«Ни пройти, ни проехать»: как и кто в Петрозаводске чистит дороги
30 января , 15:03
Фото: Медиахолдинг1Mi
Многие петрозаводчане не перестают жаловаться на плохую очистку дорог от снега и наледи. Особенно горожане возмущаются сугробами на тротуарах и обочинах — на некоторых улицах людям приходится идти по дороге. Узнали, почему складывается такая ситуация, сколько техники работает на улицах и будут ли усиливать эту работу.

«Город весь занесло»

Зима в этом году в карельской столице, как обычно, выдалась снежной. И традиционно жители Петрозаводска жалуются на «некачественную» или «недостаточную» уборку города, скользкие дороги и горы снега. Так, немало постов возмущения по этому поводу появляется в популярной группе «Подслушано в Петрозаводске» в соцсети «Вконтакте». Многие недовольны заснежнным центром карельской столицы и публикуют фотографии неочищенных дорог.

«Власти просто ждут когда весь этот снег растает и мы утонем в грязи. За всю зиму видела уборочную технику от силы 2 раза. Песком вообще не посыпают дороги. Только дворники у домов ещё хоть как-то убирают», — высказалась одна из жительниц Петрозаводска.

«Город весь занесло снегом! Ни пройти, ни проехать, ни перепрыгнуть!», — присоединилась к возмущениям другая петрозаводчанка.

Некоторые горожане жалуются на «горы» невывезенного снега. Из-за больших сугробов, по словам петрозаводчан, они не могут припарковать свой автомобиль.

«Снег лежит на обочине выше окон в автомобилях. Ни припарковаться, ни выйти. На снимках центр города, как можете видеть», — написал в Сети житель Петрозаводска, поделившись фотографиями.

Другие петрозаводчане жалуются и на уборку общественных территорий. В частности, некоторые горожане недовольны уборкой лестниц, по которым иногда невозможно подниматься или спускаться из-за приличного слоя льда.

«Вот такая лестница на переходе по улице Достоевского», — поделился снимком один из петрозаводчан.

«Лестница, ведущая в Федеральное государственное казённое учреждение Росреестр, проспект Первомайский, 33, сегодня, 27 января, в 11:00. Туда вообще можно попасть?», — возмутился другой горожанин.

Немало петрозаводчан жалуются на нечищеные тротуары. Из-за этого некоторым людям приходится идти по дороге, а это может быть небезопасно.

«Администрация, где пешеходный тротуар на ул. Сорокская?! Техрент, как ходить по улице, если вы завалили обочину сугробами в 50 см?!», — возмутился один из петрозаводчан, опубликовав фотографии с большими сугробами.

Неубранный снег — причина ДТП?

Некоторые горожане утверждают, что такая уборка дорог является причиной некоторых ДТП в Петрозаводске.

«Город утонул в снегу и грязи, все дороги превратились в двухполосные. Сегодня ехал с Кукковки на Ключевую — на старой Кукковке жуткая авария из-за кошмарный дороги и мылящая час фура на повороте к Лыжной. За неделю видел только пару тракторов чистящих торговики и заправки, и выезжающий от гаражей на Кургане с поднятым отвалом и полным песка (то есть ни песок не кидал, ни снег не чистил). Про пешеходов и речи нет: особенно кошмарно смотреть на мамочек, таскающих детей с колясками по сугробам», — высказался один из жителей Петрозаводска в соцсети.

При этом статистика городской Госавтоинспекции такую мысль о росте ДТП не подтверждает. Согласно официальным данным ГИБДД карельской столицы, в «снежном» декабре 2020 года в городе было зарегистрировано 18 аварий, в которых погиб один человек и пострадали 20 пассажиров. В ноябре (а снег начал появляться в середине этого месяца) картина была почти такой же — 18 ДТП и 25 травмированных. При этом в октябре, когда снега еще не было, произошло немного больше дорожных происшествий — 23 автомобильных аварии, в которых погибли трое и пострадали 26 человек. В первом месяце 2021 года, по состоянию на 27 января, в Петрозаводске было зарегистрировано еще меньше ДТП — девять. В них травмы получили десять человек.

При этом отметим, что такая статистика не показывает точную картину по количеству ДТП в Петрозаводске — Госавтоинспекция регистрирует только аварии, где есть пострадавшие. Большинство же происшествий не учитывается, так как их участники составляют европротокол.

Кто занимается уборкой?

В рамках муниципальных контрактов поддержанием «чистоты и безопасности» в Петрозаводске занимаются две организации: в зоне ответственности ООО «ТехРент» находится улично-дорожная сеть, а ООО «Городской комбинат благоустройства» отвечает за общественные территории (парки, скверы и пешеходная инфраструктура, находящиеся на городских участках дорог). Придомовыми территориями занимаются управляющие компании. Если работу первых контролирует мэрия, то деятельность УК — Госкомитет по строительному, жилищному и дорожному надзору.

Контракт с компанией «ТехРент» администрация Петрозаводска заключила в 2019 году на пять лет — до июня 2024 года. До этого подрядчик уже занимался содержанием городских дорог по трехлетнему договору. Как рассказал начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Петрозаводска Андрей Масляков, компания показала «определенную положительную динамику в содержании дорог», поэтому было принято решение заключить еще один долгосрочный контракт уже на пять лет. Цена его составила порядка 1,4 млрд рублей.

Что в контракте?

В новом контракте учли «белые пятна» — бесхозные территории, уборка которых постоянно вызывала жалобы. Как рассказал начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Петрозаводска Андрей Масляков, по договору с подрядчиком на некоторых объектах увеличилась кратность уборки и объемы.

«В частности, решен насущный вопрос — вывоз снега. Объем данных работ увеличился в два раза — если в предыдущие годы среднегодовой объем вывоза снега составлял порядка 20-30 тысяч тонн снега, то по новому контракту — 60 тысяч тонн», — отметил Андрей Масляков.

Согласно контракту, подрядчик должен выполнять работы по содержанию работ круглосуточно, включая выходные и праздничные дни. В нештатных ситуациях компания обязана оперативно принимать решения и обеспечивать выполнение работ по ликвидации их последствий: расчистке дорог, изменению маршрута движения транспорта, временному ограничению или запрещению проезда по конкретным участкам дорог или мостов. При снегопаде подрядчик должен организовать дежурство с 18.00 до 8.00 и круглосуточное дежурство в выходные и праздничные дни.

Помимо обработки проезжих и пешеходных частей противогололедными материалами и очистки дорог от снега и наледи, согласно контракту, тротуары и посадочные площадки остановок общественного транспорта должны иметь ровную поверхность. При температуре наружного воздуха выше 0°С тротуары и посадочные площадки должны быть вычищены до асфальта. Помимо этого, не допускается наличие снежных валов на участках улично-дорожной сети. Но соблюдаются ли такие требования?

Техники хватает?

Как рассказал гендиректор ООО «ТехРент» Петр Зингер, уборкой дорог Петрозаводска занимается порядка 60 единиц техники. Днем и ночью, в зависимости от погодных условий, на очистку улиц выходит от 30 до 40 машин (без учета техники, направленной на вывоз снега). В городе работают комбинированные дорожные машины, погрузчики, грейдеры, трактора с щётками, отвалами и автоматической посыпкой. В труднодоступных для техники местах трудятся мобильные бригады.

«Нельзя не сказать о том, что основной проблемой является то, что люди болеют и уходят на карантин. При всем при этом, мы не можем уйти на дистанционку и работать. Но, это общая проблема на сегодняшний день», - отметил директор «ТехРента».

Он также сообщил, что подрядчику не хватает техники: ее было бы достаточно, если бы она не ломалась, но машины не вечны. Поэтому парк постоянно обновляется. К примеру, в текущем году планируется закупить еще порядка 10 единиц (это будет в основном техника для обслуживания тротуаров, чего не хватает).

Если говорить о пескосоляной смеси, то у подрядчика было закуплено порядка пяти тысяч тонн соли.

«В этом году, для более качественного обслуживания городских магистралей, мы увеличили соотношение соли к песку от 20 до 30%. А в некоторых случаях применяем соотношение 50 на 50», - рассказали в компании.

А с тротуарами что?

Как заявил начальник управления дорожного хозяйства и транспорта мэрии Петрозаводска Андрей Масляков, в настоящее время на территории города почти нет тротуаров, которые полностью не почищены и заставляют людей выходить на проезжую часть. При этом есть ситуации, где при обустройстве района не были обустроены тротуары вообще. И в таких случаях, в соответствии с планом, люди должны идти либо по обочине, либо по проезжей части. Однако сейчас ситуация усложняется тем, что по краям дороги на обочинах лежат снежные валы, полученные при сметании снега с проезжей части.

«В данном моменте работа эффективно ведется, снег с городских дорог вывозится. Основное внимание сейчас уделено объектам с наибольшей интенсивностью движения, а также участкам вблизи детских образовательных учреждений. К сожалению, в одночасье все объекты полностью не можем вывезти, потому что это достаточно трудоемкий процесс», — отметил специалист.

При этом, по его словам, с декабря 2020 года с городской сети уже вывезено порядка 20 тысяч тонн снега. Это фактически годовая норма по предыдущим контрактам. Однако, как отметил Масляков, увеличенный объем работ позволяет не останавливаться и наращивать темпы.

«Подрядчику ежедневно указывается на увеличение мощностей. При осложнении погодных условий подрядная организация берет внаем дополнительную технику», — добавили в администрации.

В чем сложность?

Как рассказал гендиректор ООО «ТехРент» Петр Зингер, в зимний сезон подрядчик сталкивается с массой трудностей. Речь идет о тех периодах, когда среди зимы наступает весна и происходит перепад температур. Начинает все таять и на тротуарах образуется наледь.

«К сожалению, с этим трудно что-то сделать, вне зависимости от количества техники или людей, приходится находиться в такой ситуации. Сегодняшние реалии таковы, что правилам благоустройства запрещено применять соли NaCl (хлориды), — сказал представитель подрядчика. — Есть много нюансов, которые не всегда понимает простой обыватель. Да он и не должен понимать. Но, если разобрать подетально уборку именно в этот период, то возникает масса моментов. Люди жалуются, что каша. Счищаем кашу щетками, остается голый лед. Лужи также. От них никуда не деться пока не растает весь снег, который так или иначе стекает с газонов или другой части тротуаров.

Как отметили в «ТехРенте», обычно такой период длится недолго — от двух до пяти дней. Однако именно в это время поступает наибольшее количество жалоб и претензий от горожан.

Начальник управления дорожного хозяйства и транспорта Андрей Масляков назвал такие факторы «объективными» и признал, что не всегда возможно сразу все убрать. К примеру, неделю назад в городе наблюдалось обильное выпадение осадков и преимущественно в утренние часы, когда весь город заполнен машинами. Это сильно затрудняет уборку.

«Поэтому мы получаем такие разрывы в технологическом процессе, которые негативно отражаются на качестве дорожного покрытия. Также есть непростая ситуация со сложностью геометрии дорожных объектов — особенно автомобильные дороги частных секторов. Они узкие, там припаркованы транспортные средства. Это не автотрасса, где можно все беспрепятственно почистить. Усложняют работы и инженерные коммуникации», — отметили в мэрии.

Жалобы и штрафы

По словам Андрея Маслякова, нельзя сказать, что администрацию города полностью устраивает уборка дорог от снега и наледи. Хоть подрядчик и работает в круглосуточном режиме без выходных и праздников и с достаточно большим количеством дорожной техники, у жителей и у мэрии все же есть определенные претензии.

Жалоб от жителей города, как отметили в мэрии, хватает — обращения поступают по всем районам Петрозаводска. Специалисты администрации рассматривают жалобы и передают информацию подрядчику для устранения всех проблем. При этом организацию регулярно «наказывают» за несвоевременное устранение всех недостатков. Так, с октября 2020 года «ТехРенту» выписали штрафов на общую сумму порядка 1,2 млн рублей.

«Это уже не разовые акции. Несколько регулярная основа применения штрафных санкций в отношении подрядчика в этот зимний период есть. Не раз, не два и не три применялись штрафные санкции в отношении подрядчика за неисполнение тех или иных указаний администрации, за просрочку исполнения обязательств — в частности, в период неблагоприятных погодных условий (обильные снегопады и перепады температуры воздуха с переходом через 0 градусов с образованием зимней скользкости)», — отметил начальник управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Петрозаводска

***

Некоторые жители Петрозаводска недовольны уборкой города от снега и наледи, а подрядчик говорит о круглосуточной работе и устранении всех замечаний. Конечно, стоит учитывать ряд так называемых «катаклизмов», мешающих качественной чистке дорог. Но ведь Карелия далеко не первый раз сталкивается со снегопадами и перепадами температур, но работу по уборке наладить так и не получается.