Работа с семьей в интересах ребенка

Работа с семьей в интересах ребенка

Работа с семьей в интересах ребенка

30 декабря 2014, 21:14
Общество
Работа с семьей в интересах ребенка

23 декабря участники российско-норвежского проекта «Профилактика ПАВ — работа с семьей в интересах ребенка» подвели итоги своей работы. Тематика проекта безусловно актуальна сегодня. Защита прав детей, проекты и программы, нацеленные на создание благоприятной для жизни и развития детей среды, неизменно вызывают интерес в обществе, так как касаются всех нас.

Усыновление сегодня не может стать путем борьбы с сиротством, поскольку лишь 3 процента семей готовы брать детей на усыновление. Остается один путь — работа с семьей, работа с молодой семьей, чтобы она стала по-настоящему дееспособной и растила здоровых и счастливых детей.

С норвежской стороны партнером проекта выступила некоммерческая организация «Взрослые для детей», созданная более 50 лет назад детскими психологами и психиатрами для помощи детям. Сейчас у организации около 300 представителей по вопросам психического здоровья детей и 15 филиалов по всей Норвегии. Российскими партнерами проекта стали АНО «Содействие», Петрозаводский госуниверситет и образовательные учреждения Петрозаводска, Кондопоги, Мурманска, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Проект поддержан Министерствами здравоохранения Норвегии и Республики Карелия.

Важной задачей проекта стало повышение компетентности педагогов для работы с детьми, родители которых имеют тяжелые хронические заболевания или проблемы со злоупотреблением психоактивных веществ.

Чтобы обратить внимание на эту группу детей и предложить конкретные рекомендации работникам детских садов и первых классов в школах по оказанию надлежащей поддержки таким детям организацией «Взрослые для детей» разработан методический комплект под названием «Кто поможет Йесперу». В российском варианте эта методика называется «Как помочь ребенку». Этот комплект содержит буклет для детей, брошюру для родителей и мультфильм. Основная цель мультфильма в том, чтобы показать педагогам стать более внимательными к тем сигналам, которые подает ребенок своим поведением, помогая понять, с каким «багажом» приходит ребенок из дома в детский сад. Акцент сделан на сигналах, которые заметны специалисту, а также даны подсказки о том, как держать интересы ребенка в центре внимания при взаимодействии с родителями, выстраивая с ними доверительные и уважительные взаимоотношения.

В рамках проекта в июне 2014 года работе по данной методике обучено 40 педагогов: воспитателей и психологов дошкольных учреждений из Петрозаводска, Кондопоги, Прионежского района, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Мурманска.

В ходе обучения педагоги узнали:

- Каким образом личные проблемы родителей влияют на дееспособность семьи в области воспитания детей?

- Каким образом проблемы родителей влияют на детей? Какие факторы способствуют увеличению/снижению уязвимости ребенка?

- Что значит «дееспособная семья»? Идеалистические представления и что собой представляет дееспособная семья на практике.

- Какие индикаторы неблагополучия в поведении ребенка можно заметить ? О чем нам может рассказать поведение ребенка?

- О поведении ребенка и различных способах реагирования взрослых. Как реагировать и что делать педагогу?

- Как построить разговор педагога с родителями с акцентом на возможные перспективы для ребенка?

- Как построить разговор с «трудным» ребенком?

После обучения педагоги провели собрания для родителей, где рассказали о новой методике и предложили сотрудничество. Кроме того, в своих учреждениях обученные педагоги провели тренинги в своих коллективах о том, как строить работу с семьей, исходя из принципов уважения к родителям и различных способов мотивации их к ответственному родительству.

Особенно стоит отметить, что в рамках проекта сложилось тесное сотрудничество образовательных учреждений с Республиканским психоневрологическим диспансером. Сотрудники диспансера приходили на родительские собрания, участвовали в консультациях для родителей.

В результате помощь и поддержку сотрудников дошкольных учреждений и школ получили 32 ребенка от 4 до 7 лет и их семьи. В ряде случаев проблемы решались комплексно, с привлечением ресурсов семьи, дополнительного образования, социальных работников, узких специалистов (психиатров, неврологов). В ходе консилиумов, инициаторами которых выступали мотивированные педагогами родители, для детей были составлены маршруты социально-педагогической поддержки в учреждениях, одновременно и родители во время индивидуальных консультаций обучались взаимодействию с детьми, поддержанию их сильных сторон, коррекции эмоционального состояния. Для каждой семьи был составлен план последующих мероприятий, включающий междисциплинарное взаимодействие (педагога, психолога, социального работника, невролога, педагогов дополнительного образования).

Такая работа чрезвычайно важна, поскольку она предотвращает многие проблемы: распад семьи, неврозы у детей, алкоголизацию родителей, отвержение ребенка сверстниками и педагогами. Когда учитель мотивирован не на то, чтобы не исключить неугодного ребенка из класса, а помогать ему войти в коллектив и адаптироваться к школе, а родители учатся методам поощрения ребенка и взаимодействия с ним, придания ему значимости, то результат всех удивляет и радует.

Проект завершен. Работа продолжается.

Сюжеты:
Новости
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter