КарелИнформ
Сорвать или сорваться: может ли коронавирус остановить крупные стройки в Карелии
25 октября 2020, 11:57
Сорвать или сорваться: может ли коронавирус остановить крупные стройки в Карелии
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Регион подходит к зиме с осязаемым набором проблем, связанных с качеством работы подрядчиков по госконтрактам. Власти регулярно сообщают о смене исполнителей, затягивающих сроки, и срочно объявляют новые тендеры. Виноват ли бизнес в такой чехарде? И следует ли винить пандемию коронавируса в возникших неурядицах?

Ни о чем?

Заказчиком профильных работ в подавляющем большинстве случаев выступает исполнительная власть. Однако наше стремление получить сколько-нибудь подробные разъяснения по возможным проблемам с оперативностью подрядчиков почему-то превратилось в лихой детектив.

В пресс-службе Министерства строительства, ЖКХ и энергетики РК подготовленный список вопросов приняли оперативно. К слову, предлагалась (как более предпочтительная) личная встреча с кем-либо из руководителей.

Нас, в частности, интересовало, работу по каким крупным объектам в регионе и по каким госконтрактам пришлось вынужденно «заморозить», на какие сроки и почему? Также редакция рассчитывала из первых уст узнать основные причины неисполнения контрактов, и существует ли в кулуарах некий «черный список» недобросовестных исполнителей (пусть он и вряд ли может запретить тем заявляться на очередные тендеры).

Минстрой полагает, что проблем нет.
Фото:Google Maps

Наконец, можно ли считать пандемию нового Covid-19 основой всех бед, если о таковых, конечно, можно говорить? И как часто приходилось Министерству разрывать договорные отношения и искать новых подрядчиков? Может, допускались и переносы сроков?

Минстрой с реакцией не затянул. Но суть краткого телефонного звонка-ответа пресс-службы со ссылкой на министра Виктора Россыпнова свелась к тому, что говорить сегодня… не о чем. Срывов нет, а все работы идут по плану.

Может, в самом деле, мы ждем звона без колокола? Почему же тогда руководитель Минстроя 7 сентября этого года на официальной странице в соцсети официально сообщает, что в одностороннем порядке заказчик расторг договор с компанией из Петербурга, которая строила новый автовокзал в поселке Пряжа? Причем из-за, цитируем, «грубого нарушения подрядчиком сроков производства работ»?

Будущая автостация в Пряже. Или бывшая?
Фото:http://gov.karelia.ru

«При участии в торгах компания пошла на существенный демпинг: понизила цену с 31 млн. до 23 млн., то есть более чем на 25 %, что и позволило ей победить в аукционе, - сообщил министр. - Однако по закону столь значительное понижение в цене лишает подрядчика права получить аванс и фактически строительство должно вестись за собственные средства. В результате с момента заключения договора – 23.04.2020, то есть более чем за 4 месяца, работники <…> смогли только демонтировать старое здание автостанции и подготовить площадку для строительства нового. Обязательства по устройству фундамента к 12.08.2020 были не выполнены, отставание от графика составляет 10 недель, в установленный договором срок - 30 декабря этого года объект построить при таких темпах невозможно».

В сентябре подрядчик получил уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке и заодно штраф почти на 800 тысяч рублей, добавил Виктор Россыпнов. А Управлению капитального строительства пришлось заняться организацией новых торгов. Заодно с сентября 2020 года по инициативе кабмина были внесены поправки в профильное законодательство, которые расширяют перечень критериев при выборе подрядчика - наличие опыта, квалифицированных кадров и пр. Другими словами, будущий исполнитель теперь должен более серьезным образом подтверждать свою компетенцию. Дабы не повторился печальный опыт.

С ГЭС не шутят. А со школами?
Фото:http://gov.karelia.ru

Не одни такие

Так или иначе, за примерами срыва положенных сроков по госконтрактам далеко ходить не надо. Крупных подрядчиков на масштабных объектах пандемия коронавируса успела «потрепать» скандалами с вахтовиками на ГЭС, но публично застройщики заявляют о том, что социальные объекты (будь то детсады или школы) сдадут в срок.

Другое дело, что компании-гиганты – на то и гиганты, способные хоть как-то противостоять коронавирусному шторму. Тем более что, судя по последним законченным стройкам вроде новой школы на Древлянке или финальному этапу строительства детского сада в Чалне, крупные проекты отдают одному и тому же исполнителю, пусть и через относительно «конкурентные» процедуры. С другими же, видимо, власти рисковать не хотят. Или не могут.

Новый детский сад планируют построить в карельском поселке

Но какова ситуация с остальными планами, стройками или ремонтами, каковых более чем достаточно? Ими уже занимались более скромные игроки отрасли. Для наглядности вспомним пару примеров неисполнения сроков.

Так, в октябре власти Петрозаводска расторгли договор с компанией, которая не уложилась в положенное время с работами по мосту через реку Неглинка на улице Кирова. Мэрия назвала затягивание неоправданным и сегодня срочно ищет нового подрядчика.

К слову, та же компания пыталась участвовать в очередном тендере Управтодора на масштабную реконструкцию части улицы Куйбышева в Петрозаводске, но аукцион вновь остался «безымянным», причем не в первый раз: единственную заявку отклонили из-за несоответствия установленным требованиям.

Мост на улице Кирова - почти притча во языцех.
Фото:Google Maps

Срывами богаты и районы: в августе подрядчик сорвал сроки ремонта детсада в поселке Салми: министр образования республики Роман Голубев, побывав с инспекцией на месте, не нашел объективных причин для опоздания. Теперь компанию ждут штрафы и неустойка.

Штраф ждет и подрядчика, который не успел заменить старый мост в селе Беломорского района, отказавшись от исполнения контракта. Местные власти пошли на компромисс: расторгли договор по соглашению сторон, чтобы оперативно заняться поисками другого исполнителя.

В сентябре еще одна фирма не справилась с ремонтом кровли детсада в поселке Питкярантского района, хотя контракт заключался еще весной. При этом работы не были выполнены даже на четверть.

Подрядчик сорвал сроки ремонта детского сада в карельском поселке

Связи без связи

Судя по чиновничьей практике, недобросовестным поставщикам, как минимум, грозят либо штрафы, либо «черный список» (что равносильно запрету на участие в госзакупках). Но сознательно ли бизнес затягивает сроки?

Показательно: практически все исполнители, к которым мы обратились за комментариями, решили отмолчаться. Даже на предложенных условиях анонимности. Кое-кто, впрочем, проговорился, что в закупочный алгоритм вовсе не предполагает участие двух формальных участников (т.е. заказчика и исполнителя).

Говорят, дело в связях...
Фото:pixabay.com

«Коронавирус разрушил многие связи, сегодня каждый поставщик рискует остаться без копейки в кармане, - пояснил руководитель одной из карельских компаний. – Предположим, я беру контракт, если еще умудрюсь, а то бывают разные схемы типа «паровоза» [предварительная договоренность участников о снижении цены контракта до минимально возможной. – Прим. Ред.]. Подписываю бумаги, начинаю работать, а тут – форс-мажор. Он и так есть на госзакупках, «коронавирусный» [новый ковид сегодня признан обстоятельством непреодолимой силы. – Прим. Ред.], но я говорю о другом. О «кидалове» по тому же субподряду, например. Или так: заказываю материалы, а они вовремя не приходят: железная дорога подвела».

В типовой закупочной документации сегодня слишком мало «технических» временных люфтов, которые позволили бы хоть немного отступить от плана в случае какого-нибудь ЧП, сетует наш собеседник. Более того, лимит по срокам исполнения устанавливается по мотивам, известным только заказчику. Но это уже – перипетии федерального законодательства.

Не «поставилось»

О предпринимательских сложностях прекрасно осведомлена уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова, у которой бизнес ищет защиты. И жалобы от исполнителей го государственным и муниципальным контрактам – конечно же, есть.

Как уточнила бизнес-омбудсмен, обращения чаще всего связаны с двумя обстоятельствами. Во-первых, заказчик отказывается оплачивать работу в полном объеме, ссылаясь на нарушение срока исполнения контракта. Во-вторых, не желает принять подряд и не подписывает акты приема-сдачи работ. Заказчики апеллируют либо к плохому качеству, либо к замене одних товаров другими.

Уполномоченный по правам предпринимателей в РК Елена Гнетова
Фото:https://vk.com/

Предприниматели же отмечают, что нарушение произошло не по их вине. Контракты могут «зависнуть» из-за поставщиков, которые не работали в период пандемии или вовремя не поставили нужное оборудование или продукцию, говорит Елена Гнетова, добавляя, что каждый случай требует внимательного индивидуального подхода, всестороннего изучения ситуации и оценки степени влияния пандемии. Есть и опосредованные сложности – тоже, впрочем, спровоцированные коронавирусом.

«Например, ко мне поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью: предприятие стало победителем аукциона, но пропустило срок подписания контракта по причине того, что офисные работники были направлены на удаленную работу и не смогли из-за сбоев интернета совершить ряд необходимых процедур, - делится примером бизнес-омбудсмен. - Неподписанный вовремя контракт победителем аукциона расценивался заказчиком как односторонний отказ от исполнения работ. Заказчик направил в УФАС информацию для включения ООО в реестр недобросовестных поставщиков. Эту ситуацию мы рассматривали совместно с УФАС Карелии. Было установлено, что исполнитель оповестил заказчика о причинах пропуска срока подписания контракта. Эти обстоятельства были признаны антимонопольной службой уважительными, и исполнитель не был внесен в реестр недобросовестных поставщиков».

Защитный рефлекс: как коронавирус съедает миллионы на госзакупках в Карелии

Суд имеет значение?

Уполномоченный также рекомендует предпринимателям получить заключение о признании обстоятельств, по которым исполнитель не смог вовремя исполнить контракт, форс-мажором, о чем мы уже упоминали. Выдать документ может Торгово-промышленная палата РК, чьи юристы проводят соответствующую оценку, изучают длительность обстоятельств непреодолимой силы и выясняют причинно-следственную связь между форс-мажором и невозможностью исполнения обязательств.

В итоге предприниматель может рассчитывать на соответствующий сертификат, который в случае судебных разбирательств имеет значение: обязательства предпринимателей прекращаются без последствий по статьям 416 или 417 Гражданского кодекса РФ.

«Заказчики также принимают такие сертификаты, - говорит бизнес-омбудсмен. - В тех жалобах, которые поступили в мой адрес, заказчики отказались от претензий к исполнителям в досудебном порядке».

До суда или без суда: выбор есть.
Фото:1Mi

Кроме того, если коронавирус сует палки в колеса, то менять срок исполнения контракта и его цену позволяет федеральный закон №98 о госзакупках.

«Чтобы получить отсрочку, поставщик письменно обосновывает задержку и прикладывает подтверждающие документы, например письма от контрагентов-поставщиков, - объясняет механизм Елена Гнетова. - Изменить условия контракта по соглашению сторон возможно в течение всего 2020 года. Если же заказчик не хочет учитывать объективные обстоятельства добросовестного исполнителя, на которые он не мог повлиять, и отказывается изменять сроки или иные условия контракта, начисляет пени и штрафы, то предприниматель может обратиться в суд».

По мнению бизнес-омбудсмена, в сегодняшнее сложное время заказчики должны «более гибко подходить к исполнителям». В конце концов, зачем штрафовать за незначительные нарушения, если имеются законные возможности для продления сроков?

Лучше все записывать. Не только в блокнот.
Фото:1Mi

«Исполнителям и поставщикам по контрактам сложно доказать государственным и муниципальным заказчикам свою добросовестность и наличие не зависящих от них обстоятельств, которые, действительно, имели место. - резюмирует Елена Гнетова. - Субъекты малого бизнеса, к сожалению, не имеют навыков документировать результат переговоров, обмениваться с контрагентами официальными письмами, в том числе получить официальный отказ от поставки или выполнения работ. Предпринимателям быстрее и легче позвонить, обсудить вопросы с помощью популярных мессенджеров или соцсетей, направить заявку на товар по e-mail. Понятно, что это способствует ускорению делового оборота. Но, в сегодняшней ситуации необходимо думать о возможных рисках, допустимых доказательствах».

Потому система коммуникации в бизнесе сегодня нуждается в пересмотре: переговоры следует протоколировать, отказы от поставок принимать только в письменном виде. Помогут и дополнительные соглашения: любые этапы взаимодействия с заказчиком необходимо «актировать».

«Если переписка ведётся в электронном виде, то в договор необходимо внести пункт относительно адреса электронной почты, по которому стороны могут вести переписку, - добавляет бизнес-омбудсмен. - Следует дополнить договор деталью, что по указанному "e-mail" будут направляться документы, письма и уведомления и иная деловая корреспонденция. В этом случае электронная переписка будет являться надлежащим доказательством для заказчика, при необходимости - и в суде».

Подрядчики заплатят штрафы за срыв сроков по благоустройству Петрозаводска

Нехорошо устроились

Впрочем, не одними стройками «живут» госзакупки: отдельные (хотя не столь заметные) сложности возникают и по контрактам с благоустройством. Недавно, контракты по благоустройству. Администрация города разорвала контракт с подрядчиком из Санкт-Петербурга, который нарушил условия договора. В мэрии сочли нужным прекратить отношения с компанией и выставить крупный штраф.

В октябре этого года мэрия Петрозаводска расторгла контракт с подрядчиком из Санкт-Петербурга, который взялся привести в порядок Соломенный парк, участок в районе СКЗ и Приозерский парк. Времени хватило только на подготовку, хотя компания должна была справиться до сентября.

Нарушителю предъявили два миллиона рублей штрафа. Перед компанией замаячили уже упомянутый реестр недобросовестных поставщиков и проверка прокуратуры. Из еще более свежих примеров – бульвар Победы в столице Карелии. На сегодняшний день не освоена и половина контрактных обязательств. В мэрии также говорят о штрафах.

Бульвар Победы - не победить.
Фото:Администрация Петрозаводского городского округа

Но. Наложить штраф – еще не значит его взыскать. Юрист одной из небольших строительных компаний в районе Карелии в беседе с нами осторожно предположил, что любое решение можно и даже нужно оспаривать в суде. Такие споры требуют дополнительных трудозатрат, но возможность выиграть время зачастую смотрится куда привлекательней перспективы лишиться миллионов рублей.

Так или иначе, благоустройство в отличие от крупных строек на госзакупках страдает менее заметно. В октябре премьер-министр правительства Карелии Александр Чепик, инспектируя работы по благоустройству в Петрозаводске, в эфире одного из местных телеканалов заявил о том, что «все идет своим чередом»:

«Мы видим, что работы мы в целом завершаем <…> мы видим, как город меняется, все приводится в определенный порядок. Поэтому я думаю, что вот так вот общими слаженными усилиями в итоге мы более-менее все эти работы завершим в этом году».

Чуть смущает разве что оброненное «более-менее».

***

Можно ли избежать «закупочных» разборок? По мнению бизнеса, можно попробовать вернуться к практике так называемых «процентовок». Исполнитель по госконтракту приступает к работам, а спустя месяц - после того как заказчик убедится в его добросовестности – получает часть положенной суммы. А следующие части выплачиваются по ходу выполнения.

Другое дело, что и аукционная документация должна быть без сучка и задоринки. А вот с этим сегодня, судя по регулярным жалобам в УФАС, о которых «КарелИнформ» регулярно рассказывает, по-прежнему туго.