Posted 17 августа 2017,, 07:09

Published 17 августа 2017,, 07:09

Modified 12 ноября 2022,, 07:55

Updated 12 ноября 2022,, 07:55

Ожившие ткани

17 августа 2017, 07:09
Ожившие ткани
Сюжет
Статьи

Дизайнер по текстилю Дарья Березина единственная в Петрозаводске, кто работает в старинной технике нанесения рисунка – ручной набойке. С 2013 года её дом стал набивной мастерской, где салфетки и скатерти начали приобретать совершенно иной вид благодаря авторскому оттиску.

Девушка всегда проявляла интерес к искусству. Конец 10-ого и начало 11-ого класса она провела в средней школе в Дулуте. Учёба по обмену ей понравилась.

– Я сама выбирала предметы, которые буду изучать. Углубилась в металлообработку, художественные графические техники, керамику.

Спустя год Дарья вернулась домой. Пришло время поступать в университет и сдавать экзамены.

– Я шла и понимала, что это не моё, поэтому отправлялась в кафе-мороженое. Приходила к родителям, говорила, что экзамен не сдала, знаний не хватило. Они меня жалели: «Ой, бедненькая, не поступит из-за этого».

Родители девушки вспомнили, что, ещё будучи в Америке, она активно занималась творчеством, поэтому предложили поступить в Карельское училище культуры им. Лисицыной. Дарья охотно согласилась, тем самым сделав очередной шаг навстречу декоративно-прикладному искусству.

Фото - Дарья Березина

Курс на набойку

Образование отнимало много времени. Большое количество предметов позволяло знакомиться с различными направлениями.

– В годы учёбы я увлекалась ткачеством, народным костюмом, графикой и живописью. Печатью по ткани занялась только в 2013 году.

Именно тогда сыну Дарьи, Фёдору, исполнилось два года. У молодой мамы появилось больше свободного времени. В тот момент она и наткнулась на уникальную старинную технику, которая превратила жизнь в затяжной гипнотический сеанс-творчество.

Фото - Дарья Березина

Ручная набойка предполагает нанесение рисунка на ткань с помощью деревянных штампов или бумажных трафаретов. Нередко мастера работают в технике шелкографии, позволяющей наносить изображения посредством рамы с натянутой на неё вуалью. Чтобы научиться оживлять текстиль, Дарья отправилась на индивидуальные мастер-классы в Санкт-Петербург:

– У художника по тканям Нины Чурбаковой я училась печатать штампами. Именно она всколыхнула эту тему и помогла ремеслу вновь стать популярным. Елена Шнайдер, наставник Нины и гуру ручной набойки, показала мне, как работать с трафаретами.

Искусственное дыхание для тканей

Вернувшись в Петрозаводск, Дарья начала трудиться дома. Около лестницы на втором этаже поставила большой стол. Такой, чтобы вмещал метры натуральной ткани. Возле него к стене прикрутила полку, предназначенную для хранения акриловых красок. Теперь здесь стоят баночки с любимыми колерами: глубоким зелёным, практически хвойным, яблочным, спелым малиновым и молочным.

Фото автора

– Я использую акриловые краски по ткани. После того как они высохнут, рисунок нужно закрепить, слегка пригладив утюгом. Изображение получается долговечным. Моё постельное бельё живёт с ним уже 4-ый год и выдерживает частые стирки.

На столе расположился лён цвета прелой травы. Вколотые в него иголки-булавки помогут создать нужный узор. Почти всегда это растительные мотивы, так полюбившиеся мастеру.

На небольшой дощечке Дарья заранее развела нужные цвета. Предварительно вымытый и высушенный деревянный штамп она тщательно покрывает краской, нанесённой на поролоновую губку. После этого форма оставляет отпечаток на черновом кусочке текстиля:

– Каждый штамп нужно сначала немного разработать, чтобы дерево пропиталось и стало по-настоящему отдавать краску, – объясняет девушка. – На первых слоях оно только начинает её втягивать.

Фото автора

Когда форма достаточно разработана, Дарья присматривается и уверенным движением рук прикладывает её к ткани. Несколько раз с силой нажимает на штамп, чтобы рисунок хорошо отпечатался.

– Форма должна пристукиваться киянкой или резиновым молоточком. Я начала заниматься ручной набойкой, когда сын был маленький, и, чтобы его не разбудить, приноровилась делать искусственное дыхание – прижимать руками.

Штампы – из Индии, ткани – из России

Деревянные штампы изготавливают из палисандрового дерева. Нужные его сорта произрастают в Индии, поэтому достать форму – дело не из лёгких.

– Всё делается через посредника, поэтому прямого контакта с индийским мастером нет. Я отправлю ему какую-то фотографию, он говорит «Фу!» и добавляет несколько завитушек. В итоге получается совсем не то, чего я хотела изначально.

К счастью, штампы требуются не для каждого заказа. Девушка считает, что сама работа диктует нужную технику и инструменты:

– Сейчас заказали изделие с айвой. Штампа у меня такого нет, делать раму слишком долго, значит воспользуюсь трафаретом. Но они достаточно быстро приходят в негодность.

Дарья показывает одно из таких приспособлений, срок годности которого явно подходит к концу. Об этом говорит вырезанный витиеватый узор, играющий всеми оттенками цветовой палитры.

Фото - Дарья Березина

Трудности возникают и при поиске натурального текстиля. Девушка чаще всего работает с льняными, выбор которых в Петрозаводске трудно назвать широким.

– Раньше я ездила в Москву и Санкт-Петербург, закупала по 40 метров понравившихся мне тканей, потому что материал всегда должен быть в наличии, если ты хочешь плодотворно работать. Приятно трудиться с тем, что ты выбрал, а не с тканью, которая попала в магазин по воле случая. Сейчас я заказываю текстиль через крупные города.

Карельские ценители

Петрозаводчане – основные покупатели Дарьи. Толику заказов из других городов она связывает с отсутствием времени на развитие проекта в социальных сетях. Сейчас все силы девушки брошены на создание пособий по альтернативной коммуникации. Материалы помогают наладить процесс вербального общения между окружающими и детьми, которые страдают синдромом Дауна, ДЦП и другими заболеваниями. В один момент карточки PECS и визуальные расписания настолько захватили мысли мастера, что возникло желание бросить ручную набойку.

– Думала: всё, завязываю с тканями. Не могу же разорваться! Но не получается. Бывают очень интересные заказы, я не могу за них не взяться. Мне ведь хочется.

Несмотря на это, изделия девушки порционно оседают в карельских домах. У одних на столе красуется тёмно-зелёная скатерть с цветами и птицами, у других – синие салфетки с корабликами. Окна третьих украшены светлыми занавесками с красными шишками.

class="gallery"> Фото - Дарья Березина и Фёдор Милютин

«Прикосновения чьих-то рук»

Дом самой Дарьи можно назвать мини-музеем. Над лестницей торжественно висит салфетка с авторским рисунком. Свет в одну из комнат проникает через белые занавески, дополненные голубыми узорами. На стене красуется большое текстильное панно, заключённое в раму, изготовленную из ветвей. Случайному гостю может показаться, что здесь ценят только ручной труд:

– Нельзя сказать, что я люблю одежду и вещи только со своими набойками или только своего производства. Мне нравится и то, что делают на фабриках, – объясняет девушка, указывая на свою футболку с кактусами.

Мастер убеждена, что ткани, на которые рисунок нанесён промышленным способом, более удобные в использовании. Для них нет ограничений.

Фото - Дарья Березина

– Ручная набойка делает вещь индивидуальной, авторской. Видно, что изделие хранит прикосновения чьих-то рук: здесь материал немного сдвинулся, а здесь птичка не туда посмотрела. Я не считаю это ошибками. Жизнь происходит на тканях.

Каждая работа Дарьи Березиной – ожившее полотно, которое хранит секреты своего создателя и покорно переносит частицы его души от сердца к сердцу.

С её работами более подробно можно познакомиться в группе Fetrika в социальной сети ВКонтакте.

"