Posted 31 января 2017,, 17:54

Published 31 января 2017,, 17:54

Modified 12 ноября 2022,, 08:07

Updated 12 ноября 2022,, 08:07

Чайный бизнес по-карельски: история успеха

31 января 2017, 17:54
Чайный бизнес по-карельски: история успеха
Сюжет
Статьи

В Карелии завершился региональный этап конкурса «Предприниматель года». В номинации «Производство» победила мастерская супругов Хюрри, которая представила производство карельского чая.

Мы расспросили Максима и Светлану Хюрри о их небольшом, но заметном на карельском рынке семейном бизнесе.

- Сейчас вы медийные фигуры и успешные предприниматели. Расскажите, как всё начиналось?

Максим

Как и любой хороший бизнес, начинался он для себя. В истоках лежит интерес к собственной истории, к чему-то родному. Мы изучали славянские обычаи: какую пищу люди ели раньше, что пили. Вообще, мне с детства были интересны исторические романы, биографии. А вот сказать, в какой именно момент этот интерес перешел в чай, сложно… (задумывается) Сперва я начал делать бездрожжевой хлеб, а потом добрался и до чая.

Светлана

Зачем покупать какой-то непонятный чай, если всё необходимое растет буквально под ногами?! Попробовали делать для себя, понравилось, стали угощать друзей и родственников. Однажды знакомые попросили дать чай им в поездку в другой регион России, чтобы преподнести в качестве сувенира из Карелии. Мы поняли, что продукт востребован. Далее стали участвовать в проекте «Ремёсла пряжинских карелов» (организатор фонд «Мельница», руководитель Ефремова Екатерина), благодаря которому и увидели больший спрос на нашу продукцию. Поняли, что нужно выходить на ремесленные ярмарки, и уже там нас увидели сувенирные магазины города.

- Вот так сразу стали сами готовить чай из привычного нам иван-чая, который везде растет?

Максим

Основная технология несложная, и её можно найти в интернете. Очень часто к нам на ярмарках подходят люди и говорят, что видели нас по телевизору/читали про нас и после этого сами стали делать чай.

Мы уже шесть лет занимаемся чаем и познаем технологию до сих пор: постоянно её дорабатываем и совершенствуем. Каждый год что-то перерабатываем, стараемся сделать лучше, вкуснее.

Светлана

Не всё сразу получалось. У нас до сих пор лежит баночка первого чая 300 мл, он полузеленый: не до конца ферментировался. Хотим лет через пять открыть и попробовать. Это памятный чай (улыбается).

Максим

Сначала мы делали классический иван-чай, потом стали готовить сложные купажи – на тот момент такого в России никто не делал, ну, по крайней мере, я не смог найти упоминаний об этом в интернете. Раньше были смеси иван-чая с брусникой, таволгой, а мы делаем сложные купажи: рассчитываем пропорции, подбираем подходящие друг другу травы.

К тому же, мы первые стали смешивать не только травы и не только ягоды, но и делать травяные сочетания. В прошлом году начали ферментировать, то есть делать «черными», такие добавки как малина или черноплодная рябина. Этого раньше тоже никто не делал. Мы стали первопроходцами!

Сейчас у нас в линейке 6 постоянных чаев, а также около десятка фирменных чаев, которые мы делаем под заказ для конкретных фирм, под праздники или под мероприятия.

Света

У нас в планах запустить новые вкусы, мы уже думаем над расширением линейки чаев. Сейчас пробуем сочетания, прорабатываем ароматы, подбираем ингредиенты по объему, количеству и т.д., тестируем. Уже к концу весны мы должны решить, что у нас будет в следующем году, чтобы за лето заготовить все необходимые ингредиенты, собрать травы.

- Кто ваш основной потребитель?

Максим

Чай всем нравится, он вкусный, но сейчас он в основном позиционируется как сувенирный продукт. Чай упакован как сувенир, у него фракция и качество премиальные, поэтому массовый спрос ожидать сложно. Ищем новые рынки для его реализации. За пределами Карелии, например…

На данный момент основной потребитель – это турист, а также представители среднего класса и состоятельные люди.

В ближайшее время планируем делать ребрендинг чая: сувенирный чай будет более сувенирным, а для постоянных потребителей мы сделаем менее дорогой продукт в более простой упаковке. Разные линейки ориентированы на разные целевые аудитории. От наших постоянных покупателей регулярно поступают просьбы сделать чай подешевле: им не нужна дорогая сувенирная упаковка. Поэтому мы пойдем им навстречу.

- Одним из факторов выбора в конкурсе «Предприниматель года» была социальная значимость проекта. Чем ваше производство важно для региона?

Максим

Считаю, что здесь учитывался общий восходящий тренд на народные вещи, на хенд-мейд и на импортозамещение – это то, на чем мы делаем акцент. Наш проект нестандартный и имеет свои особенности, у него большие перспективы роста.

Светлана

Мы участвуем в различных ремесленных проектах, рассказывая о своем опыте в ремесленной среде. Сейчас далеко не каждый ремесленник может выйти на тот уровень, чтобы успешно реализовывать свою продукцию и обеспечивать этим себя и свою семью.

Также, нужно отметить, что наш чай больше сувенирно-подарочный. Карелия продолжает развиваться как туристический бренд, и мы очень плотно взаимодействуем с туристическим сектором, у нас есть чайный мастер-класс, чайная церемония, где мы предлагаем попробовать чай, подаем свой бездрожжевой хлеб, обучаем как правильно пить чай, рассказываем о его истории. В данном случае чай выступает даже не сувенирным продуктом, а туристической услугой.

Ваш бизнес семейный – это помогает или мешает? Не перерастают ли рабочие ссоры в семейные?

Светлана

Ссор как таковых нет, потому что мы смотрим в одном направлении. Если кто-то в чем-то ошибается, просто дополняем друг друга, помогаем, поддерживаем.

Максим

Считаю, это очень удачное сочетание – общее дело: и семья, и работа совмещены. Для бизнеса это плюс. Нам сейчас это помогает.

Светлана

Особенностью такого семейного бизнеса как наш является то, что мы стали лицом товара. Наш продукт продвигается в первую очередь благодаря нашей истории, нашей семье, и мы уже несем ответственность не только за себя. Одно дело открыть отдел одежды, который лично к тебе никакого отношения не имеет, а другое дело – дать своё имя продукту, тут уже ответственность взлетает в разы.

На данный момент мы стали медийными личностями, люди видят нас, они покупают наш чай, потому что знают нашу историю.

Максим

Кстати, на нас уже выходили инвесторы с различными предложениями. Хотят вкладывать, но условия предлагают для нас на данный момент неприемлемые.

- А вы занимаетесь только чаем или есть еще какие-то направления?

Светлана

Сейчас у нас появилось новое направление – этническая одежда. Пока несколько пробных партий сшили, если мы увидим интерес к этому продукту, то будем развивать производство.

"