Молодежный технопарк – это наше все!

Молодежный технопарк – это наше все!

23 января 2017, 14:37
В мире
Наиль Шабиев
Молодежный технопарк – это наше все!

Почти два года назад весенним мартовским днем в Детско-юношеском центре Петрозаводска открылся в Карелии класс по нанотехнологиям. Это стало первым шагом к созданию молодежного технопарка, призванного способствовать развитию технического творчества подрастающего поколения на современном уровне. Мне довелось побывать на открытии нанокласса, посмотреть вместе со школьниками 5-7 классов петрозаводских школ необычные опыты, которые нам продемонстрировали педагоги Центра с помощью наночемоданчика. Центр тогда располагался в здании бывшего детского дома №4 на проспекте Невского, точнее он туда еще только начал переселяться. В старых помещениях вовсю шел ремонт, буквально к открытию нанокласса успели подготовить одну из комнат, ведь мероприятие приурочили к Всероссийской «Неделе высоких технологий и предпринимательства», которая должна была вот-вот начаться.

Я давно собирался снова побывать здесь, однако каждый раз откладывал в силу сложившихся обстоятельств. И вот, наконец, позвонил директору Центра Денису Рогаткину и договорился о встрече. «Приходите, у нас с тех пор многое изменилось», - раздалось на другом конце провода.

Подходя к новому крыльцу здания, я уже предчувствовал перемены. Внутри корпуса также все преобразилось: во всем ощущалась дизайнерская мысль и погружение в среду детско-юношеского творчества. В соответствии с направлениями деятельности были расписаны стены в коридорах, а класс нанотехнологий тоже неузнаваемо преобразился: пополнился роботами, всевозможными деталями для их сборки и еще много чем, подчеркивающим принадлежность помещения с приставкой «нано».

- В Детско-юношеском центре Петрозаводска мы создали и развиваем «Молодежный технопарк», - говорит Денис Рогаткин. - В рамках проекта стали партнерами с федеральной программой «Школьная лига РОСНАНО». Сейчас ее возглавляет знакомый всем нам Александр Селянин. Штаб-квартира Лиги находится в Санкт-Петербурге. Они занимаются продвижением современных подходов в естественно-научном образовании, не замыкаются только на нанотехнологиях. В этой программе нас привлекло то, что там есть хорошая прикладная разработка под названием наночемодан.

Мы начали с того, что приобрели два наночемодана. На их основе стали знакомить ребят с нанотехнологиями. «Science in Box» - это своеобразная автономная физическая лаборатория. Она позволяет в доступной форме рассказать о нанотехнологиях и предлагает принципиально новые подходы для объяснения обычных, но в какой-то мере сложных для понимания школьного курса вещей. К ним относятся, например, поверхностно-активное натяжение, углы смачивания, магнетизм и другие. С помощью чемоданчика можно провести свыше 50 разнообразных опытов по физике, химии и даже биологии. Ребята видят, как, скажем, обработка обычной водой позволяет делать какой-то предмет или ткань непромокаемой, как негорючие вещества начинают гореть. Они понимают, что нанотехнологии – это не миф или обман, а действительно перспективное направление.

Основная цель программы - повысить заинтересованность ребят в изучении новых технологий. Ведь современные дети сильны в освоении IT и мобильных технологий, они живут в сети и схватывают все очень быстро. Задачей проекта было показать новые возможности самореализации. Ведь, понятно, что в перспективе будут новые профессии, и, когда футурологи перечисляют их список, просто диву даешься: чего только нет.

- То есть, благодаря молодежному технопарку, у экономики республики в перспективе появятся инновационно мыслящие и подготовленные кадры, способные создавать новые интересные продукты.

- Совершенно верно. Новые технологии уже входят в обычную практику, используются во многих веществах, предметах. Самый простой пример - светодиодное освещение.

С наночемоданом наши сотрудники познакомили не только петрозаводских детей, но и объездили много районов Карелии. Школьники даже на переменках не отходили от специалистов Центра, тем более, им тоже доверили попробовать провести некоторые манипуляции с помощью содержимого чемоданчика. В дальнейшем учителя должны поддерживать этот интерес, и для этого мы стали ресурсным центром программы «Школьная лига РОСНАНО». Помогаем школам вступать в эту программу, начинать в ней работать системно. Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО вместе с Лигой ежегодно весной проводят «Неделю высоких технологий и предпринимательства». Недавно Министерство образования и науки Российской Федерации направило письмо об этом в регионы. В мероприятии участвует не только РОСНАНО, но и Роскосмос, Ростех, Росатом. Их специалисты предлагают уроки, которые учитель может провести у себя в регионе. Петрозаводские школьники могут также принять участие в «Неделе», прийти к нам на мероприятия.

- Какова заинтересованность карельских школ в программе «Школьная лига РОСНАНО»?

- Сейчас около 10 школ республики заявили о том, что являются участниками и партнерами программы «Школьная лига РОСНАНО», но пока не хватает системной активной работы. Одно дело заявить, что нам это интересно, другое – вовлекать ребят в систему конкурсов. Работа Лиги строится таким образом, что есть весенняя и осенняя серии конкурсных программ, когда любой ребенок, чем больше, тем лучше, может войти на сайт «Школа на ладони» и участвовать в конкурсах, которые предлагают им веселые практические задания для всех возрастов, от 5 до 11 класса. Это мини-эксперименты и исследовательские работы, которые они должны выполнить сами: сфотографировать, либо выложить видео. Опять же – это направлено на повышение интереса к теме. Есть задания серьезные, когда нужно провести наблюдение, эксперимент и зафиксировать это, а есть смешные, например, возьми свой фотоаппарат, сходи в книжный магазин и посмотри, в каких книжках есть слово «нано». Или задание, как было в осенней сессии, связанное с созданием шагового робота из зубной щетки. Пока в республике мало активности участия в конкурсах.

Кроме конкурсов, есть ряд научно-практических конференций, на которые дистанционно можно представить работы. В этой программе каждый ребенок набирает баллы. Он может выбрать несколько конкурсов. Летом для старшеклассников проводится лагерь «Наноград». Участники, набравшие наибольшее количество баллов получают право поехать туда бесплатно. Лагерь каждый раз проводится в новом регионе, там ребята выполняют задания, связанные с технологиями и бизнесом. Они живут по модели инновационного города, в котором есть культурная часть, обучение и бизнес. В конце смены они сами приходят к тому, что по заказу реальных работодателей или инновационного бизнеса этого региона, решают некие кейсы, предлагают свои решения проблем и задач, которые стоят перед этим бизнесом.

Для ребят 5-7 классов Лига впервые в прошлом году провела смену в «Артеке», она планируется и в этом году. Ребята, которые прошли через эту систему конкурсов, побывали в лагере.

- Эти 10 школ, о которых вы сказали, они не только в Петрозаводске, но и в районах?

- Да, конечно, например, активно в этом плане работает средняя школа в Новой Вилге и, когда проходит «Неделя новых технологий», здесь всегда придумывают свои мероприятия. В Петрозаводске активно участвует в программе средняя школа №27. Любое общеобразовательное учебное заведение, которое хочет стать партнером Лиги, заходит на сайт, заполняет небольшую анкету и через некоторое время видит себя в списке.

Вначале можно получить статус школы-партнера, а в дальнейшем либо продолжать сотрудничество с Лигой в этом ранге, либо претендовать на статус школы-участницы. Даже партнерство с Лигой открывает широкие возможности. Как я уже говорил, ученики школ-партнеров могут участвовать в конкурсах и проектах, организованных Школьной лигой РОСНАНО. Организуются курсы повышения квалификации для учителей. Школы-партнеры могут со скидкой приобретать учебные пособия, разработанные в рамках Лиги.

- До «Нанограда» и «Артека» мы еще не дошли?

- В прошлом году одна девочка из Карелии прошла в «Артек», но в связи с некоторыми организационными проблемами не поехала.

Лига предлагает годовой цикл для школы, бесплатно предоставила нам большое количество учебно-методических пособий, которые мы передали в учебные заведения. Пособия помогают педагогам по самым разным предметам, начиная от «окружающего мира» в начальной школе. Они направлены на то, чтобы образование было не столько теоретическим, а практико-ориентированным.

Продолжая идею с наночемоданами, Лига сделала целый комплект научных коробок. Их школы могут купить или, являясь членами Лиги, претендовать на них. При этом школа должна иметь специально оборудованное помещение для инновационной деятельности учащихся во внеурочное время. У новой разработки больше возможностей, чем у наночемоданов. Чтобы претендовать на поставку этих комплектов, региону необходимо иметь хотя бы 10 школ - активных участников Лиги. Пока проект только начинается, мы надеемся в него войти.

- «Школьная лига РОСНАНО» и работа с ней по нанотехнологиям – это одна тема. Вероятно, есть и другие проекты?

- Второй проект – «Молодежный технопарк. Робототехника» - завершился в 2016 году. Он тоже реализовывался при поддержке Министерства по делам молодежи, физкультуры и спорта республики.

Роботы – дорогое удовольствие, поэтому у нас в основном – роботизированные конструкторы, различные модули, кубики. Ребята с помощью планшетов с простым программным средством могут собирать их, задавать им алгоритм действий. В Детско-юношеском центре по этой программе занимаются две группы ребят. Программу апробировали в течение полугода. Она получилась, у детей есть к этому повышенный интерес. Вначале они приходили на программу «Молодежный технопарк», которую мы реализовывали со школами. Она содержит нанотехнологии, основы электротехники и другие смежные направления. Один раз в неделю команды, которые набирает школа, приходят в Центр, а потом вместе со своим учителем работают по программе «Школьной лиги». Заинтересовавшись нанотехнологиями, в дальнейшем они переходят к программированию роботов.

Робототехнику сейчас пытаются внедрять и в некоторых школах. Наши специалисты провели мастер-классы в районах, показали учителям, как мы работаем в этом направлении. Кроме того, Центр «Илмаринен», работающий на базе ПетрГУ, совместно с Домом творчества №2 открыли лабораторию и делают совместную программу.

В феврале будем проводить республиканские соревнования по робототехнике. Думаю, что они станут традиционными. Возможно, из этого в дальнейшем получится летний тематический лагерь или летняя школа.

Мечтаем открыть группы по основам 3D-моделирования. Сейчас можно за 30-40 тысяч рублей приобрести простые 3D- принтеры. Если ребенок готовится к соревнованиям по робототехнике, и у него нет какой-то детали для робота, то он имеет возможность ее программировать, напечатать и добавить к своему роботу. Это планируем осуществить в перспективе, сейчас думаем над этим.

- Расскажите о ближайших планах Центра.

- Ближайшее событие – поездка в Йоэнсуу на фестиваль науки. Мы сотрудничаем с научным обществом финского города, которое каждую весну проводит такое мероприятие. Финансирует его региональный союз Северной Карелии. Мы отправляем на фестиваль обычно 50 ребят. В эти дни большая спортивная арена Йоэнсуу, как выставочное пространство, вся полна модулями, туда приводят массово не только школьников, но и детсадовцев. У них есть возможность пробовать любые технологии, в том числе и собирать роботов.

Наши карельские ребята тоже выставляют свои модули, проводят интерактивные игры. В прошлом году мы возили на фестиваль наночемодан и показывали разные опыты, в том числе и оптические. Например, ребята затемнили один из модулей, сделали квадрат из темной ткани и на длинной выдержке фотоаппарата рисовали фонариками надписи и рисунки, сразу же эти фотографии выкладывали в интернет. Через такую игровую форму школьники Йоэнсуу знакомились с новыми технологиями.

Мы уже получили приглашение на участие в этом фестивале. В этом году он приурочен к 100-летию независимости Финляндии.

Технопарк сейчас – это один кабинет на втором этаже, где есть нанотехнологии и роботы. Летом планируем объединить на третьем этаже два кабинета и сделать такой ремонт, который был бы необычным в плане дизайна и пространства, чтобы это не были обычные стены, покрашенные водоэмульсионной краской, чтобы помещение привлекало ребенка, и он ощутил, что попал в среду, которая его ориентирует на высокие технологии. Вероятно, здесь будут и светодиодные подсветки, на стенах – интерактивные стенды или модули, в которых можно что-то переключать, модные сейчас грифельные доски. Пока нет готового проекта; надо еще сесть и обдумать, как это должно быть.

- Кто, кроме Министерства молодежи, физической культуры и спорта республики являются еще вашими партнерами?

– Карельский фонд развития образования. Программу «Молодежный технопарк» мы развиваем вместе с ним.

- Сколько лет Центру?

- Еще в советское время – это был Дом пионеров №1 Ленинского района, созданный в 1974 году, а потом городское руководство его переименовало. Сюда, в здание бывшего детского дома, мы въехали два с половиной года назад. До этого находились в помещении детского садика на Ключевой. Конечно, там было тесно, поэтому работали кто в школах, кто в подростковых клубах. Новое помещение позволило развивать новые привлекательные программы, чтобы ребята сюда приходили, и им было интересно заниматься.

Техническое творчество – это молодежный технопарк, программа по автоделу. Всего в ДЮЦ занимается 3500 детей. Пока у нас гораздо больше детей, которые вовлечены в программы по общественной активности. Например, есть программа «Мы и общество» для 5-7 классов школ города, там участвует где-то 800 детей. Однако в ней есть блок «Мы и наука». Этих ребят мы тоже привлекаем к участию в конкурсах « Школьной Лиги РОСНАНО». Например, в прошлом году во время зимнего фестиваля «Гиперборея» ребята в Губернаторском парке рядом с катком создавали зимний «Наукоград». Каждая команда придумала скульптуру из снега, иллюстрирующую некую научную модель, явление. Потом они проводили экскурсии друг для друга. Мы такие игровые формы тоже используем.

- Как часто проходят занятия в Молодежном технопарке?

- 5 школ работают с нами постоянно, они в еженедельном режиме приходят и занимаются. В районы мы сами едем с этим чемоданом в рамках какого-то проекта. У нас есть программа для 3-4 классов «Первый шаг в общество», где ребята тоже всякими добрыми делами занимаются. Мы в тематических блоках, которые связаны с исследованиями, наукой, объявляем занятия, которые называются «В гостях у чокнутого профессора». У нас один из педагогов в белом халате с сумасшедшим взглядом открывает наночемодан и в игровой форме демонстрирует его содержимое. Дети сидят с такими удивленными глазами, ходят к нам целыми классами. Сколько времени прошло, а наночемоданы у нас еще не кончились, т.е. жидкости какие-то заканчиваются, мы докупаем новые и он работает.

Вместо послесловия:

Денис Рогаткин в 1994 году окончил исторический факультет Петрозаводского госуниверситета. Свою трудовую деятельность начал в подростковом клубе. После службы в армии работал в центре патриотического воспитания, потом перешел сюда - в Дом пионеров, позднее переименованный в Детско-юношеский центр. И уже почти двадцать лет отдает свои знания, душу и энергию детям.

Час беседы с Денисом пролетел мгновенно, он настолько увлечен современными технологиями, может долго и эмоционально рассказывать о молодежном технопарке и одном из важнейших его направлений – роботехнике. Главное – передает свой нано порыв нашим детям. И это здорово, ведь за нанотехнологиями не только будущее, но и настоящее. Это наше все!

Stories:
Статьи
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter