Posted 31 мая 2018,, 10:02

Published 31 мая 2018,, 10:02

Modified 30 октября 2022,, 19:10

Updated 30 октября 2022,, 19:10

Куда «летит» отечественный рынок беспилотников в России?

31 мая 2018, 10:02
Сегодня в небе над Россией летают около 2500 официально зарегистрированных беспилотников среднего класса. Легких дронов типа DJI даже не сосчитать. Куда они летят, что снимают, кому служат и где рождаются на свет, разбираемся вместе.

По словам президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, за последнее время рынок беспилотных аппаратов изменился, а количество квадратных километров, которые они обследуют, увеличилось в десять раз. Все больше разрешений на полеты выдается с каждым годом.

Рынок дронов в России оценивается его непосредственными участниками в 10 млрд рублей в год. Большую часть из них, а именно 7,5 млрд рублей, забирают услуги, в том числе данные полученные БПЛА. Оставшуюся часть делят продажи легких и средних дронов: 1 и 1,5 млрд соответственно.

Производством беспилотников занимаются и в России. Если говорить о среднем классе, то их выпускают порядка 1000 экземпляров. Часть из них идет на экспорт в Азию, Африку и Латинскую Америку.

– На фоне наших компаний, зарубежные выглядят несколько серенько. Хотя говорить о том, что мы впереди планеты всей, тоже не буду. Мы на уровне. И нет ничего такого, что есть у них и чего не можем сделать мы. А что касается стоимости, то так как мы новички на рынке, который был раньше поделен между израильскими и американскими компаниями, мы делаем ценник ниже при очень высоком качестве продукции, её высокой надёжности, - уверен Максим Шинкевич, совладелец компании «Финко», занимающейся разработкой и производством дронов.

Участники рынка заверяют, что в сфере производства конкуренция достаточно маленькая: все работают в своем сегменте и никто никому не мешает. В этой сфере добиться получения прибыли проще, но не в сфере оказания услуг. Здесь компании трудятся все вместе, поэтому приходится ухитряться и искать ниши. Так, предприятие «Авиационные роботы» занимается авиационным контролем дорожных работ и строительства.

– Мы выявляем ряд нарушений. Заказчик оговаривает, что его интересует: допустим, движение строительной техники без тентов, объезд весовых контролей… Допустим на стройке выходной, а какая-то деятельность ведётся. Разработка незаконных карьеров – это сплошь и рядом сейчас в Ленинградской области. Мы за один 2016 год выявили три незаконных карьера, которые потом закрыли, после того, как мы их обнаружили, - коммерческий директор компании «Авиационные роботы» Евгений Тарасенко.

Одним из перспективных направлений считается мониторинг плодородных земель и сервисы доставки с использованием дронов. Не прошел незамеченным инцидент в Улан-Удэ, где дрон пытался доставить тестовую посылку «Почты России», но разбился. Вторая попытка была более успешной.

– Рынок доставки можно оценить из того, что, предположим, у вас будет 1 млн семей, которой будут пользоваться доставкой 10 раз в год для начала. 10 млн транзакций - цена доставки несколько сотен рублей - вот уже сразу миллиарды рублей только на услугах. Плюс такие же стоимости на поставки самих аппаратов, поскольку чтобы сделать 10 млн доставок в год, надо иметь несколько десятков тысяч аппаратов, - комментирует Алексей Семёнов, руководитель группы компаний «Геоскан».

Стоимость профессиональных комплексов для аэросъемки составляет от 1,5 до 18 млн рублей. Часто покупателями такой продукции становятся в том числе и силовые структуры. Например, четыре беспилотника трудятся на базе МЧС России по Республике Карелия. Они поступили в ведомство еще в 2017 году. Некоторые карельские заповедники используют дронов для поиска браконьеров: группу из пяти рыбаков однажды поймали в заповеднике «Кивач» именно благодаря БПЛА.

Главной проблемой для тех, кто работает в небе, является режим секретности. Сегодня весь снятые беспилотниками материал должен проверятся спецслужбами. Но на эти процедуры порой уходят недели и актуальность полученной информации теряется.

Другой стороной медали являются запреты на съемку. Зачастую для осуществления такой деятельности нужно официальное разрешение местных властей или руководства природного объекта. В апреле 2018 года, в преддверии летнего сезона, мэрия Петрозаводска напомнила местным жителям о необходимости согласования полетов квадрокоптеров, аэростатов, а также парашютных прыжков. В июне 2018 года должен быть утвержден регламент регистрации летательных аппаратов в карельской столице. Документ уже согласован Транспортной прокуратурой.

Тем не менее перспективы у рынка беспилотников достаточно большие. Руководитель группы компаний «Геоскан» Алексей Семенов оценивает потенциал российского рынка авиационных систем в 30 млрд рублей. Конкретно их предприятие планирует предоставлять технику в аренду и создать своего рода uber дронов. Но для этого придется упростить правила для микроавиации. В торгово-промышленной палате уверены, что в ближайшие годы этот вопрос решится.

– Есть дорожная карта, утверждённая правительством, и по которой сейчас будет совершенствование процедур, в том числе в законодательном плане. К лету 2019 года, я полагаю, что будет вопрос решён по упрощению режима секретности, по упрощению процедур получения разрешения на полёты, сроков получения, сроки, на которые даётся это разрешения, - комментирует ситуацию Сергей Катырин.

"