Posted 5 июля 2022, 14:26

Published 5 июля 2022, 14:26

Modified 30 октября 2022, 21:32

Updated 30 октября 2022, 21:32

Бес в колесо: почему самокат можно назвать бесполезной покупкой для Петрозаводска

5 июля 2022, 14:26
Новый вид личного транспорта не так давно появился в Карелии. С какими трудностями сталкиваются пользователи электросамокатов, и как можно решить эти проблемы, разбирался КарелИнформ.

Электросамокаты стали одной и самых обсуждаемых тем, как «в народе», так и в законотворческой среде. Многочисленные жалобы на несущихся с большой скоростью «самокатчиков», ДТП и пешеходные происшествия. Однако если посмотреть на ситуацию глазами пользователя нового вида транспорта, ситуация не менее сложная.

Инциденты

В мае прошлого года мужчина на электросамокате сбил ребенка, девочка получила тяжелые травмы, а виновник происшествия оказался под следствием. Еще тогда специалисты отметили: самокат не является транспортным средством, а потому — состава преступления не было.

Правда, чуть позже Администрацией Петрозаводска были установлены ограничения на пользование электросамокатами: запрещено пользоваться средством передвижения в нетрезвом виде, развивать скорость более 25 километров в час, а в местах большого скопления людей — выше 15 км/ч. Кроме того, ездить на СИМ можно только в отведенных для этого местах (на Набережной Петрозаводска).

Уже в этом году произошел новый инцидент: молодой человек на самокате и пешеход не поделили тротуар, из-за чего произошла драка. Общественность всколыхнулась: самокатчики не соблюдают ПДД и ведут себя на улицах неправильно.

О том, как квалифицируются дела с участием электросамокатов, и как работает шеринг-бизнес в Петрозаводске мы подробно писали в обзоре.

В России

Весной этого года ВС РФ признал самокаты транспортным средством из-за скорости, которую они могут развить, несмотря на то, что водительское удостоверение для использования устройства не требуется. Кстати, буквально на этой неделе ГИБДД оштрафовали мужчину за использование электросамоката, мощность которого составляла 350 Вт, тогда как управлять высокоскоростными СИМ без ВУ можно, если транспортное средствно не имеет мощность больше, чем 250 Вт. Самока "уехал" на штрафстоянку, а его "водитель" должен оплатить штраф, который может достигнуть 15 тысяч.

30 июня стало известно о предложении сенатора от Архангельской области: Александр Башкин выдвинул инициативу о признании некоторых видов электросамокатов приравненными в автомобилю. Отюда регистрация в органах, получение ОСАГО и уплата транпортного налога. Все это по замыслу чиновника, должно сократиь количество происшествий с СИМ, которое ежегодно растет.

Законодательная инициатива о введении ОСАГО для такого вида электротранспорта уже звучала: высокая скорость подвергает опасности прохожих и, главное, самого «самокатчика». В рамках законопроекта рассматривалась возможность обучения езды на средстве индивидуальной мобильности (СИМ) и ограничение возможной скорости.

Глазами «водителя»

КарелИнформ опросил активных пользователей нового вида транспорта. Почему же этот транспорт стал так популярен?

«Сначала попробовал покататься в Санкт-Петербурге на общественном [речь идет о прокате электросамокатов — ред.], и очень зацепил этот вид передвижения. Сейчас кататься стал немного реже, чем раньше, но иногда позволяю себе прокатиться до работы и обратно», — делится Антон.

Удобство электросамокатов прокомментировал и Олег: «Когда покупал, изначально выбирал между моноколесом, электровелосипедом и элетросамокатом. Выбор пал на самокат. Минусы электровелосипеда — с собой не возьмешь никуда, так или иначе можно приехать вспотевшим, а потом мокрым сидеть на работе не очень. Минусы моноколеса — отсутствие тормозов как таковых, „разложиться“ на асфальте можно на раз-два. Плюс самоката — можно спокойно сложить и взять с собой — размеры по максимальной стороне меньше 90 см — считается как ручная кладь».

В введении прав на самокат или ОСАГО «водители» смысла не видят, но к ограничениям относятся с пониманием: «Смысла не вижу, кроме как обычной волокиты и траты денег и времени. Я бы только запретил выезжать детям до определенного возраста с дворов», — указал Олег, а Антон уточнил: «Знать ПДД полезно всем, но подводить под них владельцев самокатов лишнее. Достаточно будет слезать на пешеходном переходе и уважать окружающих. Относительно скоростных ограничений я бы занял нейтральную позицию».

При этом Олег отметил: «[Ограничение — ред.] строго 25 км/ч более, чем достаточно. Много ездил по разным местам города и из-за светофоров, дорог, средняя скорость получается все равно около 15-18 км/ч. Быстрее ехать нет смысла — все равно будешь на светофоре стоять. К тому же, большая скорость — больший тормозной путь. С 25 км/ч тормозной путь будет около 4 метров, в лучшем случае, а 4 метра это, как бы грубо не звучало — 4 человека».

Ребята назвали разные проблемы, с которыми сталкиваются при передвижении: неуступчивые пешеходы, плохое асфальтовое покрытие, водители, перегораживающие пандусы и съезды с тротуара. Однако сошлись самокатчики в одном: нет безопасных мест для передвижения:

«Основные проблемы: мало мест для передвижения на самокате через город и эгоизм пешеходов. Идея ехать по автомобильной дороге вместо тротуара, на мой взгляд, кажется не совсем удачной, а велодорожек нет. Часто пешеходы, как специально, могут не пропустить и создавать аварийную ситуацию. Как мне кажется, самокат более опасный транспорт (для управляющего), нежели велосипед», — поделился Антон.

Оба владельца СИМ отметили: идеальным решением было бы строительство велодорожек во всем городе.

Проекты и реализация

Развитие инфраструктуры, которая отвечала бы требованиям велосипедистов, самокатчиков и других колесных средств могла бы значительно упростить жизнь и пешеходов, и водителей автомобилей, и тех, кто управляет СИМ.

Анастасия Неровная, руководитель велодвижения «VELOVE», а также общественный деятель, прокомментировала вопрос отдельных мест передвижения велосипедистов, в том числе, самокатчиков. Вопрос стоит «ребром» уже достаточно давно. Решить проблемы, согласно российскому законодательству, позволило бы строительство велодорожек.

«Действительно, передвигаться по нашему городу на велосипедах/самокатах небезопасно и неудобно. На дорогах опасно. На тротуарах пешеходы и велосипедисты друг другу мешают. На мой взгляд, эту проблему нужно решать постепенно, создавая велосипедную инфраструктуру в городе», - указывает Анастасия.

В 2014-2017 году активисты и общественные деятели вели активный диалог с администрацией Петрозаводска о создании велоинфраструктуры в рамках рабочих заседаний.

Вопрос несколько улегся, однако сейчас он снова оказался на повестке: при Петросовете создана рабочая группа.

«Мы взяли опыт, который уже был наработан ранее, и начали с того, что городу нужен велосипедный мастер-план. Это слой с веломаршрутами, который накладывается на карту Петрозаводска, на нем обозначено, на какой улице, в каком виде может быть организована велосипедная инфраструктура», - указала Неровная.

Активистка отметила: такая инфраструктура может включать выделенную велодорожку, велопешеходную дорожку или участки, где автомобили должны снизить скорость, чтоб самокатчики и велосипедисты могли передвигаться без угрозы для жизни.

Такой мастер-план позволил бы при реконструкции дорог и улиц в целом учитывать велодорожки и включать их в проект.

Одним из основных маршрутов, на которые общественники делают акцент – велотрасса вдоль Онежского озера от Сайнаволока до Зимника, которая решила бы сразу две задачи: рекреационную (отдых и спорт) и транзитную (проезд из одного пункта в другой).

«Этот маршрут от Сайнаволока до Зимника решил бы сразу все эти цели, потому что жители, например, Ключевой могли бы добраться в Центр, жители октябрьского проспекта, Соломенного, могли бы добраться в город, дети из Соломенного могли бы добраться до школы, например, до Сорокового Лицея. Эта потребность есть, много раз уже выявлялась при общении с горожанами из разных районов Петрозаводска», - рассказала Анастасия Неровная.

Второй маршрут – от Древлянки до Набережной. Велодорожки, которые есть уже сейчас, имеют один большой недочет – они разрознены и не связаны в единую сеть, что осложняет передвижение на немоторизованном транспорте.

По словам Анастасии, если соединить уже существующие велодорожки в единую трассу, то получится маршрут длиной в 16 километров.

На данный момент проект находится «на нулевой стадии», на рабочем совещании необходимость мастер-плана уже была озвучена, а в проект реконструкции некоторых улиц уже заложена идея о создании велодорожек.

Так, например, вдоль наб. Варкауса в скором времени появится велодорожка, о чем уже сообщил Владимир Любарский. Место для пользования немоторизованным транспортом уже предусмотрено на трассе «Лососинное - Петрозаводск», а также от Лососинского шоссе до ул. Оборонной.

***

Ужиться пешеходам, велосипедистам, самокатчикам, автолюбителям может помочь реновация улиц и благоустройство Петрозаводска с учетом пожелания его жителей. А ведь и мэр любит передвигаться не на служебном авто. Даже готов «костьми лечь».

Подпишитесь