Как в Суоми устраивают прорыв в образовании

Как в Суоми устраивают прорыв в образовании

Как в Суоми устраивают прорыв в образовании

26 ноября 2015, 14:30
Общество
Как в Суоми устраивают прорыв в образовании

О том, какие идеи заложены в реформу системы образования в Финляндии и какие вопросы вызывают наиболее горячие дискуссии, узнали слушатели курсов повышения квалификации руководящих кадров учреждений образования в Карельском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы в Петрозаводске. С лекцией перед аудиторией профессионалов выступила международный эксперт в области сравнительного правоведения, доцент университетов в Турку и Тампере Леена Лехтинен.

Поскольку российская школа также обновляется, то узнать, какими идеями руководствуются в стране – нашем ближайшем соседе было крайне интересно именно от специалиста, который не представляет ведомственных интересов, но в то же время знает ситуацию и проблемы как внутри своей страны, так и внутри России.

Под крылом муниципалитетов

-Одна из особенностей Финляндии – ответственность за всю систему дошкольного и школьного образования, профессионально, за деятельность учреждений культуры несут муниципалитеты. Их у нас много и большинство невелики по размерам и немногочисленные. А значит, дотации на образовательный процесс, обеспечение новаций поступают из тех муниципальных налогов, которые платят граждане. Обратим внимание: они утверждаются местными властями и могут достигать 22 процентов, - рассказала в начале беседы Леена Лехтинен.

Ещё одно обстоятельство, хорошо понятное жителям северо-западных регионов России, -необходимость принимать сложные решения о содержании малочисленных школ в удаленных поселениях.

«Ученики начальных классов не должны терять много времени на поездки в школу и обратно. Расстояние до школ для них не должно превышать пяти километров, - продолжила лектор. - Не должны оказаться в затрудненных условиях и дети из семей с низкими доходами. Конституция Финляндии гарантирует равное право на качественное, доступное, общее образование. И сегодня этот вопрос активно обсуждается. Закрытие небольших школ, с одной стороны, неизбежный процесс. Но с другой, у противников создания сверхкрупных учебных центров свои аргументы. Ведь школа должна оставаться комфортным, непереполненным учреждением.

С 2015 года в Финляндии введено обязательное посещение детьми с шести лет подготовительных классов. Этот сектор образовательной системы также в перечне услуг и ответственности муниципальных властей. Предусмотрены также дополнительные факультативные занятия после девятого класса для учеников, у которых возникли затруднения в процессе учебы, нужно подтянуть уровень знаний, чтоб поступить в колледж. Потому-то на территории каждого муниципалитета проблемы своих образовательных учреждений знают досконально.

Что будет через два-три года?

Вовсе не в шутку заданный вопрос: какой станет система образования через два три года? Точного ответа ни у кого нет – ни у сторонников радикального реформирования школьной системы, ни у специалистов, которые за более мягкое проведение обновлений.

И тем не менее, с 2017 года финские школьники начнут заниматься по новым учебным планам. Речь идет не только и не столько об новых учебниках, новых методических разработках, новом уровне технического обеспечения. Хотя, кстати, написание и издание учебников и пособий в Суоми тоже стало одним из видов серьезного бизнеса.

Главная задача реформы образования – сделать школу, всю школьную жизнь соответствующими требованиям изменяющегося мира. Естественный вопрос: разве не стремилась и не стремится система образования к достижению этой же цели? Финны считают, что недостаточно. Обучение и воспитание не должны быть сфокусированы на информировании, заучивании, формировании минимума необходимых представлений. В меняющемся мире со своими жизненными, профессиональными задачами справиться человек с широкими представлениями о меняющемся мире, с этическими нормами, с пониманием, что такое цивилизация.

-У нас уже и сейчас нет балловой системы оценки деятельности ученика в начальной школе, - рассказывает Леена Лехтинен. – Учитель дает характеристику деятельности каждого ученика за определенный период, оценивает его личные успехи и проблемы. Главный вопрос в любом образовании: почему надо учиться? Современных детей нельзя и невозможно принуждать императивом: ты должен! Сформулировать с помощью педагога свою задачу и творчески, вместе искать ответы – таким представляется процесс познания в новой школе.

Признаться, слушая Леену Лехтинен, ловила себя на мысли, что очень многие идеи, о которых она говорит, внедрены, практикуются в российской школе. Педагогический опыт огромен, лучшие учителя России воспитывают целые поколения, прививая любовь к знаниям и труду. Что у нас «не так» в принципе? На мой взгляд, расслоение аудитории будущих учеников уже на том этапе, когда один ребенок идет в элитный детский сад, а другой посещает рядовой муниципальный. Так вот финны хотят реформу не для тех и не там, где уже сформировались возможности, есть поддержка родителей и даже географически комфортней и проще. Создать возможности каждому ученику, чтоб он стал участником устойчивого развития с младых лет – так бы я суммировала идеи финских реформаторов.

Поднимать планку. В том числе педагогам

Не секрет, в Суоми достаточно много квалифицированных педагогов не имеют работы. Трудоустроиться в школе, в гимназии не так просто (сравните, как не хватает у нас преподавателей особенно в районной глубинке).

И всё равно профессия учителя остается престижной! Молодые кандидаты на вакантные должности стараются постоянно повышать свои навыки, работают волонтерами в различных программах для детей и юношества.

Леена Лехтинен, в частности, отметила тенденцию: в настоящее время уходят на пенсию учителя старших поколений. Это поколения педагогов, которые начинали в прошлом веке, которым бывает достаточно трудно осваивать необходимые в современной школе технологии. Приходят педагоги с новым багажом, другими навыками и возможностями.

Наверно, это правильно. Современный ребенок, владеющий различными гаджетами, не обязан выслушивать объяснения старшего, типа: техника – не моя стихия.

-Как Вы считаете, нет ли опасности в стремительных переменах? Ведь школа не сможет развиваться, если разрушить фундамент, забыть лучший опыт, - спросила я нашу гостью.

- В истории постоянно идут изменения, причем намного более резкие и в больших масштабах, говорит госпожа Лехтинен.- Конечно, в Финляндии прекрасно понимают, что есть фундаменты - культура, традиции, национальный язык и литература, история. Современный учитель, имеющий самое прекрасное образование, должен постоянно поднимать свою планку. Так мы сможем реально меняться сами и менять многое в окружающем мире. При подготовке к лекциям в Петрозаводске я сама узнала много нового: о необычных формах проведения занятий, о дискуссиях в муниципалитетах Финляндии, о новых принципах и подходах к роли школы. У меня 25 младших родственников, которые посещают школу. С их дневниками теперь знакомлюсь с особым интересом!

Людмила Мишина

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter