Posted 27 ноября 2019,, 07:58

Published 27 ноября 2019,, 07:58

Modified 30 октября 2022,, 19:37

Updated 30 октября 2022,, 19:37

Дорого и медленно: почему в России нет дорог?

Дорого и медленно: почему в России нет дорог?

27 ноября 2019, 07:58
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Совсем недавно президенту России Владимиру Путину доложили о сроках начала работ по новой трассе М-12, которая свяжет Москву и Казань. Дорога, протяженностью 729 км, обойдется бюджету в 550 млрд рублей, а первые машины поедут по ней в 2027 году.

Россия - самая большая странна в мире. Подобные события не должны быть чем-то феноменальным для нас, но на деле все выходит наоборот. В рейтинге стран мира по протяженности автомагистралей наша страна занимает 21 место (2063 км) с отрывом от лидера - Китая, почти в 70 раз. С экономикой у них тоже всё лучше, чем у нас, но лишь в 8 раз, по данным МВФ. При этом стоимость 1 км четырехполосной магистрали в Китае всего 223 млн рублей, а в России - 754 млн, сообщают Новые известия.

По мнению доктора технических наук, профессора МАДИ Михаила Якимова, темпы строительства дорог сдерживает низкая квалификация специалистов и их нехватка. Вопрос с дефицитом работников особенно остро встал, когда началась реализация нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» - деньги выделяются, а кадров для работы по проекту нет.

На климат и рельеф списать всё не удастся. В той же Канаде климат не лучше, а в Китае соблюдение технологий гарантирует срок службы дорог в 15-25 лет. При этом статистика в Минтранса России более чем радужная: в 2006 году насчитывалось лишь 701 тыс км дорог, к 2018 году протяженность выросла до 1,5 млн км. Только этому чуду мы обязаны дворовым территориям, которые до 2012 года не учитывались. Качество покрытия здесь роли не играет, к учету идет и грунтовка. За период с 2006 по 2018 гг. удельный вес дорог с твёрдым покрытием сократился с 85,2% до 70,4%.

Если говорить о технологиях, то в Канаде строят монолитные цементобетонные дороги, срок службы которых достигает 50 лет. В США 60% дорог построено по такому же принципу, в ЕС - 32%, а в России всего 3%.

Президент Ассоциации бетонных дорог, проректор по научной работе Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Виктор Ушаков считает, что самая главная проблема современных дорог в России - траты на их содержание и восстановление. Да, быстро и безболезненно перейти на строительство бетонных дорог у наших дорожников не получится, но оно того стоит.

Как сообщают «Новые Известия», участок трассы в Ферзиковском районе Калужской области обошелся всего на 5% дороже аналогичной асфальтобетонной дороги. При этом расходы на содержание дороги на период в 25 лет сократились в два раза.

Однако в этом случае не у дел окажутся всех компании, которые сейчас занимаются ремонтом дорог. На сегодняшний день только 42% транспортных артерий регионального и муниципального значения соответствует нормативам, а ремонт 1 км в среднем обходится в 7,5 млн рублей. Золотая жила и прекрасная кормушка, в том числе, и для приближенных к власти.

ФАС подтвердила: чем сильнее в регионе развиты картели, контролирующие дорожную отрасль, тем хуже дороги. Самые печальные показатели в Челябинске, Махачкале и Омске, которые относятся к самым картелизованным регионам. Специалисты говорят о том, что независимым строительным компаниям на рынке сейчас вообще нет места, всё захватили крупные фирмы «со связями». Нельзя забывать и про производителей битума - в случае смены технологии тысячи людей останутся без работы.

Генеральный директор компании по производству строительных материалов «ЛафаржХолсим» в России Максим Гончаров уверен, что в России можно строить любые дороги, было бы желание. Главный вектор развития должен выстраивать Минтранс. Сами же игроки рынка отмечают, что он очень рискованный и надо быть готовым к убыткам. Выжить могут лишь крупные игроки, которые в тоже время не станут заниматься обычными дорогами, им интересны объекты «не имеющие аналогов в мире». Однако даже эти стройки не отличаются хорошим качеством и скоростью выполнения работ. Поэтому придется россиянам и дальше ездить по ямам, кормить автосервисы и смотреть на дорожников, которые не понимают, что укладывать асфальт в снег - не самый лучший вариант.

"