Posted 30 мая 2021,, 07:53

Published 30 мая 2021,, 07:53

Modified 30 октября 2022,, 20:57

Updated 30 октября 2022,, 20:57

Бес колес: почему электросамокаты в Петрозаводске превратились в угрозу

Бес колес: почему электросамокаты в Петрозаводске превратились в угрозу

30 мая 2021, 07:53
Фото: 1mi
Мода больших городов добралась до республики: «КарелИнформ» выяснил, из-за чего к езде на таком виде транспорта пока остается больше вопросов, чем ответов.

«Мы-то тут причем?»

Жара, ранний субботний вечер, на солнечной Онежской набережной в Петрозаводске стройным рядом ждет клиентов десяток электросамокатов. Чаще всего картина другая: по выходным за очередным двухколесным другом выстраивается очередь. Сейчас же – тишина, которая объясняется просто. В двух шагах от прокатчиков – полицейский джип, с включенными маячками. Проверка документов, вопросы, толпа зевак.

Серьезное ЧП? Кого-то сбили? На электросамокате? Вспоминая о недавнем случае на Древлянке, подходим к одному из «арендодателей». Спрашиваем. Тот отмахивается, но бросает:

- Да просто наши номера смотрят: профилактика типа, велосипедов много крадут, они и проверяют…

Причем тут номера? Электросамокат – не велосипед. Поэтому чуть позже связываемся с пресс-службой МВД по Карелии:

«Не знаем, что было в том конкретном случае, но в тот период времени, в течение нескольких дней у нас проходили профилактические мероприятия, в первую очередь, направленные на предотвращение и раскрытие краж велосипедов. Начался велосезон, в Карелии на сегодняшний день возбуждено тридцать три уголовных дела по факту краж велосипедов, тогда как с 1 января по 31 марта - всего семь. Но отметим: в целях стабилизации обстановки мы также уполномочены проводить оперативно-профилактические мероприятия, вне зависимости от средства передвижения – велосипед ли, электросамокат ли, автомобильный аккумулятор ли…»

Хорошо. Но в очередной погожий день мы снова идем на набережную и на этот раз «самокатчики» оказываются чуть разговорчивее. Правда, и цель разговора теперь другая.

- Тут несколько точек, народу в хорошие дни полно, - говорит один из ребят. – Цена зависит от времени, нам дают паспорт или какой-нибудь свой документ, мало ли, что случится… Случалось? Не-а. Ничего не случается, все тут спокойно. А то, что на Древлянке кто-то там влетел в ребенка, слышал: мы-то тут причем?»

Наверное, притом, что за подобные случаи кто-то должен отвечать. Но кто?

Нет оснований

На этот вопрос нам толком не смогли ответить ни надзорные органы, ни представители шеринг-бизнеса. По мнению источника в правоохранительных органах, оснований для масштабных проверок соблюдения безопасности сегодня нет ни у ГИБДД, ни у МВД. А юридически в этом смысле правильнее говорить не о безопасности, а о надлежащем оказании услуг.

«В таком случае уголовная перспектива есть, что доказывает недавнее сообщение Следкома о возбуждении уголовного дела по статье 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», - уточняет собеседник. – Инцидент, по которому сегодня есть подозреваемые, из числа руководства одной из фирм, произошел в середине мая в Петербурге. Тогда один из молодых людей на Невском проспекте на электросамокате на полном ходу сбил 40-летнего мужчину».

В самом деле, в официальном сообщении Следкома говорится о том, что «коммерческая структура не приняла мер, обеспечивающих безопасность движения пешеходов, которые и были не предусмотрены правилами использования». Только там же уточняется – коммерсанты оказывали услуги населению по аренде электросамокатов, «правила управления которых не урегулированы на законодательном уровне».

Колеса «зарыты» именно тут. Даже в СК официально отсутствие единых правил в таком шеринге называют «проблемой». Ведь этих правил – сегодня нет.

В МВД по Карелии, разумеется, следят с ситуацией с оглядкой на коллег. Поэтому комментируют происходящее осторожно:

«Если мы говорим о безопасности, то на сегодняшний день оснований для комплексных проверок у нас пока нет. Но все меняется. В первую очередь, мы доносим до граждан информацию о том, что в случае использования подобных средств передвижения, необходимо обеспечивать собственную безопасность. И сейчас мы нацелены на то, чтобы научить безопасному вождению».

«Считайте сами»

Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения того, кто пожелал заняться подобным бизнесом. Один из участников рынка на условиях анонимности «нарисовал» нам простейшую схему.

«Свободный» формат, когда самокат после использования могут бросить в любом месте, лишь бы на разрешенном месте, для другого клиента, у нас не заработает, поэтому все предпочитают работать со станциями самокатошеринга, краткосрочной арендой, - рассказывает собеседник «КарелИнформа». - Для этого – открываем ООО и указываем несколько ОКВЭД. Основной - по прокату и аренде товаров для отдыха и спортивных товаров. В перечне товаров электросамокаты не упоминаются, но это неважно. Плюсом указываем прокат и аренду прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения и прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха».

Затем покупается оборудование с хорошим запасом прочности, если повезет, то можно попробовать сразу найти целую станцию на продажу – за 300-400 тысяч рублей. Но для Петрозаводска и Карелии пока такие предложения не актуальны.

А дальше – раскрутка, маркетинг и возможное сотрудничество с местными властями. В этом смысле «бонусом» для будущих предпринимателей, пожалуй, можно считать недавнее заявление нового мэра о том, что он добирается до работы на самокате (правда, вроде бы на обычном, не электрическом).

При этом, такой «шеринг», несмотря на сезонность, может быть довольно прибыльным, несмотря на капризы карельской погоды: хотя очень многое зависит от географии станции и «неубиваемости» техники.

«Деньги-то не самые тяжелые, считайте сами, - рассуждает собеседник «КарелИнформа». - При 150-350 рублях аренды в час на станции в 15-20 самокатов и даже нескольких десятках клиентов в выходной день… Как думаете, быстро окупятся затраты?»

Суд с тенью

Официальные финансовые показатели карельского и петрозаводского «самокатобизнеса» желающие найти не смогут: уже потому, что узкопрофильного ОКВЭД в стране пока нет. Соответственно, и назвать хотя бы приблизительное число тех, кто сдает «самоходки» в аренду, не так-то просто.

В ближайшее время мы ждем ответа на запрос в налоговую инспекцию, но предварительный поиск в открытых источниках уже наводит на размышления. Так, ни одно из объявлений об аренде электросамокатов не содержит упоминаний о зарегистрированных юрлицах. Только контактные данные. А если что-то случится, к кому предъявлять претензии? Телефону?

Большинство из них, к слову, на момент публикации были недоступны, другие же – не отвечали. Поэтому наш теоретический вопрос – тоже пока остался вопросом.

По мнению юристов, любые споры с «шерингом» вероятнее всего, уйдут в гражданско-правовую, а не уголовную плоскость. Но это не отменяет права будущего истца знать, с кем собираешься разбираться в суде в случае компенсации морального и материального ущерба.

В медленную зону

Неужели ничего нельзя сделать? Как показывает федеральная практика, можно. Только от Карелии тут мало что зависит. По крайней мере, в недрах Заксобрания РК, по нашей информации, никакого профильного законопроекта или обращения не готовится. Дела федеральные. Но если это так, то почему власти Анапы смогли запретить движение на электросамокатах и велосипедах на городской набережной?

Интересно, что в ноябре прошлого года на заседании комитета по законности и правопорядку этот вопрос коротко, но «всплыл». Впрочем, и тогда старший инспектор карельского УГИБДД Андрей Ютин смог лишь сослаться на то, что те, кто катаются на электросамокатах, – приравнены к пешеходам.

Значит, формально любая авария с участием двух колес и прохожего дорожно-транспортным происшествием считаться не может, что нам подтвердили и в отделении пропаганды ГИБДД.

Так или иначе, федеральные законодатели пытаются привести решение проблемы к общему знаменателю. Еще в ноябре прошлого года Минтранс предложил ограничить максимальную скорость электросамокатов до 20 километров в час, закрыть для них пешеходные зоны и штрафовать владельцев на сумму до 1500 рублей за нарушение ПДД.

А московский Дептранс, например, уже организовал так называемые «медленные зоны» (с разрешенной скоростью до 15 километров в час) для арендованных электросамокатов. То же предложение по ограничению скорости совсем недавно поступило от комитета по транспорту в Петербурге.

***

Споры же ведутся до сих пор. Причем многие уводят дискуссию в сторону персональной ответственности – либо владельца бизнеса, либо «водителя» самоката.

Одни утверждают, что так можно договориться о тюрьмах для владельцев обычного каршеринга и даже автопрома. Мол, попал в ДТП – а отвечать будет арендодатель.

Другие же предлагают срочно менять правила дорожного движения, чтобы иметь реальную возможность привлекать к ответственности кого бы то ни было - по той или иной статье.

А на днях, например, Госдума всерьез обсуждала появление правил езды на электросамокатах.

Но разве это уже не борьба с последствием? Или профилактика угрозами? Собеседники «КарелИнформа», в первую очередь, видят выход в учетно-экономическом и налоговом регулировании. Иначе – давить не перестанут.

"