КарелИнформ
Ничто джазовое нам не чуждо
9 ноября 2015, 15:03
Культура
Ася Кошелева
Ничто джазовое нам не чуждо
Ничто джазовое нам не чуждо

Есть ли место джазу в Карелии? Если рассуждать чисто теоретически, то шансы обрести популярность в серых буднях северной природы ничтожны. Джаз – искусство юга, внутренней свободы, граничащей с животной физиологией. Искусство, которое живет в дымных клубах бара Луизины, а не на сценах советских ДК на дощатом полу на фоне невнятного задника. В конце концов, импровизация на севере – это не квадраты с брейками, а Вяйнемейнен с рунами и кантеле.

Но, как это часто бывает у нас, вопреки всему джаз прижился в карельской столице. Клубы и концертные площадки собирают своих слушателей, а чернокожие певицы на сцене филармонии и вовсе воспринимаются, как само собой разумеющееся. В минувший четверг там горела американская звезда Ив Корнелиус.

Здесь сделаем еще один шаг в сторону непосредственно от концерта. Помните, как у Некрасова: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»? Не только русской женщине, но и заморской джазовой певице свойственны сумасшедшие поступки. Только представьте, что эти дамы бальзаковского возраста, прилетевшие из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Чикаго, оказываются в зимней России на месяц, а то и больше. Оказаться за тридевять земель ради двух концертов в столицах – большого смысла нет, да и конкуренция там не маленькая, а вот пуститься в тур по Сибири, захватив Карелию и несколько волжских городов, - в самый раз! Помимо смены часовых поясов раз в два-три дня, их ждут сложности перевода, российские гостиницы, дороги и аэропорты - короче говоря, все прелести бюджетных поездок по нашей родине, так как приглашающая сторона обычно тоже организация бюджетная. Со всем этим дамы сталкиваются один на один, потому что концертный менеджер сидит в какой-то точке необъятной России, а принимающая сторона не всегда гостеприимна.

При всем при этом американские гастролерши всегда приветливы и никогда не отказывают журналистам в общении. Скажем, Ив Корнелиус согласилась поучаствовать в небольшом блиц-интервью за пять минут до выхода на сцену. По опыту общения с людьми искусства могу сказать, что многие художники, не всегда первой величины, пошлют вас уже за час до концерта. Здесь же – благожелательная улыбка и приятный разговор всегда к вашим услугам. Может, профессионализм, а, может, особенности американской культуры и недостаток общения в «англонеговорящей» стране. Тем не менее деталь приятная.

В программе концерта были анонсированы классические джазовые стандарты, композиции в стиле госпел, соул, фанк. Вот таким стандартным набором Ив Корнелиус вместе с джазовым трио должна была «размочить» сухую обстановку академической филармонии. Прекрасная Ив поставила на хиты массовой культуры. Известное всегда радует слух. Женский вариант Beatles «And I love her» разлился низким тембром по залу. Дальше больше – Маккартниевская «Do me a favor. Open the door and let’em in» и один из хитов Алишии Киз.

Песни, звучащие в наушниках молодежи и удивительная и опытная Ив Корнелиус. В слиянии этих двух начал знакомые песни обрели нечто новое. Помимо того, что все мелодии нашли продолжение в джазовых квадратах, слова стали звучать иначе. «And I love her» из уст романтичной, но по-тинейджерски резвой ливерпульской четверки – это, скорее обещание яркого, но мимолетного романтического увлечения. Про такие встречи говорят «будет, о чем вспомнить в старости». Строчка «And I love him» в джазовом варианте мягкого меццо Ив Корнелиус превращается в настоящее признание. Нельзя не поверить первым строчка битловского хита в ее исполнении, что эта женщина отдает своему партнеру всю любовь – «I give him all my love. That’s all I do».

Отдельных слов заслуживают музыканты, с которыми Ив Корнелиус приехала в карельскую столицу. Трио в составе пианиста Ивана Фармаковского, контрабасиста Сергея Васильева и ударника Александра Машина помогало своей солистке создать атмосферу джазового вечера.

А для тех, кому джаз кажется слишком сложной и непонятной музыкой, Ив Корнелиус дала пару советов, с чего начать и какие имена нужно обязательно знать, когда говоришь о джазовой импровизации.

«Джаз – сложная музыка, но любой может полюбить ее. Не нужно ходить в школу, колледж, университет или куда-либо еще. Нужно просто любить музыку».

«Никакого джаза бы не было без Луи Армстронга, Дизи Гилеспи и Эллы Фицджеральд. А начать можно с композиции Дюка Эллингтона «All of me»» .