Очередные электронные новшества ввели при оказании нотариальных услуг

Очередные электронные новшества ввели при оказании нотариальных услуг
Очередные электронные новшества ввели при оказании нотариальных услуг
27 августа 2021, 09:42ОбществоФото: pexels.com
Первого июля 2021 года исполнилось семь лет «цифровому нотариату». В июле 2014 года была запущена в эксплуатацию Единая информационная система нотариата (ЕИС).

Сегодня эта платформа используется для регистрации всех нотариальных действий, на ее базе действуют все публичные реестры и сервисы нотариата, в том числе те, о которых мы рассказывали ранее — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, сервис проверки доверенностей, сервис поиска наследственных дел, сервис проверки документов по QR-коду.

Все сервисы и системы разрабатываются и реализуются только за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.

Несколько цифр. Сегодня в ЕИС содержится около 260 миллионов записей о различных нотариальных действиях, это почти 100 терабайт данных. Реестр уведомлений о залоге движимого имущества содержит более 12 млн уведомлений. За первую половину 2021 года к нему обратились 3,2 млн уникальных пользователей; более 3,5 млн раз заинтересованные лица пользовались возможностью проверить доверенность; возможностью поиска наследственных дел с начала 2021 года воспользовались 2,04 млн раз.

В 2021 году появилась возможность обратиться за совершением некоторых нотариальных действий удаленно, то есть без личного посещения заявителем нотариальной конторы.

Заявка на совершение нотариального действия в этом случае направляется через интернет, в личном кабинете на портале Федеральной нотариальной палаты: https://lk.notariat.ru

Чтобы подать заявку на совершение нотариального действия через интернет необходима подтвержденная регистрация на портале Госуслуг и ключ УКЭП — усиленной квалифицированной электронной подписи.

Кстати, с первого июля 2021 года Удостоверяющий центр ФНС России оказывает услугу по выдаче квалифицированной электронной подписи. Услуга оказывается индивидуальным предпринимателям, нотариусам, юридическим лицам (подпись выдается лицам, действующим без доверенности от имени организации). Сама услуга оказывается бесплатно, однако некоторые траты все же будет необходимо понести в связи с приобретением защищенного носителя.

В результате нотариального действия удостоверенный нотариусом документ в электронном виде направляется на указанный заявителем адрес электронной почты. Этот документ имеет ту же юридическую силу, что и документ в бумажной форме. При необходимости его можно перевести в бумажный вид у любого нотариуса, совершив нотариальное действие по удостоверению равнозначности электронного документа и документа на бумажном носителе. Об этой возможности мы более подробно также рассказывали ранее.

Для некоторых удаленно совершаемых нотариальных действий предусмотрена возможность получить результат сразу в бумажной форме у нотариуса, который его удостоверил, если территориально это удобно.

Большая часть из предусмотренных законом удаленных нотариальных действий доступна уже сейчас, функционал для совершения части действий должен заработать в ближайшее время

Расширение списка нотариальных действий, которые будут доступны в удаленном режиме, действующим законом не предполагается. Связано это с тем, что для совершения иных действий потребуется осуществление целого комплекса действий, которые можно совершить только при личном посещении нотариуса, например: проверка соответствия воли и волеизъявления заявителя, разъяснение правовых последствий.

В этом материале хотелось бы чуть подробнее рассказать о совершаемом удаленно нотариальном действии по принятию на хранение и выдаче электронных документов.

Нотариусу могут быть переданы на хранение любые электронные документы, в том числе аудио- и видеофайлы, базы данных. Ограничений по формату и размеру файлов нет.

Почему это может быть востребовано? Нотариусами гарантируется сохранность и неизменяемость файлов, а также их защита от доступа третьих лиц. Никто не может увидеть содержание переданного на хранение документа, в том числе нотариус, поскольку документы и файлы будут зашифрованы и при получении на хранение и при выдаче. Шифрование производится сертифицированной ФСБ системой.

В качестве подтверждения принятия на хранение электронных документов и файлов нотариус выдает свидетельство в электронной форме.

Срок хранения цифровых документов определяет сам владелец. До окончания срока заявитель получит сообщение о том, что срок хранения скоро закончится. По истечении срока хранения и небольшого «запасного» срока документы будут безвозвратно удалены.

Получить свои документы и файлы обратно можно будет в любое удобное время у любого нотариуса.

Кроме непосредственно защиты и хранения данных у нотариуса эта услуга привлекательна тем, что может использоваться как эффективный инструмент защиты авторских прав, ведь нотариус сможет удостоверить время предъявления файлов.

Материал подготовлен при поддержке Нотариальной Палаты Республики Карелия. Если у вас есть какие-то вопросы по теме нотариальной помощи, можете прислать их на нашу электронную почту info@karelinform.ru с пометкой «Нотариусу».

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter