В Петрозаводске открылась выставка, посвященная старообрядцам
21 мая 2009, 08:22
Общество
В Петрозаводске открылась выставка, посвященная старообрядцам

«Хранители древнего благочестия» - такое название носит новая выставка из фондов Российского этнографического музея, открывшаяся в 19 мая в выставочном зале музея-заповедника «Кижи».

Как рассказал один из авторов выставки доктор исторических наук, научный сотрудник ведущей категории РЭМа Александр Островский, приурочена она к 100-летию указа Николая II, узаконивающего старообрядческие общины. Это уже третий выставочный проект, осуществляемый совместно музеем «Кижи» и Российским этнографическим музеем. Выставка из собрания Российского Этнографического музея знакомит с несколькими региональными и этноспецифическими традициями на Русском Севере и Северо-Западе, Среднем Поволжье, а также с общими для старообрядчества реликвиями православной веры и обрядности. На стендах и витринах представлены уникальные молитвенные комплексы, возникшие в старообрядческой среде: резные иконы, культовое медное литье, кадильницы, лестовки — четки для счета молитв, подручники, а также футляры для хранения и переноски богослужебных книг, свечей, индивидуальной посуды. Показаны характерные предметы повседневности: кремневое ружье с аркебузным прикладом XVI-XVII вв., берестяной рукомойник, сотканные на дощечках пояса, обереги; охарактеризованы созданные в различных группах старообрядцев предметы домашнего убранства и праздничного костюма – резная и расписная утварь, тряпичные куклы, золотное шитье. Всего экспозиция включает 150 подлинных вещевых памятников XVIII – начала XXI века. Дополнена она фотографиями первой четверти XX века и фильмами по истории и культуре старообрядчества.

Культура русских старообрядцев – это одновременно «и свое, и чужое» для русского народа. Раскольничество является результатом богослужебной реформы патриарха Никона 1650-х-1660-х годов, которая вызвала раскол в Русской Православной Церкви. Последователи старых традиций – а всего это была примерно десятая часть населения страны, – были вынуждены бежать на Север, в Сибирь, в Карелию, в Архангельскую область. Чтобы сохранить прежние формы обрядности и быта раскольники были вынуждены в социально экстремальных условиях заново создавать свою бытовую культуру, приспосабливаясь к новым природным условиям и новому этническому соседству. Часть финноязычных народов, таких как карелы, коми-зыряне, коми-пермяки, также оказались приверженцами «старой веры» и подверглись государственным гонениям. Таким образом Карелия стала одним из центров русского старообрядчества. Сторону раскольников принял также Соловецкий монастырь.

В 1694 году на реке Выг появилось Выго-Лексинское общежительство, самое крупное на Севере староверческое поселение, ставшее духовным центром в Поморье. Спустя 12 лет на реке Лексе была основана женская его часть. Здесь были созданы наиболее значительные, авторитетные догматическо-полемические и агиографические произведения – «Поморские ответы» (1723), «История о отцах и страдальцах соловецких» (1710) и др. Старообрядцы-беспоповцы выработали устав Поморского согласия, приближенный к нормам монастырской жизни и сочетавший религиозные интересы с хозяйственными занятиями и ремеслом. Среди карел Олонецкой губернии старообрядчество получило распространение в конце XVII-XVIII вв. К началу XX в. старообрядцы были сосредоточены в основном на севере Карелии.

Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской Империи официально именовались «раскольниками». Только в XX веке позиция руководства реформированной русской церкви по старообрядческому вопросу значительно смягчилась. Это привело к определению Поместного Собора 1971 года, в частности постановившему утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан.

Выставка продолжит свою работу до 16 августа.

Сюжеты:
Новости