КарелИнформ
Времени связующая нить
17 апреля 2013, 10:25
Общество
Времени связующая нить
Времени связующая нить

Не открою большого секрета, если скажу, что, задумываясь порой о причудливых хитросплетениях человеческих судеб, встреч и расставаний, приобретений и потерь, многие из нас искренне удивлялись тому, как затейливо и витиевато связаны в одно целое множество различных по своему смыслу и наполнению жизненных сюжетных линий, случайных, на первый взгляд, событий и явлений.

В далеких 40-годах прошлого века крепкий, боевой и энергичный петрозаводский паренек Боря Носов – краса и гордость 4 средней школы, комсомолец, спортсмен, наверняка и думать не думал, что будет уготовано ему судьбой в дальнейшей взрослой жизни. Он самозабвенно предавался своей испепеляющей спортивной страсти – полетам, но отнюдь не на планерах и самолетах, а на лыжах, добившись на первом республиканском лыжном празднике титула чемпиона Карелии по прыжкам с трамплина. Вполне возможно, что смог бы он завоевать и всесоюзные чемпионские награды, но началась война, и уже в июле 1941 года Зарецким военкоматом г.Петрозаводска Борис был призван в ряды Красной Армии. На этот период ему не исполнилось еще и 18 лет. Скорее всего, спортивное увлечение сыграло определенную роль - летающий лыжник остался верен захватывающей стихии полетов, но теперь уже не трамплинно-лыжных, а авиационных.

В течение двух лет авиамеханик Б.Носов готовил к вылетам самолеты, обеспечивающие боевые действия Волховского фронта, а в июле 1943 года и сам впервые поднял крылатую машину в небо – стал курсантом, а затем инструктором и командиром звена Петропавловской авиашколы. По окончании войны летчик Б.Носов продолжил службу сначала в военной авиации, а затем, – после демобилизации в 1948 году,- в гражданском воздушном флоте Карелии.

Молодому, но уже достаточно опытному пилоту доверяли выполнять самые сложные и ответственные задания. Зимой 1950 года руководство авиаотряда поручило ему вылететь в командировку в Пудожский район с целью перевозки в ряд населенных пунктов второго секретаря ЦК Компартии Карело-Финской ССР Ю.В. Андропова. В преддверие выборов в Верховный Совет СССР ему необходимо было встретиться с избирателями, а в большинство лесных поселков этого отдаленного карельского края быстро добраться можно было только с использованием авиации. Почти неделю Б.Носов и его высокопоставленный пассажир на маленьком и открытом всем ветрам самолетике По-2 летали по пудожскому Заонежью. Несмотря на характерные для этого времени года сложные погодные условия, отсутствие подготовленных для посадок площадок и нормального метеообеспечения, это сверхважное летное задание было выполнено летчиком на высочайшем профессиональном уровне. Встречи Ю.В.Андропова с избирателями в Пудоже, Усть-Реке, Куганаволоке, Авдеево прошли точно в установленное время.

Предвыборная пора завершилась, а летчик Б.Носов продолжил бороздить карельское небо на самолетах По-2, Ан-2, а затем и на вертолетах Ми-1, Ми-4. Не оставлял он в это время и прыжки с трамплина, отстаивая на протяжении многих лет звание чемпиона Карелии. Активный, деятельный, целеустремленный пилот постоянно повышал уровень своей командно-летной подготовки и в 1955 году поступил в Высшее авиационное училище в г.Ленинграде. После его окончания в 1959 году инженера-пилота Б.Носова назначили командиром Петрозаводского авиапредприятия, и в этой должности он прослужил вплоть до ухода с летной работы и выхода на пенсию в 1972 году. Но с авиацией Борис Иванович не расстался и еще длительное время передавал свой богатый опыт молодым летчикам.

Для сыновей Б.Носова Евгения и Александра вполне закономерен был путь в авиацию, но судьба распорядилась так, что профессиональным авиатором стал только Евгений, Александр же сначала выбрал вполне мирную и созидательную профессию строителя, закончив строительный факультет Петрозаводского госуниверситета. Но унаследованные от отца гены воина, защитника Отечества, человека с романтическим восприятием действительности, вероятно, сыграли свою роль, и после окончания Минских Высших курсов КГБ СССР А.Носов становится сотрудником КГБ при Совете министров КАССР.

В период учебы на курсах в замечательном городе Минске совершенно случайно встретил он своего земляка Станислава Федорова. На первом же занятии молодые люди оказались за одним столом, познакомились. А когда стали выяснять, откуда кто прибыл, – были приятнейшим образом удивлены, узнав, что оба приехали из Карелии: конспирация в органах КГБ была поставлена на высочайшем уровне! Оба слушателя ВК, обладая прекрасным чувством юмора, не преминули подшутить друг над другом. Александр с деланным подозрением заметил: «Ты из Карелии? Что-то я тебя раньше там не видел». На что Станислав с наигранной серьезностью ответил: «А ты меня и не мог увидеть – ведь я в основном находился в небе, а не на земле». И, действительно, до службы в органах госбезопасности С.Федоров налетал не одну сотню часов в качестве летчика-наблюдателя Северо-Западной базы авиационной охраны лесов от пожаров. Но теперь друзьям предстояло тушить уже совсем другие пожары.

В 1979 году в раздираемый политическими противоречиями Афганистан вводится «ограниченный контингент советских войск». На самом деле, не так уж и ограничен он был, этот контингент, - по крайней мере, у сотрудников Комитета госбезопасности СССР в нем была своя вполне определенная ниша, заполняемая представителями всех регионов Советского Союза. Не вдаваясь в тонкости оперативно-служебной деятельности, отмечу лишь одно – сотрудники КГБ, проявляя в ходе боевых действий в Афганистане свои лучшие профессиональные и личные качества, беззаветное мужество и героизм, всегда были на острие всех самых сложных и ответственных операций. Многие сотрудники КГБ КАССР прошли через Афганистан, заслужив прекрасные отзывы руководства и высокие правительственные награды. Так и наши друзья, с успехом освоив абсолютно незнакомый для северян персидский язык, оказались в одной из воюющих провинций. Стоит отметить, что с честью отслужив положенные два года, А.Носов мог бы в установленный срок вернуться на родину, но он добровольно остается в охваченной войной стране еще на год, узнав, что туда прибывает его друг и земляк С.Федоров.

И здесь, во всех смыслах в жаркой боевой обстановке, одними из основных помощников закадычным друзьям в их нелегкой оперативной работе стали вертолеты Ми-8 – самые массовые и неприхотливые для использования в тяжелых горных условиях летательные аппараты. Летать приходилось очень много. Однажды, при выполнении боевого задания, изрешеченная пулями душманов «восьмерка» с находившимися в ней А.Носовым и С.Федоровым стала падать. Друзья мысленно попрощались с жизнью, но летчики, предприняв неимоверные усилия, сумели посадить почти неуправляемый вертолет, как потом выяснилось, на минное поле. При аварийной посадке он чуть-ли не полностью разрушился, из пробитых баков хлестал керосин, но пожара не произошло, – грамотные действия пилотов этого не допустили. А оперработникам пришлось после аварии срочно вспоминать навыки минновзрывного дела и расчищать безопасную тропу для выхода к своим позициям. После возвращения из Афганистана боевые офицеры - орденоносцы полковник А.Б.Носов и полковник С.Н.Федоров еще долгое время оставались в строю, передавая свой богатый оперативный и боевой опыт молодым сотрудникам КГБ КАССР, а потом и УФСБ России по Республике Карелия.

Для полноты восприятия заявленной сюжетной линии приведу еще несколько фактов. Внук Б.Носова и он же племянник А.Носова в настоящее время достойно продолжает его дело в качестве руководителя одного из подразделений Управления. Он, как и Александр Борисович, с честью прошел через горнило боевых действий в регионе со сложной оперативной обстановкой. Автор этих строк имел возможность на протяжении восьми лет эксплуатировать на земле и в воздухе вертолеты авиапредприятия, которым в свое время руководил Б.Носов. На самолетах Петрозаводского авиапредприятия летал также и С.Федоров, и автору впоследствии посчастливилось в течение ряда лет перенимать у него богатый оперативный, боевой и жизненный опыт в период совместной службы по обеспечению безопасности объектов авиации республики.

Вот такие иногда вырисовываются исторические параллели, взаимосвязи, переплетения судеб, явлений, событий, связанных между собой невидимыми нитями нашей общей памяти.

Сюжеты:
Статьи