГУП РК «Мост»? Часть 2

27 февраля 2018, 10:09Дмитрий АнаньинPhoto: Дмитрий Ананьин
Гигант уничтожен: дорожники взывают к правоохранителям, власти пытаются не допустить весеннего «армагеддона»

ГУП РК «Мост» - некогда крупнейшее предприятие по обслуживанию региональных и муниципальных дорог в Карелии, - судя по всему, доживает последние дни. И власти, и нынешнее руководство гиганта официально заявляют о его ликвидации. Без работы остались сотни сотрудников, имущество в ближайшее время собираются пустить с молотка, чтобы погасить громадные долги. Пока армия кредиторов ждет денег, а работники – невыплаченной за несколько месяцев зарплаты, Минтранс республики с «Управлением автомобильных дорог» лихорадочно делят тысячи километров дорожной сети между оставшимися подрядчиками. В свою очередь, эксперты к весне пророчат Карелии «глобальный» транспортный коллапс, а обанкротившийся ГУП настойчиво стучится в двери правоохранительных органов, требуя найти и наказать виновных. Почему минувший год стал для «Моста» последним? Как власти собираются спасать положение? Или, может, ГУП все еще можно сохранить? (Первую часть материала можно прочитать по ссылке)

Выкуп отменяется

Тем временем, «Мост», несмотря на вроде бы окончательный останов, по-прежнему призывает стороны сесть за стол переговоров.

– Надо разговаривать, искать консенсус, - рассуждает Шевченко. – Пока же я веду монолог и все, что мог, сделал. Хотелось бы, чтобы кто-то собрал всех за круглым столом, чтобы был сохранен коллектив. Хотелось бы получить какой-то отклик со стороны властей, но его нет. Если включатся в действие. Зачем все разваливать «тихой сапой»?

Руководитель недоумевает: формально нынешние субподрядчики используют активы того же «Моста», а на дорожных участках работают экс-сотрудники ГУПа. Зачем было что-то менять?

Однако в Минтрансе к будущему банкрота и к переговорам относятся скептически.

– С момента введения на предприятии стадии конкурсного производства мы не можем влиять на деятельность ГУПа, это компетенция конкурсного управляющего, - поясняет первый замминистра.

Серьезным препятствием в успешности переговоров чиновники называют банкротство «Моста». И в этих условиях, по мнению властей, ГУПу следует искать точки соприкосновения с теми, кто выиграет ближайшие аукционы на содержание дорог в республике.

– В любом случае, по федеральному закону предприятие не сможет участвовать в конкурсных процедурах и заключать государственные контракты на выполнение работ, - добавляет Кондрашин. – Если же «Мост» захочет продолжать работу на условиях субподряда, как и ранее, то в этой ситуации мы не имеем права вмешиваться и указывать ему, с кем работать. Организации, которые в марте выиграют аукцион, самостоятельно будут организовывать свою производственную деятельность по исполнению госконтракта.

Судя по всему, «Мосту» помочь уже практически невозможно. По крайней мере, власти утверждают, что сделали все от себя зависящее. В 2017 году рассматривались разные варианты, в том числе, с помощью инвесторов. Сразу вспоминается заявление бывшего главы дорожного ведомства Евгения Пыленка, который еще в августе на заседании правительства отмечал, что потенциальные инвесторы, готовые выкупить реестр долгов, найдены.

— Есть инвесторы, они приезжали в республику, смотрели базы и готовы рассматривать возможность по выкупу реестра, — пояснял Пыленок. — Проблема состоит в том, что они хотят иметь контрольный пакет акций у себя: наверное, правительству и республике это не очень здорово.

К сожалению, сделать «здорово» не получилось, инвесторы испарились.

– С нашей стороны работа, направленная на то, чтобы не допустить ликвидации «Моста», была проведена «от и до», - говорит первый замминистра Дмитрий Кондрашин. - Но она не завершилась положительно. Мы проводили много переговоров, но те люди, которые шли на контакт с правительством, положительное решение не приняли. Требуются очень большие средства, чтобы сохранить это предприятие.

Исполнительный директор «Моста» Сергей Шевченко, наоборот, уверен, что возможно реализовать схему замещения активов, что позволит сохранить предприятие.

– Конкурсный управляющий предлагает схему замещения активов, - говорит он. - Тогда кредиторская задолженность будет равна 100 процентам акций, которые будут реализованы через торги. Инвесторов тут пруд пруди.

Отметим, в природе существует даже официальное намерение выкупить долги «Моста». Как следует из банка решений Арбитражного суда РК, в марте 2017 года погасить требования кредиторов в размере 152 с лишним миллионов рублей было готово некое ООО «СпецМашНедр» из Петрозаводска. Суд заявление принял, но деньги на специально открытый банковский счет к маю так и не поступили.

«Перебиваются кто как»

Пока стороны продолжают разбирательства, «Мост» вовсю разбирается с долгами и решает судьбу сотрудников. По информации директора, на сегодняшний день общий размер кредиторской задолженности ГУПа составляет 770 млн рублей. Основными кредиторами среди частников числятся «Объединенный кредитный банк», «РемСтройКомплект» и «Северо-Западная нерудная компания (35, 31 и более 7 млн рублей требований соответственно). При этом пальму первенства в закрытом реестре требований кредиторов держат налоговики (163 млн рублей).

Из 500 с лишним человек в штате «Моста» остались 300, к 28 февраля по ликвидационному плану будет 120, уточняет директор. Долг перед работниками по зарплате (частично за ноябрь, декабрь и январь) составляет 23 млн рублей. Чтобы рассчитаться с сотрудниками, предприятие сдает в аренду несколько баз, а также работает с «дебиторкой».

– Мы взыскиваем дебиторскую задолженность с тех, с кого возможно, - говорит Шевченко. - У одной из районных администраций, например, отсудили 7 млн рублей.

В целом контрагенты должны «Мосту» 85-86 млн рублей, из которых 68 млн вернуть не удастся: сумма принадлежит компании «СтройГазИнвест», которая, до прихода на рынок «РемСтройКомплекта» содержала региональные дороги, а сейчас, по информации директора, находится в стадии ликвидации.

В свою очередь, некоторые руководители структурных подразделений «Моста» в районах почти уверены, что работники денег не дождутся. Остается открытым и вопрос их трудоустройства.

– По зарплатам ничего не сдвинулось, - рассказывает директор Муезерского ДРСУ Алексей Виноградов. - За ноябрь чуть рассчитались, а сейчас возникает задолженность январь-февраль. Общий ее размер в филиале превысил 2 млн рублей. Из 50 штатных работников под сокращение попали 29 человек. К новым субподрядчикам временно и по договорам гражданско-правового характера трудоустроены 17 человек. Остальные перебиваются кто как, где-то подрабатывают.

По информации Виноградова, работники включаются в список кредиторов так называемой «первой очереди» только в том случае, если имеют на руках судебный акт о причинении морального вреда, поэтому проблемы решаются «в индивидуальном порядке».

– Я уверен, что работники ничего не получат, если мы не будем двигаться, - добавляет Виноградов. - Людям должен ГУП РК «Мост», у которого нет собственного имущества, оно принадлежит министерству. Что мы тогда возьмем?

В то же время власти подчеркивают, что принимают все меры, чтобы не оставить сотрудников предприятия без работы и по возможности предлагают места в других, частных ДРСУ. В ГУПе же парируют: не всякий работник (тем более с семьей) может хотя бы временно сменить место проживания и перебраться, например, из Лоухи в Сортавала.

Срок «стодневных» контрактов истекает в марте 2018 года, и карельским дорогам будут искать нового генподрядчика на длительный срок. Предугадать, кто им станет, невозможно, поскольку на аукцион волен заявляться кто угодно. Потому даже новую работу у тех, кому ее уже успели найти, можно считать временной.

– Мы ждем итогов торгов, какие-то прогнозы можно строить только после этого, - отмечает Виноградов. – С нашей стороны были заявления и обращения в прокуратуру и Законодательное собрание РК о невыплате зарплаты, но никаких нарушений найдено не было. Поэтому планируем дальнейшие действия и будем выходить на федеральный уровень, раз нами никто не хочет заниматься.

Без шума и пыли

Кто или что привело «Мост» к банкротству? И если привело, то был ли умысел? Или, может, причина кроется в самой структуре взаимоотношений между заказчиком и исполнителями?

Судите сами: Минтранс передает функции по содержанию дорог «Управтодору», тот по конкурсу (так положено по закону о госзакупках) определяет генподрядчика «РСК». Питерцы, зачем-то организуя «прокладку» в лице «Службы заказчика», ищут субподрядчиков на местах, которые, в свою очередь, тоже не брезгуют помощью «субсубподрядчиков». Не слишком ли все сложно?

Общая точка соприкосновения у всех участников спора пока одна – деньги. Вряд ли стоит удивляться тому, что такая многоступенчатая пирамида создает проблемы с освоением бюджетных рублей (а в год на содержание региональных дорог, по информации первого замминистра строительства Дмитрий Кондрашина, требуется приблизительно 1,2 млрд рублей). А нет денег – нет чистых дорог.

Тогда в чьих карманах осели средства (если осели)? На этот вопрос, видимо, смогут ответить только правоохранительные органы, которые до недавних пор занимались преимущественно зарплатными долгами «Моста».

Так, в сентябре прошлого года СУ СК РФ по РК сообщили об уголовно-процессуальной проверке по фактам невыплат работникам. Как нам пояснили в пресс-службе ведомства, тогда поводов для возбуждения уголовного дела найдено не было, однако сейчас ведется еще одна профильная проверка.

За ситуацией также следит карельская прокуратура. По информации надзорного органа, в январе-феврале 2018 года по заявлениям прокуроров в интересах работников суды рассмотрели более 100 заявлений и исков на общую сумму свыше 3,3 млн рублей. После январской проверки соблюдения трудового законодательства «Мост» получил предписание с требованием выплатить зарплату работникам до конца марта. Ранее прокуратура проверяла и действия конкурсного управляющего, не выявив в них признаки фиктивного банкротства.

Думается, работы правоохранителям прибавится: руководство ГУП РК «Мост» не так давно направило обращение в адрес главы РК, а также в ФСБ, Следком, МВД и прокуратуру республики с просьбой провести проверку по факту законности заключения тех самых разовых госконтрактов между «Управтодором» и «Промэнергостроем» и привлечь виновных к ответственности (текст обращения имеется в распоряжении редакции).

- КУ РК «Управтодор» осознанно и умышленно заключило государственные контракты с подрядчиком, который не способен осуществлять нормативное содержание автомобильных дорог согласно методике зимнего содержания, чем нанесло непоправимый ущерб всей сети автомобильных дорог РК, - говорится в документе.

Зато о «РемСтройКомплекте» сейчас ничего не слышно, хотя к этой компании тоже возникает масса вопросов. Директор организации на момент подготовки и публикации материала с нами на связь так и не вышел.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter