Учёные выяснили, что курение во время беременности влияет на рост ребёнка после рождения

31 мая 2016, 20:20
В мире

Курение во время беременности влияет не только на развитие плода внутри утробы женщины, но и на рост детей после их рождения – оказалось, что никотин и связанные с ним изменения в работе ДНК способствуют развитию синдрома дефицита внимания и гипердинамии, сообщают РИА-Новости со ссылкой на статью, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

- Нас радует то, что мы нашли клеточные сигналы, которые объясняют то, как никотин влияет в долгосрочном периоде на работу клеток мозга и поведение человека. Еще более удивительным стало открытие того, что он влияет на работу регуляторов активности генов и меняет организацию мозга и рисунок активности нейронов во время развития нервной системы, — заявила Марина Пиччиотто из американского йельского университета (США).

Пиччиотто и его коллеги пришли к таким выводам, наблюдая за поведением и работой мозга у мышей, родившихся от матерей, которые жили в клетках, куда ученые периодически запускали дым, аналогичный сигаретному.

Как показали эти наблюдения, никотин влияет на организм зародышей в утробе матери сразу несколькими способами – он меняет работу их нервных клеток на клеточном уровне, а также порождает нарушения и на генетическом уровне, влияя на особую подсистему клетки, которая управляет «перезаписью» так называемых эпигенетических меток.

Генетический материал человека и всех других живых существ с обособленным клеточным ядром упакован в особые белки-гистоны, которые удерживают свернутую ДНК на месте и влияют на «считываемость» отдельных генов.

В последние годы генетики находят все больше намеков на того, что эта «обертка» ДНК участвует в передаче информации между поколениями и позволяет животным и растениям быстрее приспосабливаться к новым условиям среды, и проблемы с «перезаписью» особых меток на ее поверхности оказались связаны с предрасположенностью к гомосексуальности и суицидам среди людей.

Как оказалось, никотин вносит свою лепту в нарушение работы белковой «обертки» ДНК – он необратимым образом меняет работу генов и белков Ash2l и Mef2c, связанных с чтением и записью эпигенетических меток, что приводит к развитию синдрома дефицита внимания и гипердинамии у мышат.

Если работу одного из этих генов подавить, то часть негативных изменений в поведении даже взрослых грызунов, родившихся от «курящих» матерей, можно обратить вспять – такие мыши, по словам ученых, начинали вести себя спокойнее. Препараты, подавляющие работу этих генов или защищающие связанные с ними участки ДНК, могут помочь курящим женщинам обезопасить будущих детей от развития дефицита внимания или гипердинамии.

Сюжеты:
Новости
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter