Posted 1 апреля 2020,, 18:00

Published 1 апреля 2020,, 18:00

Modified 30 октября 2022,, 20:36

Updated 30 октября 2022,, 20:36

Дело техники: что ждет индустрию спорттоваров в Карелии

1 апреля 2020, 18:00
Отрасль готовится временно менять ориентиры

Сегодня здоровый образ жизни для большинства российского населения стал почти нормой. Кабмин РФ констатирует: число граждан, которые активно занимаются спортом, за последние десять лет в стране выросло практически втрое. Множатся спортзалы, создаются и развиваются федерации. Но сегодня отрасли брошены новые вызовы. Готова ли отечественная индустрия спорта удовлетворить изменчивый спрос населения? Что ждет профильный бизнес в Карелии? И выдержат ли спорттовары натиск коронавируса?

Тренажер против жора

По данным кабмина РФ, емкость рынка спорттоваров в России сегодня оценивается в 534 миллиарда рублей. При этом, доля отечественных производителей составляет около 61 миллиарда рублей, или 11 процентов. Но за последние годы наблюдаются серьезные количественные и качественные изменения.

Стратегия развития спортиндустрии до 2035 года, утвержденная в июне 2019 года, гласит: наибольшая динамика наблюдается в производстве продукции для зимних видов спорта, а доля отечественного товара в 2017 году увеличилась до 15 процентов. Так, за первый квартал 2017-го производство лыж выросло на 47,4 процента, а лыжных палок и креплений - на 107,3 процента.

В сегменте импортозамещения с 2012 по 2017 годы лидирующим сегментами стали лыжный и борцовский инвентарь, а также внутридомовое и уличное спортивное оборудование, велосипеды, гантели, гири и тренажеры.

С последним в Карелии проблемы будут вряд ли. Во многом ниша держится и будет держаться за продукцию Вадима Маркелова, предпринимателя с десятилетиями стажа, известного на весь мир своими уникальными тренажерами. Основатель и бессменный руководитель компании «МB Barbell» , почетный гражданин Карелии, пережил все крупные экономические и финансовые кризисы в современной России, но остался на плаву, сумев сохранить дело всей жизни. Бизнесмен активно продолжает деятельность и сегодня, обеспечивая спортинвентарем как республику, так и Россию с зарубежьем.

По словам Маркелова, профильная продукция условно делится на три категории: оборудование для фитнес-залов, уличные и домашние тренажеры (гири, гантели и пр.). Спортзалы? С ними сегодня сложно: коронавирус и связанные с ним ограничения серьезно снизили посещаемость. Выручает – дом.

«Из-за того что закрылись очень многие залы, объем сбыта по домашнему направлению увеличился в шесть раз, - говорит бизнесмен. - Мы загружены максимально, и если история с карантином затянется, то спрос на это направление сохранится. Деваться некуда, люди стали заниматься дома, тренеры переходят на удаленные, дистанционные занятия. Соответственно, населению понадобится домашний спортинвентарь».

Впрочем, не исключено, что ограничительные меры отразятся на себестоимости и конечной цене продукции. Но не потому, что растет спрос: виноваты скачки курса валют. Отсюда – сложно предсказуемая цена на сырье, например, металл.

На выручку

В ситуации с паузой по импортозамещению частично выручает экспорт, ведь многие госграницы закрыты для людей – но не для товара. Определенные проекты из-за коронавируса остановились, мешают и задержки крупных транспортных компаний. Продолжают работать компании меньшего масштаба, но компания готова оперативно реагировать на новые «инфекционные» обстоятельства.

«В целом, по экспорту регистрируется спад примерно на 20 процентов, - уточняет Вадим Маркелов. - На этой неделе сократятся и объемы производства, потому что мы на неделю остановили производство: введены ограничения по сырью. Из-за недели, которая была объявлена нерабочей, мы пока остановили производство».

Однако логистика и, в том числе, вопросы внутренней доставки спортоборудования вряд ли пострадают. Вопрос только в том, что у компании появляется временной лаг и от того, насколько он будет большим, зависит многое. Производство может выдержать неделю останова без ощутимых потерь, чего нельзя сказать о малом бизнесе. Как тогда уберечься от массового банкротства «спортбизнесменов»? Может, помогут «налоговые каникулы», о которых сегодня так много говорится?

«Надо понимать, что если мы запрещаем бизнесу работать, то должны и запретить им платить налоги на этот период, - рассуждает Вадим Маркелов. - Нельзя их оставить или перенести. Государство должно гарантировать, что при выходе из кризиса у предпринимателей в два-три раза возрастет выручка. А если этого гарантировать нельзя? Есть, например, один момент, который многие не учитывают. В любом бизнесе существует так называемый «костяк» (10-15 процентов), который остается в любом случае, чтобы не разориться. Остальные 85-90 процентов не самоорганизуются в новый рынок или свой бизнес, это очень сложно. И счет пойдет на дни и недели, а бизнес - строится годами…»

Сидим с субсидией?

Рассчитывает ли «спортивный» бизнес в регионе на господдержку? Минэкономразвития РК деньги давать готово: регулярно проводится отбор на получение профильных субсидий. Как уточняет уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК Елена Гнетова, сегодня в регионе для производственных предприятий - в том числе и для тех, кто производит спортивное оборудование - предусмотрены различные виды помощи.

«Популярна субсидия, предоставляемая для компенсации затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на электроэнергию, технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, сетям газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - уточняет бизнес-омбудсмен. - В свою очередь, для производителей специального спортивного оборудования предназначена субсидия на приобретение оборудования для производства готовых металлических изделий. Компенсируются и затраты субъектов малого и среднего предпринимательства на строительство и (или) реконструкцию зданий и сооружений, предназначенных для промышленного производства».

Частично возмещаются и затраты на добровольную сертификацию продукции: тогда государство оплачивает фактические расходы предпринимателя на получение сертификата «Сделано в Карелии». Если же товар уходит на экспорт, то бизнесу частично вернут деньги, которые он потратил на транспортно-экспедиторские услуги. Это, в том числе, - упаковка, маркировка, погрузка-разгрузка, таможенное декларирование и пр.

Но как сегодня государство может дополнительно поддержать спортиндустрию в Карелии? По мнению уполномоченного, бизнес будет рад любой помощи. Только если она адекватна силам, потраченным на ее получение. Так, субсидии или гранты – это конкурсная процедура, которая требует времени и ресурсов на то, чтобы подготовить требуемый пакет документов. Есть вопросы и по условиям.

«Среди обязательных условий предоставления помощи - отсутствие у получателя финансовой поддержки неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, - уточняет бизнес-омбудсмен. - Просрочка даже в несколько копеек является основанием для отказа. Поддержка - явление временное, а предпринимателям необходима плановая стабильная работа. Поэтому предприниматели ждут от государства помощи в реализации готовой продукции, изменений налогов. В частности, от федеральной власти - снижения ставки НДС, а от региональной власти - уменьшения ставки налога на упрощённую систему налогообложения».

Скорость реакции

Половина спроса на спортоборудование и инвентарь сегодня обеспечивается государством. По оценке президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, половина спроса на отдельные ниши практически полностью удовлетворена, - это оборудование для залов и открытых площадок. Однако предстоит еще много работы.

Власти насчитывают около 300 производителей в профильном сегменте, однако список необходимо переформатировать. По мнению экспертов, к спорттоварам сегодня можно отнести все, что угодно. Поэтому ТПП России предлагает сформировать реестр предприятий спортивной индустрии и перечень спортивных товаров. А дальше - определить условия игры на рынке.

«Отсюда рождается следующий вопрос формирования предложений для государства: каким образом поддерживать развитие этой отрасли, - поясняет Сергей Катырин. - Это могут быть финансовые вопросы, это могут быть нефинансовые вопросы регулирования этой отрасли. Например, обнулить пошлины на ввозимое сырье для производства спортивных товаров. Потому что такая тема тоже существует: не все мы в качестве сырья имеем на территории России».

Так или иначе, на изменения приходится реагировать оперативно. Создатель уникальных уличных тренажеров Вадим Маркелов говорит о ежедневных совещаниях, на которых принимаются разные управленческие решения.

«Наша задача – постараться минимизировать убытки, ведь сейчас все очень быстро меняется, - уточняет бизнесмен. - Все зависит от кризисных сроков: если «обвалится» одно направление, мы перебросим ресурсы на другое - например, на улицу или на домашнее направление. Мы подстроимся под потребителя. Например, если закрываются фитнес-клубы, то народ пойдет на улицу, а там потребуются тренажеры. Запретят заниматься на улице? Пойдем в дом к потребителю. Поэтому сейчас мы не видим каких-то особых сложностей. Это не первый кризис и, по сути, для нас даже интересное время, не рутина. Сейчас все живо, и, несмотря на все сложности, мы оптимизма не теряем».

***

На фоне инфекционных страстей, вероятно, замрут и потенциальные инвесторы. Хотя предложения имеются: Корпорация развития РК, например, с конца прошлого года ищет инвесторов для двух проектов. В одном случае речь идет о заводе по производству беговых лыж, в другом – о реконструкции горнолыжной трассы в Медвежьегорском районе.

Но прогнозы российских врачей сегодня благоприятны: Минздрав уже сообщил о разработке и тестировании лекарств против нового коронавируса. Значит, и Стратегию развития спортиндустрии сильно корректировать не придется.

По прогнозам экспертов, к 2035 году количество граждан в возрасте от 30 до 54 лет, которые занимаются спортом, вырастет до 57 процентов. А более пожилых – до 40 процентов. Разумеется, не отстает и молодежь. В таких условиях поддержка технологий спровоцирует локальную конкуренцию. А значит – и рост числа рабочих мест в регионах (а производители спортоборудования представлены во всех федеральных округах).

Главное – чтобы бизнес получал адекватную поддержку, а государство – адекватный профит. Это ли не нужный бизнес-вектор?

"